Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»
Направленность – Социокультурная
Класс – 3
Автор-составитель:
Лебедева Л.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
город Ульяновск
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3
Содержание учебного занятия стр. 7
Планируемые результаты освоения учебного занятия стр. 9
Календарно-тематическое планирование стр. 12
Список использованных источников стр. 17
Аннотация стр.18
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Основная образовательная программа школы на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.2019;
- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;
- Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;
- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;
- Положение о пятидневной учебной неделе, утверждено приказом № 181/1 от 24.05.2019.
Программа «Истоковедение» составлена на основе программы «Истоки» авторов А.В.Камкина и И.А.Кузьмина. Программа является модифицированной. По содержательной направленности социально-педагогической.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.
Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Задачи курса «Истоки»
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Количество занятий в год – 34, в неделю.
Содержание учебного занятия
«Вера» - 8 часов
Теория – 6 часов.
Вера. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело.
Верность – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу.
Верность. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
Правда. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Справедливость. Правосудие.
Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится.
Честь. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Практика – 2 часа.
1. Викторина «А знаете ли вы...»
2. Инсценировка ситуаций о вере, правде, чести.
2. Надежда – 8 часов.
Теория – 6 часов
Надежда. Стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать.
Согласие. Единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье.
Согласие. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
Терпение. Умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Нетерпимость к злому слову и делу.
Послушание. Доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести.
Послушание. Послушание родителям. Законопослушание.
Практика – 2 часа
1. Творческий конкурс «А мы знаем и умеем!»
2. Выпуск памятки «На заметку школьникам!» (о послушании родителям)
3. Любовь – 8 часов.
Теория – 6 часов
Любовь. Сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
Милосердие. Иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу.
Милосердие. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная.
Доброта. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в тои и правды мало.
Покаяние. Чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
Практика – 2 часа
1. Выпуск стенгазеты «Добрые дела»
2. Викторина «Дружбой дорожить умейте»
4. София – 8 часов.
Теория – 6 часов
Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает
Размышлять и вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
Истина. Неложность. Подлинность. Искренность. Хранители истины.
Истина. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды.
Знания и мудрость. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Практика – 2 часа
1. Викторина «О книгах»
2. Творческий конкурс «Вера, Надежда, Любовь»
5. Заключение - 2 часа
Практика – 2 часа
Итоговое занятие «Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?»
Праздник «Вера. Надежда. Любовь. София».
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения учебного занятия
Личностные
У учащихся будут сформированы:
понимание значения изучения курса «Истоки»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе традиций;
осознание своей этнической принадлежности;
чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
осознание себя как гражданина России;
уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой, ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выполнять парные и групповые задания в классе
Учащиеся могут научиться:
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
Предметные
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
Календарно – тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала (тема занятий) | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Вводный урок | Ресурсный круг «Какие знания даёт детям предмет Истоки»? Освоение базовых с/к ценностей: Вера, Надежда, Любовь, София | 1 | 06.09 | 06.09 |
Вера |
2 | Чему доверяет сердце | Работа в паре «Что объединяет вера?» Освоение базовых с/к ценностей: вера, доверие, уверенность, признание. | 1 | 13.09 | 13.09 |
3 | Во что верует душа | Работа в паре «Правила нравственности» Освоение базовых с/к ценностей: заповеди, нравственность. | 1 | 20.09 | 20.09 |
4 | Верность – знак веры | Ресурсный круг «Верность Родине» Освоение базовых с/к ценностей: надежность, верность, присяга, клятва, чувство долга. | 1 | 27.09 | 27.09 |
5 | Верность в слове и деле | Работа в паре «Ложную клятву давать – веру ломать» Освоение понятий: Верность, долг. | 1 | 04.10 | 04.10 |
6 | Правда | Работа в паре «Пословицы о правде» Освоение базовых с/к ценностей: правда, правда истинная, праведный труд | 1 | 11.10 | 11.10 |
7 | Где живёт правда | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным для тебя?» Освоение базовых с/к ценностей: путеводный образ, справедливость. | 1 | 18.10 | 18.10 |
8 | Честь | Работа в паре «Честь» Освоение базовых с/к ценностей: доблесть, воинство, честь, доброе имя, честность. | 1 | 25.10 | 25.10 |
