Пояснительная записка.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Планируемые результаты курса.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Условия реализации программы
обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
подбор и подготовка диагностического инструментария;
наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.
Методические материалы.
Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.
2.Содержание программы:
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Сбор игр.
2. «Я и семья» (5 часов).Формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.«Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.Мой любимый город.
О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города.
День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)
1.«Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден?
2.«Я и семья» (8 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений.
3.«Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству.
Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Богатыри земли Русской. Новогодние зарисовки.
Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Экскурсия в библиотеку.
4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. По каким правилам мы живем. Наша школа в будущем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок.
5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков.. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков.
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3.«Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.«Я и школа» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе.
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений.
5.«Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
Мини-проекты, презентации Оформление альбома. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Тема занятия | Кол-во часов |
1. Урок Мира | 1 |
2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 |
3. Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 |
4. Осень в родном городе. Фотоконкурс | 1 |
5. Подумай о других. Беседа с элементами игры | 1 |
6. Я- ученик. Беседа с творческим заданием | 1 |
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей | 1 |
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | 1 |
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений | 1 |
10. Мой портфель. Игра-экспромт | 1 |
11. Моя любимая мамочка. Презентация | 1 |
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 |
13. Мой любимый город. Беседа | 1 |
14. Наш город. Конкурс визиток | 1 |
15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков | 1 |
16. Самый уютный класс. Конкурс | 1 |
17. Экология нашего города. Беседа | 1 |
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек | 1 |
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | 1 |
20. Мы и наши права. Урок-игра | 1 |
21. Игры на развитие произвольных процессов | 1 |
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | 1 |
23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование | 1 |
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра | 1 |
25. Широкая Масленица. Игра | 1 |
26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов | 1 |
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | 1 |
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие | 1 |
29. День птиц. Выставка рисунков | 1 |
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 1 |
31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества | 1 |
32. Открытка ветерану. Акция | 1 |
33. Десант чистоты и порядка | 1 |
34. Знай и люби свой край. Викторина | 1 |
3-й класс «Россия - Родина моя» (34часа)
Тема занятий | Кол-во часов |
1. Кому нужна моя помощь? Беседа с творческим заданием. | 1 |
2.Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 |
3.Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 |
4.Для чего я рожден? | 1 |
5.Откуда я родом. | 1 |
6.Почему меня так назвали. Презентация. | 1 |
7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 |
8.Моя семья - моя радость. | 1 |
9.У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 |
10.Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! | 1 |
11.Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 |
12.Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 |
13.Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Викторина. | 1 |
14.Богатыри земли Русской. Экскурсия в библиотеку. | 1 |
15.Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 |
16.Мой класс - моя семья. Беседа. | 1 |
17.Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе. | 1 |
18.Ты и твои друзья. Игра. | 1 |
19.Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. | 1 |
20.По каким правилам мы живем. Игра. | 1 |
21. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 |
22.Знакомства с символами Российского государства. | 1 |
23.Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Путешествие по страницам журналов. | 1 |
24.Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 |
25.Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 |
26.Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 |
27.История страны в названиях улиц. Презентации. Доклады. | 1 |
28.История Отечества. Аукцион знаний. | 1 |
29.Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. | 1 |
30.Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа. | 1 |
31.Животные из Красной книги. Доклады. | 1 |
32.Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильмов. | 1 |
33.Чем живет планета Земля? КВН. | 1 |
34.Судьба Земли - наша судьба. | 1 |
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
Тема занятия | Кол-во часов |
1. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 |
2. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры | 1 |
3. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение | 1 |
4. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. | 1 |
5. Панорама добрых дел. | 1 |
6. Забота о родителях - дело совести каждого. | 1 |
7. Я и моя семья. Фотовыставка | 1 |
8. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов | 1 |
9. Игры с младшим братом (сестрой) | 1 |
10. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина | 1 |
11. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут | 1 |
12. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 |
13 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие | 1 |
14. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 |
15. Я и мой класс. Конкурс рисунков | 1 |
16. Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 |
17. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | 1 |
18. Зачем нужно учиться в школе. Диспут | 1 |
19. Поговорим о толерантности | 1 |
20. Символика России. Символы нашего края. | 1 |
21. Государственный праздник - День Согласия и примирения | 1 |
22. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети» | 1 |
23. Основной закон жизни нашего государства. Беседа | 1 |
24. Я - гражданин России. Игра-викторина | 1 |
25. Герои России. Сообщения учащихся | 1 |
26. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа | 1 |
27. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 |
28. Города-герои. Оформление альбома | 1 |
29. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры | 1 |
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек | 1 |
31. Знаешь ли ты страны мира? Викторина | 1 |
32 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика | 1 |
33. Я - житель планеты Земля. Круглый стол | 1 |
34. Берегите природу. Конкурс экологических сказок | 1 |
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,
религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.