СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»

Направленность – Социокультурная

Класс – 3

Автор-составитель:

Лебедева Л.А.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.



город Ульяновск









Содержание рабочей программы:

Пояснительная записка стр. 3



Содержание учебного занятия стр. 7



Планируемые результаты освоения учебного занятия стр. 9



Календарно-тематическое планирование стр. 12



Список использованных источников стр. 17



Аннотация стр.18











Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

Рабочая программа составлена на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»:

- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);

- Основная образовательная программа школы на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.2019;

- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;

- Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;

- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;

- Положение о пятидневной учебной неделе, утверждено приказом № 181/1 от 24.05.2019.

Программа «Истоковедение» составлена на основе программы «Истоки» авторов А.В.Камкина и И.А.Кузьмина. Программа является модифицированной. По содержательной направленности социально-педагогической.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;

Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.

Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

Целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

Задачи курса «Истоки»

- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

- развитие мотивации к саморазвитию.

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие управленческих способностей;

- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Количество занятий в год – 34, в неделю.

Содержание учебного занятия



  1. «Вера» - 8 часов

Теория – 6 часов.

  1. Вера. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело.

  2. Верность – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу.

  3. Верность. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

  4. Правда. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Справедливость. Правосудие.

  5. Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится.

  6. Честь. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Практика – 2 часа.

1. Викторина «А знаете ли вы...»

2. Инсценировка ситуаций о вере, правде, чести.

2. Надежда – 8 часов.

Теория – 6 часов

  1. Надежда. Стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать.

  2. Согласие. Единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье.

  3. Согласие. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

  4. Терпение. Умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Нетерпимость к злому слову и делу.

  5. Послушание. Доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести.

  6. Послушание. Послушание родителям. Законопослушание.

Практика – 2 часа

1. Творческий конкурс «А мы знаем и умеем!»

2. Выпуск памятки «На заметку школьникам!» (о послушании родителям)

3. Любовь – 8 часов.

Теория – 6 часов

  1. Любовь. Сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.

  2. Милосердие. Иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу.

  3. Милосердие. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.

  4. Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная.

  5. Доброта. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в тои и правды мало.

  6. Покаяние. Чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

Практика – 2 часа

1. Выпуск стенгазеты «Добрые дела»

2. Викторина «Дружбой дорожить умейте»

4. София – 8 часов.

Теория – 6 часов

  1. Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает

  2. Размышлять и вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.

  3. Истина. Неложность. Подлинность. Искренность. Хранители истины.

  4. Истина. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

  5. Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды.

  6. Знания и мудрость. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.

Практика – 2 часа

1. Викторина «О книгах»

2. Творческий конкурс «Вера, Надежда, Любовь»

5. Заключение - 2 часа

Практика – 2 часа

  1. Итоговое занятие «Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?»

  2. Праздник «Вера. Надежда. Любовь. София».



Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.




Планируемые результаты освоения учебного занятия

Личностные

У учащихся будут сформированы:

понимание значения изучения курса «Истоки»;

ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе традиций;

осознание своей этнической принадлежности;

чувство гордости свою Родину;

могут быть сформированы:

осознание себя как гражданина России;

уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.



Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

понимать цель познавательной деятельности;

планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

находить необходимую информацию в учебнике;

получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой, ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;

устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)

сравнивать исторические события.



Коммуникативные

Учащиеся научатся:

выполнять парные и групповые задания в классе

Учащиеся могут научиться:

распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

Предметные

В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного  в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.

Календарно – тематическое планирование

Содержание учебного материала (тема занятий)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводный урок

Ресурсный круг «Какие знания даёт детям предмет Истоки»? Освоение базовых с/к ценностей: Вера, Надежда, Любовь, София

1

06.09

06.09

Вера

2

Чему доверяет сердце



Работа в паре «Что объединяет вера?» Освоение базовых с/к ценностей: вера, доверие, уверенность, признание.

1

13.09

13.09

3

Во что верует душа

Работа в паре «Правила нравственности» Освоение базовых с/к ценностей: заповеди, нравственность.

1

20.09

20.09

4

Верность – знак веры

Ресурсный круг «Верность Родине» Освоение базовых с/к ценностей: надежность, верность, присяга, клятва, чувство долга.

1

27.09

27.09

5

Верность в слове и деле

Работа в паре «Ложную клятву давать – веру ломать» Освоение понятий: Верность, долг.

1

04.10

04.10

6

Правда

Работа в паре «Пословицы о правде» Освоение базовых с/к ценностей: правда, правда истинная, праведный труд

1

11.10

11.10

7

Где живёт правда

Ресурсный круг

«Какой образ является путеводным для тебя?» Освоение базовых с/к ценностей: путеводный образ, справедливость.

1

18.10

18.10

8

Честь

Работа в паре «Честь» Освоение базовых с/к ценностей: доблесть, воинство, честь, доброе имя, честность.


1

25.10

25.10

9

Честь

Ресурсный круг «Береги честь смолоду» Освоение базовых с/к ценностей: доблесть, воинство, честь, доброе имя, честность.

1

08.11


10

Обобщение к разделу «Вера»

Работа в паре «Честь по заслугам» Освоение базовых с/к ценностей: Спасительная вера.

