Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Игра в пионербол»
для учащихся 2- 4 х классов
Пояснительная записка
Пионербол (по правилам волейбола)- мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол.
Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
Программа «Игра в пионербол» для 2- 4 х классов начальной школы общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 классов под общей редакцией В.И.Ляха.
Программа рассчитана на 34 занятия в году (1 раз в неделю) во 2- 4х классах.
При составлении списков обучающихся учитываются их возрастные особенности.
Содержание программы по обучению пионерболу
Цели программы:
обеспечение прав и возможностей учащихся начальных классов на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;
проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ;
Задачи программы:
приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков, относящихся к физической культуре:
развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
использование факторов отбора (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области футбола;
освоение учащимися физических упражнений из видов спорта, включенных в учебную программу (гимнастика, легкая атлетика и др.), а так же подвижных игр и технических действий игры в футбол;
освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся. Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области пионербола. Программа рассчитана на количество часов, отводимые на изучение образовательной области «Физическая культура», базисным учебным планом и системой дополнительного образования. Программа разделена по классам и реализуется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом.
На ступени начального образования следует обеспечить детям с учетом их потребностей физиологическую норму двигательной активности, необходимую для нормального развития основных систем организма и моторики растущего человека. Во втором классе учащиеся знакомятся с физическими упражнениями, преимущественно в игровой форме. Они должны понять важность правильного выполнения движений. Во третьем классе они поэтапно разучивают и осваивают двигательные действия до уровня умений. В четвертом классе продолжается совершенствование двигательных умений до приобретения ими устойчивых навыков. При организации и проведении занятий физической культурой в образовательном учреждении следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности.
Программа состоит из семи разделов:
1. Основы знаний о физической культуре и спорте.
2. Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом.
3. Общая физическая подготовка.
4. Специальная физическая подготовка.
5. Контрольные и тестовые упражнения.
6. Медицинский контроль.
7. Мониторинг.
В разделе «Основы знаний о физической культуре и спорте» представлен материал, который" дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.
Раздел «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом»знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом.
Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения младших школьников основным техническим приемам игры в пионербол. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.
Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и физическую готовность учащихся.
В разделе «Медицинский контроль» медицинским учреждением представлен материал для осуществления контроля за здоровьем учащихся.
Раздел «Мониторинг» содержит материал, позволяющий учителю иметь возможность следить за физическим состоянием учащихся.
Принципы - от простого к сложному, от знакомого к неизвестному - на которых строятся учебные занятия, дают возможность последовательно от класса к классу обучать учащихся новым, более сложным двигательным действиям.
Качество учебного процесса во многом зависит от правильного распределения учебных занятий в течении года, для чего необходимо составить годовой план их проведения.
Главной целью планирования является создание предпосылок для начального обучение пионерболу. В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышение физический и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносили радость и удовольствие
Календарно-тематическое планирование по пионерболу
2 класс
№занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Инструкция по технике безопасности Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх» Тестирование. | 1 | | |
2-5 | Комплекс ОРУ№1(с мячами) . Правила игры. Переходы. Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте | 4 | | |
6-7 | Комплекс ОРУ№2.(С мячами) Приёмы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол | 2 | | |
8-10 | Комплекс ОРУ №3. Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Пионербол | 3 | | |
11-14 | Комплекс ОРУ №4. Правила формирования команд. Виды подач. Пионербол. | 4 | | |
15-16 | Подготовка к турниру. Комплекс ОРУ№5 Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности | 2 | | |
17 | Турнир по пионерболу | 1 | | |
18-19 | Комплекс ОРУ№5. Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх» | 2 | | |
20-21 | Комплекс ОРУ №6 .Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» | 2 | | |
22-23 | Комплекс ОРУ №7. Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы» Тестирование. | 2 | | |
24-25 | Комплекс №8(с набивными мячами) Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. | 2 | | |
26-27 | Комплекс ОРУ№9 (с утяжелителями). Прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | | |
28-29 | Комплекс ОРУ №10(со скакалками. эстафеты с мячом. Пионербол | 2 | | |
30-32 | Комплекс ОРУ310.Обучение составлению комплекса. Правила судейства. П.И. «Собачки» Пионербол. | 2 | | |
33 | Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование. | 1 | | |
34 | Турнир по пионерболу. | 1 | | |
| Всего | 34 | | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование по пионерболу
3 класс
№занятия | Содержание учебного материала | Количество часов | дата |
1 | Инструкция по технике безопасности Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх» Тестирование. | 1 | |
2-5 | Комплекс ОРУ№1(с мячами) . Правила игры. Переходы. Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте | 4 | |
6-7 | Комплекс ОРУ№2.(С мячами) Приёмы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол | 2 | |
8-10 | Комплекс ОРУ №3. Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Пионербол | 3 | |
11-14 | Комплекс ОРУ №4. Правила формирования команд. Виды подач. Пионербол. | 4 | |
15-16 | Подготовка к турниру. Комплекс ОРУ№5 Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности | 2 | |
17 | Турнир по пионерболу | 1 | |
18-19 | Комплекс ОРУ№5. Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх» | 2 | |
20-21 | Комплекс ОРУ №6 .Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» | 2 | |
22-23 | Комплекс ОРУ №7. Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы» Тестирование. | 2 | |
24-25 | Комплекс №8(с набивными мячами) Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. | 2 | |
26-27 | Комплекс ОРУ№9 (с утяжелителями). Прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | |
28-29 | Комплекс ОРУ №10(со скакалками. эстафеты с мячом. Пионербол | 2 | |
30-32 | Комплекс ОРУ310.Обучение составлению комплекса. Правила судейства. П.И. «Собачки» Пионербол. | 3 | |
33 | Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование. | 1 | |
34 | Турнир по пионерболу. | | |
| Всего | 34 | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование по пионерболу
4 класс
№занятия | Содержание учебного материала | Количество часов | дата |
1 | Инструкция по технике безопасности Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх» Тестирование. | 1 | |
2-5 | Комплекс ОРУ№1(с мячами) . Правила игры. Переходы. Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте | 4 | |
6-7 | Комплекс ОРУ№2.(С мячами) Приёмы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол | 2 | |
8-10 | Комплекс ОРУ №3. Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Пионербол | 3 | |
11-14 | Комплекс ОРУ №4. Правила формирования команд. Виды подач. Пионербол. | 4 | |
15-16 | Подготовка к турниру. Комплекс ОРУ№5 Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности | 2 | |
17 | Турнир по пионерболу | 1 | |
18-19 | Комплекс ОРУ№5. Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх» | 2 | |
20-21 | Комплекс ОРУ №6 .Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» | 2 | |
22-23 | Комплекс ОРУ №7. Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы» Тестирование. | 2 | |
24-25 | Комплекс №8(с набивными мячами) Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. | 2 | |
26-27 | Комплекс ОРУ№9 (с утяжелителями). Прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | |
28-29 | Комплекс ОРУ №10(со скакалками. эстафеты с мячом. Пионербол | 2 | |
30-32 | Комплекс ОРУ310.Обучение составлению комплекса. Правила судейства. П.И. «Собачки» Пионербол. | 3 | |
33 | Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование. | 1 | |
34 | Турнир по пионерболу. | | |
| Всего | 34 | |