СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная программа внеурочной деятельности "Грамотей" составлена согласно требованиям ФГОС.Основная задача программы состоит в том, что обеспечить разностороннее развитие школьников, развить творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотей"»

Муниципальное образование Новокубанский район п. Прикубанский

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.Я. Тимова п. Прикубанского

муниципального образования Новокубанский район





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2015 года протокол № 1

Председатель _______ Д. Т. Кулиева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности


кружок


«Грамотей»


Срок реализации программы: 1 год


Возраст обучающихся: 11 лет


Составитель: Г.М. Пельгуева







СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


_________ С.Г. Гусейнов

«31» августа 2015 года




Муниципальное образование Новокубанский район пос. Прикубанский

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Я. Тимова п. Прикубанского муниципального образования Новокубанский район




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



кружка «Грамотей»


Класс 5


Учитель Галина Михайловна Пельгуева


Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе авторской программы Пельгуевой Г.М., утвержденной решением педсовета, протокол № 1 от 31. 08. 2015г.














Структура рабочей программы


Пояснительная записка

Программа разработана учителем русского языка и литературы Пельгуевой Галиной Михайловной с учетом требований ФГОС общего образования II поколения.

Программа внеурочной деятельности 5 класса «Грамотей» имеет общеинтеллектуальную направленность (по ФГОС). Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры.

Курс «Грамотей» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе.

 Программа данного кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

         Кроме того, программа кружка позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем даю в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель программы.

Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • преемственность.

Форма организации занятий.

Групповые: с наполняемостью до 10-12 человек. В состав группы входят учащиеся одного класса. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года 40 минут 1 раз в неделю.

Общее количество часов –34 часов в год.

















II. Учебно-тематический план



п/п

Содержание

(разделы, тема)

Всего

час

Количество часов


Характеристика

деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные


I год обучения


Фонетика

6




1.

Фонетика. Скороговорки и чистоговорки.


1



Отвечают на вопросы, соревнуются в проговаривании скороговорок и чистоговорок, соотносят звуки и буквы, выполняют фонетический разбор слова, делают фонетическую транскрипцию различных слов.

2.

Ударные и безударные слоги


1


3.

Обозначение фонем буквами.


1


4.

Фонетическая транскрипция.


1


5.

Графика. Превращения слов. Шарады.



1

Виртуальная экскурсия в мир слов, шарад, метаграмм.

6.

Превращения слов. Метаграммы.


1



Лексика

4




7.

Лексика. Подбор

синонимов, антонимов.


1


Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Пользуются толковыми словарями.

8.

Фольклор: пословицы, поговорки.



1

Виртуальная экскурсия в мир пословиц, поговорок, фразеологизмов

9.

Фольклор: фразеологизмы.



1

10.

Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок».



1


Состав слова

6




11.

Состав слова и

словообразование. Слова «растут» из корня.


1


Опознают корень как главную значимую часть слова, формируют группы однокоренных слов, подбирают слова с чередованием гласных и согласных, Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками.

12.

Чередование гласных и согласных.


1


13.

Что могут сказать приставки при- и пре-.


1


14.

Строительная работа морфем.


1


15.

Значение суффиксов


1


16.

Школьная олимпиада (I тур).


1



Орфография

5




17.

Орфография. Тайны фонемы.


1


Обозначают правила написания различных орфограмм

18.

Правила правописания морфем.


1


19.

Волшебное средство – самоинструктаж.



1

Виртуальная экскурсия в мир слов

20.

Память и грамотность.


1



21.

Школьная олимпиада (II тур).



1


Части речи

5




22.

Части речи. Чемпионы среди имен.


1


Определяют морфологические признаки различных частей речи, используют народные загадки и пословицы с различными частями речи, выявляют какая часть речи наиболее чаще встречается в речи.

23.

Смысловые значения прилагательных.


1


24.

Оттенки значений глаголов


1


25.

Народные загадки и пословицы с числительными.



1

26.

Частота употребления местоимений.


1



Синтаксис и пунктуация

3




27.

Синтаксис и пунктуация. Виды предложений.


1


Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, повторяют синтаксический разбор предложения, участвуют в викторине.

28.

Синтаксический разбор.


1


29.

Викторина «Занимательная грамматика».



1


Связная речь

5




30.

Связная речь. Виды текстов.


1


Редактируют различные виды текстов, составляют план текста, устанавливают принадлежность текста к различным стилям, участвуют в конкурсе грамотеев.

31.

План текста.


1


32.

Стили речи.


1


33.

Викторина «В мире слов».



1

34.

Конкурс грамотеев.


1



Итого

34ч

25

9





III. Содержание программы


Фонетика 6ч

Фонетическая транскрипция. Гласные и согласные звуки. Ударение. Деление на слоги.

Лексика 4ч

Синонимы, антонимы. Многозначность слов. Пословицы, фразеологизмы.