Минуты творчества

Благодарная память

1

15.11


Надежда

11

Надежда

Ресурсный круг «Как в жизни человеку помогает надежда?» Освоение базовых с/к ценностей: Надежда. Уверенность. Вера. Правда. Верность. Честь.

1

22.11


12

Надежда

Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» Освоение базовых с/к ценностей: Сила воли, вера. Верность

1

29.11


13

Согласие

Ресурсный круг «Строительство моста Освоение базовых с/к ценностей: согласие, единодушие, единомыслие, единоверие.

1

06.12


14

Согласие

«Согласие в деле» - работа в четверке Освоение базовых с/к ценностей: Согласие. Красота. Надежда. Успех. Терпение.


1

13.12


15

Терпение и умение

Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение? » Освоение базовых с/к ценностей: терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. Подвиг - к внутреннему движению, к подвижничеству, испытание духа.

Во имя чего нужно терпеть? Терпение в слове, деле, образе.

Высший подвиг- терпение.

1

20.12


16

Терпение и спасение.

Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» Освоение базовых с/к ценностей: Как научиться терпению? Опыт терпения православного человека. Чего терпеть нельзя.

1

27.12


17

Послушание

Работа в четверке «Послушание» Освоение базовых с/к ценностей: Терпение. Надежда. Послушание. Родительское наставление.

1

17.01


18

Обобщение к разделу «Надежда»

Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» Освоение базовых с/к ценностей: Что значит отвечать перед людьми и совестью? Надежда – устремление к доброму исходу дела.


1

24.01


Любовь

19

Любовь к ближнему

«В чем проявляется любовь к ближнему?» работа в четверке. Освоение базовых с/к ценностей: Любовь. Правда. Подвиг. Молитва. Святая вера. Спасение

1

31.01


20

Любовь

Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» Освоение базовых с/к ценностей: сердечная привязанность, родительская любовь.

1

07.02


21

Милосердие в деле

Милосердие», работа в четверке Освоение базовых с/к ценностей: Милосердия – дела любви. Забота. Внимание. Сочувствии. Сострадание.

1

14.02


22

Милосердие в слове

Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие» Освоение базовых с/к ценностей: Милосердия – дела любви. Забота. Внимание. Сочувствии. Сострадание.

1

21.02


23

Доброта.

«Доброта истинная и доброта ложная» работа в четверкеОсвоение базовых с/к ценностей: Доброта. Благо. Добросердечие


1

28.02


24

Доброта – образ любви

Работа в четверке, «Добрые дела» Освоение базовых с/к ценностей: Доброта. Благо. Добросердечие. Совесть. Мужество. Радость. Спокойствие. Благодарность


1

06.03


25

Раскаяние

«Раскаяние», работа в четверке. Освоение базовых с/к ценностей: Раскаяние. Любовь. Прощение.

1

13.03


26

Покаяние и любовь

Работа в четверке «На пути раскаяния» Освоение базовых с/к ценностей: Таинство. Покаяние. Исповедь.

1

20.03


27

Обобщение к разделу «Любовь»

Работа в четверке «Сад добродетелей» Освоение базовых с/к ценностей: Сад добродетелей. Прислушаемся к голосу сердца. Что сближает и разъединяет людей?

1

03.04


София

28

Ум да разум.

Работа в четверке «Ум да разум» Освоение базовых с/к ценностей: Ум. Разум. Мудрость.


1

10.04


29

Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий

Ресурсный круг на целостное восприятие: «Что вам понравилось в древнерусской школе?» Освоение базовых с/к ценностей: Святость. Мудрость.

1

17.04


30

Истина

Работа в четверке «Истина в слове». Освоение базовых с/к ценностей: Истина. Поучение. Мудрость. Летописи.

1

24.04


31

Истина в образе и деле

Ресурсный круг «Как предмет Истоки помогает постигать истину?» Освоение базовых с/к ценностей: Истина. Поучение. Мудрость

1

08.05


32

Знания и мудрость


Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» Освоение базовых с/к ценностей: Мудрость, мудрецы, премудрость

1

15.05


33

Знания и мудрость

Обобщение к разделу «София»

Работа в четверке «Работа победителя» Освоение базовых с/к ценностей: Знания. Мудрость. Совесть. Истина. Любовь. Ум. Разум. Святость.

1

22.05


34

Обобщающий урок за год «Почему Вера, Надежда, Любовь родные сестры?»

Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?»

Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?»

1

29.05


Список использованных источников

  1. Т. Кислицина. «Духовно – нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя», книги 1-3. М.: Школьная пресса, 2000-2001 гг.

  2. Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Истоки». Учебное пособие для 3 класса. М: Издательский дом «Истоки», 2014 г.

  3. Рабочие тетради, М , Издательский дом «Истоки» 2014г

  4. И.А. Кузьмин «Социокультурный системный подход к истокам в образовании». Истоковедение т.6 – М.: Издательский дом «Истоки», 2007 г.



Информационно-комммуникационные средства

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета



  1. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -

  2. Начальная школа - детям, родителям, учителям http://www.nachalka.com/

  3. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодияhttp://nachalka.info/

  4. Начальная школаhttp://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40

  5. Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/

  6. 1 сентября. Начальная школаhttp://nsc.1september.ru/-

  7. Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -

  8. Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm

  9. Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школыit-n.



9