СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный книголюб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Юный книголюб"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный книголюб"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей

От 28.08.2015г №____ Руководитель МО

_________ _________

подпись расшифровка


Заместитель директора

по УВР

________ _____________

подпись расшифровка подписи

« 31 » августа 2015г.

Решением педагогического совета от 30.08.15 г. Протокол № 1 введено в действие приказом

От 01.09.2015 г № ___

Директор школы

_________ ______________

подпись расшифровка подписи




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Научно-познавательного направления

«Юный книголюб»

Ступень обучения: начальное общее образование

Класс: 1-4

Количество часов:138

Учитель: Коньшина Галина Николаевна Ι квалификационная категория

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.;

на 2015– 2019 учебный год









Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………3 -6

  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности………7

  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

Форм организаций и видов деятельности…………………8 - 9

  1. Тематическое планирование…………………………………10 -27

  2. Приложение №1 Календарно- тематическое планирование







































Пояснительная записка

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа по чтению для учащихся 1-4 классов « Юный книголюб» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе - 33 часа, во 2-4 классах по 35 часов.

Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи: 

1 год

• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

• формировать интерес к литературному чтению,

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

2 год

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• знакомиться с различными типами текстов;

3 год

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

4 год

• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Формы организации занятий:

  • занятие-диспут,

  • занятие-спектакль,

  • занятие-праздник,

  • занятие-интервью,

  • интегрированное занятие,

  • конференция,

  • устный журнал,

  • конкурсы,

  • литературная игра.

























Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:


  1. Познавательные УУД:

Знания:

  • исторического процесса возникновения письменности

  • исторического процесса формирования книг и книгопечатания

  • структурного состава печатных изданий и их аппарата

  • многообразия типов и видов литературы

  • способов записи о прочитанном

  • периодических изданий для детей

  • выдающихся художников - иллюстраторов

  • о системе библиотечного обслуживания

  1. Регулятивные УУД:

Умения:

  • различать виды древней письменности и материалов для письма

  • составлять информационную карту издания

  • находить необходимую информацию, используя аппарат издания

  • вести информационный поиск

  • работать с различными видами и типами изданий

  • вести записи о прочитанном

  • выбирать книгу в библиотеке


  1. Коммуникативные УУД:

Навыки:

  • работать с книгой

  • работать с периодическими изданиями

  • быстро и грамотно находить необходимую информацию, обращаясь к различным источникам

  • использовать разные виды чтения в зависимости от задачи

  • выбирать нужный вид записи о прочитанном


Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам, способность осуществлять осознанный и ответственный выбор.




Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

1 класс

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

  1. класс

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

  1. класс

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

4 класс

Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.































Тематический план

1 класс



Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

Литературные сказки

В.Берестов « Мастер птица»


1

Рассматривать книги,

выделять понятия: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Пересказывать сюжет по вопросам учителя.

Инсценировать один эпизод по выбору:

Птицы посылают аиста и соловья учиться пению.

Аист у мудреца.

Соловей у мудреца.

Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.


1

Слушать и рассматривать книги, уточнять значения непонятных слов.

Проговаривать хором,

работать с иллюстрациями и оглавлением.

Разыгрывать диалоги,

пересказывать по серии картинок.

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.


1

Учиться разгадывать загадки различной тематики.

Выделять тематические группы загадок,

иллюстрировать

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей.

Русские народные потешки и прибаутки.

1

Учиться читать потешки и прибаутки


«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»


1

Слушать, читать и рассматривать книги

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход».

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»


1

Слушать, читать и рассматривать книги-сборники.

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»


1

Разучивать считалки для выбора ведущих ролей.

Разыгрывать игры по всем правилам.

8 – 9

Ш.Перро «Красная шапочка»


2

Читать и рассматривать книги. Слушать литературное чтение.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

10

«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

1


Читать и рассматривать книги.

Сравнивать и анализировать произведения.

11 - 12

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»


2

Читать и рассматривать книги.

Отвечать на вопросы сказок.

Рисовать иллюстрации к сказкам

13

Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова


1

Читать и рассматривать книги – сборника,

отыскивать знакомые загадки, воспроизводить те, которые запомнили.