9 | Честь | Ресурсный круг «Береги честь смолоду» Освоение базовых с/к ценностей: доблесть, воинство, честь, доброе имя, честность. | 1 | 08.11 | |
10 | Обобщение к разделу «Вера» | Работа в паре «Честь по заслугам» Освоение базовых с/к ценностей: Спасительная вера. Минуты творчества Благодарная память | 1 | 15.11 | |
Надежда |
11 | Надежда | Ресурсный круг «Как в жизни человеку помогает надежда?» Освоение базовых с/к ценностей: Надежда. Уверенность. Вера. Правда. Верность. Честь. | 1 | 22.11 | |
12 | Надежда | Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» Освоение базовых с/к ценностей: Сила воли, вера. Верность | 1 | 29.11 | |
13 | Согласие | Ресурсный круг «Строительство моста Освоение базовых с/к ценностей: согласие, единодушие, единомыслие, единоверие. | 1 | 06.12 | |
14 | Согласие | «Согласие в деле» - работа в четверке Освоение базовых с/к ценностей: Согласие. Красота. Надежда. Успех. Терпение. | 1 | 13.12 | |
15 | Терпение и умение | Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение? » Освоение базовых с/к ценностей: терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. Подвиг - к внутреннему движению, к подвижничеству, испытание духа. Во имя чего нужно терпеть? Терпение в слове, деле, образе. Высший подвиг- терпение. | 1 | 20.12 | |
16 | Терпение и спасение. | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» Освоение базовых с/к ценностей: Как научиться терпению? Опыт терпения православного человека. Чего терпеть нельзя. | 1 | 27.12 | |
17 | Послушание | Работа в четверке «Послушание» Освоение базовых с/к ценностей: Терпение. Надежда. Послушание. Родительское наставление. | 1 | 17.01 | |
18 | Обобщение к разделу «Надежда» | Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» Освоение базовых с/к ценностей: Что значит отвечать перед людьми и совестью? Надежда – устремление к доброму исходу дела. | 1 | 24.01 | |
Любовь |
19 | Любовь к ближнему | «В чем проявляется любовь к ближнему?» работа в четверке. Освоение базовых с/к ценностей: Любовь. Правда. Подвиг. Молитва. Святая вера. Спасение | 1 | 31.01 | |
20 | Любовь | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» Освоение базовых с/к ценностей: сердечная привязанность, родительская любовь. | 1 | 07.02 | |
21 | Милосердие в деле | Милосердие», работа в четверке Освоение базовых с/к ценностей: Милосердия – дела любви. Забота. Внимание. Сочувствии. Сострадание. | 1 | 14.02 | |
22 | Милосердие в слове | Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие» Освоение базовых с/к ценностей: Милосердия – дела любви. Забота. Внимание. Сочувствии. Сострадание. | 1 | 21.02 | |
23 | Доброта. | «Доброта истинная и доброта ложная» работа в четверкеОсвоение базовых с/к ценностей: Доброта. Благо. Добросердечие | 1 | 28.02 | |
24 | Доброта – образ любви | Работа в четверке, «Добрые дела» Освоение базовых с/к ценностей: Доброта. Благо. Добросердечие. Совесть. Мужество. Радость. Спокойствие. Благодарность | 1 | 06.03 | |
25 | Раскаяние | «Раскаяние», работа в четверке. Освоение базовых с/к ценностей: Раскаяние. Любовь. Прощение. | 1 | 13.03 | |
26 | Покаяние и любовь | Работа в четверке «На пути раскаяния» Освоение базовых с/к ценностей: Таинство. Покаяние. Исповедь. | 1 | 20.03 | |
27 | Обобщение к разделу «Любовь» | Работа в четверке «Сад добродетелей» Освоение базовых с/к ценностей: Сад добродетелей. Прислушаемся к голосу сердца. Что сближает и разъединяет людей? | 1 | 03.04 | |
София |
28 | Ум да разум. | Работа в четверке «Ум да разум» Освоение базовых с/к ценностей: Ум. Разум. Мудрость. | 1 | 10.04 | |
29 | Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий | Ресурсный круг на целостное восприятие: «Что вам понравилось в древнерусской школе?» Освоение базовых с/к ценностей: Святость. Мудрость. | 1 | 17.04 | |
30 | Истина | Работа в четверке «Истина в слове». Освоение базовых с/к ценностей: Истина. Поучение. Мудрость. Летописи. | 1 | 24.04 | |
31 | Истина в образе и деле | Ресурсный круг «Как предмет Истоки помогает постигать истину?» Освоение базовых с/к ценностей: Истина. Поучение. Мудрость | 1 | 08.05 | |
32 | Знания и мудрость | Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» Освоение базовых с/к ценностей: Мудрость, мудрецы, премудрость | 1 | 15.05 | |
33 | Знания и мудрость Обобщение к разделу «София» | Работа в четверке «Работа победителя» Освоение базовых с/к ценностей: Знания. Мудрость. Совесть. Истина. Любовь. Ум. Разум. Святость. | 1 | 22.05 | |
34 | Обобщающий урок за год «Почему Вера, Надежда, Любовь родные сестры?» | Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?» | 1 | 29.05 | |
Список использованных источников
Т. Кислицина. «Духовно – нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя», книги 1-3. М.: Школьная пресса, 2000-2001 гг.
Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Истоки». Учебное пособие для 3 класса. М: Издательский дом «Истоки», 2014 г.
Рабочие тетради, М , Издательский дом «Истоки» 2014г
И.А. Кузьмин «Социокультурный системный подход к истокам в образовании». Истоковедение т.6 – М.: Издательский дом «Истоки», 2007 г.
Информационно-комммуникационные средства
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
Начальная школа - детям, родителям, учителям http://www.nachalka.com/
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодияhttp://nachalka.info/
Начальная школаhttp://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/
1 сентября. Начальная школаhttp://nsc.1september.ru/-
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школыit-n.
9