СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно" является коррекционной и предназначена для учащихся коррекционных классов VII вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН




УТВЕРЖДЕНА

решением педсовета

протокол № 1

от 31.08. 2017 г

Председатель педсовета

________Н. И. Лобацкая





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности

«Говорим и пишем правильно»




Уровень образования (класс) основное общее образование (5- 9 класс)


Количество часов всего: 170; в неделю 1 час; (5 класс - 34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс- 34 часа, 8 класс- 34 часа, 9 класс- 34 часа)





Учитель: Хорошун Милана Михайловна




Программа разработана на основе программы авторов учебно-методического комплекта по русскому языку для 5-9 классов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других (М.: Просвещение, 2011 г.) и с учётом примерной программы по русскому языку, включённой в Примерную основную образовательную программу основного общего образования, внесенной в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа факультатив « Говорим и пишем правильно», разработана на основе:

-основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район;

-требований к результатам освоения ООП НОО;

-программы формирования УУД;

-коррекционной программы.

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.

Изменился психический, соматический и речевой статус детей, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.

Отставание учащегося в речевом развитии, проявляемое в неточности понимания слов, бедности словарного запаса, дефектах произношения. В дальнейшем к этим недостаткам присоединяются нарушения чтения и письма. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения.

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

Своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» является коррекционной и предназначена для учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида, имеющих различные нарушениями устной и письменной речи, препятствующих успешному овладению чтением и письмом и позволяет проводить коррекционную работу с детьми с целью устранения пробелов по русскому языку, стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.




Основная цель:

-обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи этой категории в освоении основной образовательной программы среднего общего образования;

-повышение речевой культуры учащихся;

-предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;

-воспитание, педагогическое сопровождение процесса становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основные задачи:

-своевременное выявление учащихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

-определение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

-определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

-создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образова­тельной программы среднего общего образования и их ин­теграции в образовательном учреждении;

-осуществление индивидуально ориентированной психо­лого-медико-педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-освоение языка на уровне правильности (норм русского литературного языка);

-овладение качеством речи хорошей (богатством, точностью, выразительностью, чистотой, уместностью и логичностью). Речь правильная и речь хорошая рассматриваются как две ступени в повышении речевой культуры, сама речевая культура – как проявление общей культуры человека. - обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.;
-обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся;
-обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;
-создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

-воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные на­правления. Данные направления отражают её основное содер­жание:

-диагностическая работа выявляет степень готовности учащихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы русского языка, развития речи и литературы; посредством диктанта обследуется фонематический слух и письменная речь учащихся. Выявляются дисрафические ошибки обусловленные нарушением фонематического слуха, слоговой структуры, оптико-пространственных представлений, а также орфографические ошибки.

-коррекционно-развивающая работа способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, позна­вательных, коммуникативных).

Основные принципы, пути и методы достижения цели:

1.Научность: практические задания  основаны на владении  теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.

2.Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей  структуры; последующий блок дополняет  общую картину языкового явления.

3.Природосообразность: сведения по курсу преподносятся  с учетом готовности класса их воспринимать.

4.У учащихся воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.

5.Креативность: изучение предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.

6.Творческий характер заданий:  например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).


Содержание курса внеурочной деятельности

1.Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

Цель введения данного раздела - привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно -практической деятельности учащихся : работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

2.Пропедевтика изучения трудных тем.

Некоторые темы, включенные в содержание программы, требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

3.Восполнение пробелов в знаниях.

В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

4.Развитие речи.

Цель данного раздела - обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.


Планируемые результаты факультатива

«Говорим и пишем правильно»

  1. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

  2. Развитие способностей, участие в различных конкурсах.

  3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

  4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

  5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.

  6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Итоговым результатом работы данного кружка является общественный смотр знаний сотрудниками школы в конце учебного года.



Личностными результатами освоения программы являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметными результатами освоения программы являются:

владение всеми видами речевой деятельности;

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • владение примами отбора и систематизации материалов на определнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и внеобразовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.


Предметные результаты:

5 класс

Обучающиеся должны знать:

  • как анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

Развитие речи:

  • делить текст на микротемы; составлять простой и сложный планы;

  • составлять текст на основе исходного.

6 класс

Обучающиеся должны знать:

  • порядок грамматического разбора; морфологические признаки изученных частей речи;

  • определения орфографических и пунктуационных правил; определение «компрессия», виды компрессии текста; аргументировать свои ответы и приводить примеры.

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • дифференцировать части речи; находить в тексте изученные орфограммы, объяснять их правописание;

  • различать виды предложений.

Развитие речи:

  • делить текст на микротемы; составлять простой и сложный планы;

  • составлять текст на основе исходного.

7 класс

Обучающиеся должны знать:

  • способы группировки орфограмм по основным признакам;

  • виды грамматических справочников, их назначение;

  • определения основных орфографических и пунктуационных правил;

  • обосновывать свои ответы и приводить примеры;

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;

  • дифференцировать части речи;

  • целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей;

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.

Развитие речи:

  • строить текст-рассуждение: аргументировать свои высказывания;

  • уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;

  • выразительно читать прозаический и стихотворный текст.

8 класс

Обучающиеся должны знать:

  • понятия основных разделов языка;

  • теоретические сведения по синтаксису и пунктуации.

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • различать части речи; находить в тексте обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения; вводные слова, обращение и т.д.);

  • отличать неполные предложения от односоставных;

  • правильно ставить знаки препинания в простом предложении, осложненном обособленными членами, однородными членами, прямой речью, обращением, вводными словами и предложениями и др.

Развитие речи:

  • строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;

  • строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально-нравственную тему;

  • определять микротемы в тексте; знать основные способы компрессия текста.

9 класс

Обучающиеся должны знать:

  • способы группировки орфограмм по основным признакам;

  • виды грамматических справочников, их назначение;

  • определения основных орфографических и пунктуационных правил;

  • обосновывать свои ответы и приводить примеры;

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;

  • дифференцировать части речи;

  • правильно определять вид сложного предложения, составлять схемы всех видов предложений;

  • строить монологическую речь, применяя конструкции сложных предложений;

  • правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.

Развитие речи:

  • строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;

  • строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально-нравственную тему;

  • определять микротемы в тексте; знать основные способы компрессия текста.