Состав слова 6ч

Однокоренные слова. Морфемы. Основа слова.

Орфография 5ч

Правописание гласных и согласных в различных морфемах. Объяснение правил правописания

Части речи 5ч

Грамматические особенности разных частей речи.

Синтаксис и пунктуация 3ч

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами предложения, сложных.

Связная речь 5ч

Виды текстов. План текста. Стили речи.



IV. Предполагаемые результаты реализации программы



Личностными результатами являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.




V. Формы и виды контроля

     1. Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

     2. Тестирование.

     3. Конкурсы заметок.

     4. Исследование познавательного интереса.

VI. Методические рекомендации

Программа «Грамотей» призвана научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Для этого необходимо включение элементов занимательности, развитие познавательного интереса к изучению русского языка, показать как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Содержание и методы обучения должны содействовать приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивать единство развития, воспитания и обучения.

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

В. Волина. Веселая грамматика. М.: “Просвещение”, 2005 г.


1

2.

Занимательная грамматика. Составитель Е. Е. Семенова, М.: “Омега”, 2006 г.

1

3.

Н. М. Бетенькова, Д. С. Фомин. Конкурс грамотеев. М.: “Просвещение”, 2007 г.

1

4.

Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. Секреты орфографии. М.: “Просвещение”, 2009

1


2. Печатные пособия

1.

Тесты. Русский язык 5 класс. Автор М.П. Книгина.

17

2.

Дидактический материал.

1


3. Технические средства обучения

1.

Интерактивная доска

1

2.

Использование Интернет-ресурсов

все


4. Экранно-звуковые пособия

1.

Универсальный мультимедийный тренажер

1

2.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

1


5. Оборудование класса

1.

Интерактивная доска

1

2.

Ноутбок

1

3.

Камера

1

4.

Принтер

1



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО зам.директора по НМР

учителей русского языка ____________ С.Г. Гусейнов

и литературы «31» августа 2015г

№ 1 от 28. 08. 2015г

Руководитель МО ОУ №8

______________ Н.А. Данилова

Календарно-тематическое планирование



п/п

Содержание

(разделы, тема)

Всего

час

Количество часов


Даты проведения уроков

Оборудование

Аудитор

ные

Внеауди

торные

по неделям

фактич.

провед.


I год обучения


Фонетика

6


1.

Фонетика. Скороговорки и чистоговорки.


1



01.09-05.09


CD

2.

Ударные и безударные слоги


1


07.09-12.09



3.

Обозначение фонем буквами.


1


14.09-19.09



4.

Фонетическая транскрипция.


1


21.09-26.09


ИД

5.

Графика. Превращения слов. Шарады.



1

28.09-03.10



6.

Превращения слов. Метаграммы.


1


05.10-10.10




Лексика

4


7.

Лексика. Подбор

синонимов, антонимов.


1


12.10-17.10



8.

Фольклор: пословицы, поговорки.



1

19.10-24.10


CD

9.

Фольклор: фразеологизмы.



1

26.10-31.10



10.

Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок».



1

09.11-14.11




Состав слова

6


11.

Состав слова и

словообразование. Слова «растут» из корня.


1


16.11-21.11



12.

Чередование гласных и согласных.


1


23.11-28.11



13.

Что могут сказать приставки при- и пре-.


1


30.11-05.12



14.

Строительная работа морфем.


1


07.12-12.12



15.

Значение суффиксов


1


14.12-19.12



16.

Школьная олимпиада (I тур).


1


21.12-26.12


ИД


Орфография

5


17.

Орфография. Тайны фонемы.


1


11.01-16.01



18.

Правила правописания морфем.


1


18.01-23.01



19.

Волшебное средство – самоинструктаж.



1

25.01-30.01



20.

Память и грамотность.


1


01.02-06.02



21.

Школьная олимпиада (II тур).



1

08.02-13.02


ИД


Части речи

5


22.

Части речи. Чемпионы среди имен.


1


15.02-20.02



23.

Смысловые значения прилагательных.


1


22.02-27.02



24.

Оттенки значений глаголов


1


29.02-05.03



25.

Народные загадки и пословицы с числительными.



1

07.03-12.03


CD

26.

Частота употребления местоимений.


1


14.03-19.03




Синтаксис и пунктуация

3


27.

Синтаксис и пунктуация. Виды предложений.


1


31.03-02.04



28.

Синтаксический разбор.


1


04.04-09.04



29.

Викторина «Занимательная грамматика».



1

11.04-16.04


ИД


Связная речь

5


30.

Связная речь. Виды текстов.


1


18.04-23.04



31.

План текста.


1


25.04-30.04



32.

Стили речи.


1


02.05-07.05



33.

Викторина «В мире слов».



1

09.05-17.05


ИД

34.

Конкурс грамотеев.


1


19.05-24.05




Итого

34ч

25

9