Знакомиться с понятием «рифма».

14

Друзья детства.

К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»


1

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

15

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Читать и рассматривать книги. Учиться выборочному чтению

16

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»


1

Читать и рассматривать книги. , Проводить словарную работу «Мастер на все руки».

17 - 19

О наших сверстниках.

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»


3

Читать и рассматривать книги. Читать по ролям.

Работать с иллюстрациями, составлять характеристики главных героев.

20

Стихи о родном крае.

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».


1

Рассматривать сборники стихов И. Сурикова,

Читать выразительно.

Заучивать стихотворения наизусть.

21

О героях.

А.Митяев «Богатыри»


1

Читать и рассматривать книги. Знакомиться с понятием «былина»

22 - 23

О доброте.

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».


2

Читать и рассматривать книги. Придумать своё название сказки. Пересказывать сказки от имени девочки, петушка.

24

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..


1

Рассматривать сборник «О мамах»

Читать выразительно.

Заучивать стихотворения наизусть.

25

«В стране Вообразилии»

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

Рассматривать сборник

Б. Заходера «В стране Вообразилии»,

Читать выразительно выбранное стихотворение.

26

Знакомые незнакомцы.

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

1

Читать и рассматривать книги. Воспроизводить содержание по иллюстрациям.

27 - 28

Книги о животных.

Е. Чарушин «На нашем дворе»,

Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».


2

Рассматривать сборник книг «О животных»,

комментировать чтение.

Пересказывать по серии картинок, выбирать самый радостный эпизод и самый грустный.

Выделять научно-познавательные сведения.

Рисовать рисунок к произведению.

29

О любимых игрушках.

Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»


1

Рассматривать сборник стихов «Игрушки»,

читать выразительно стихотворения.

Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д.

Осмысливать содержание в форме разгадывания загадок.

30

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»


1

Читать и рассматривать книги. Разучивать волшебные песенки. Рисовать цветик - семицветик. Соотносить эпизоды сказки с лепестками волшебного цветка.

31

Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»


1

Читать и рассматривать книги. Передавать содержание.

Рисовать иллюстрации.

32

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

Знакомиться с хранилищем книг. Работать с выставкой книг.

33

Итоговое занятие.

Игра – викторина «Угадай сказку»

1

Читать и рассматривать книги.

Отвечать на вопросы викторины.




















  1. класс




Тема занятия

Кол - во

часо в

Основное содержание работы

1

Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат»


1

Рассматривать книги в классном уголке чтения,

приносить книги из дома, показывать друзьям.

Выучить одно стихотворение о школе наизусть.

2

Сказки о животных

В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»


1

Определять особенности жанра сказок о животных.

Пересказывать по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.

3

Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.



1

Учиться отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентироваться в теме чтения по заглавию.

Разучить одну загадку наизусть. Искать загадоки для составления классного сборника загадок.

4

Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»


1

Читать выразительно с интонацией сочувствием, обидой, сопереживанием.

Находить пословицы о дружбе и друзьях.

5

Здравствуй, осень!

М. Пришвин «Листопадничек»

1

Определять жанр произведения и тему,

составлять план произведения. Подготовить рисунки «Здравствуй, осень, золотая!»

6 - 7

Худому делу - худой конец.

Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы»,

В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др.


2

Учиться работать с книгой: обложкой, иллюстрацией, автором, темой, жанром.

Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

8

Стихи о Родине.

Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.



1

Читать и рассуждать о прочитанном.

Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине.

Подбирать книги для тематической выставки книг «О Родине»

9

Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин»

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

С.Маршак «Пудель», «Багаж»


1

Рассматривать различные произведения.

Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.

10

«На ярмарке»

Малые фольклорные жанры.

1

Выделять отличительные особенности русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу.

11

Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»


1

Определять темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.

Сочинять сказки о неживом предмете

( портфеле, кружке, ботинке, ручке и т.д.)

12

Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»


1

Отрабатывать связи « писатель - книги – тема».

Рассматривать картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц .

13

Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки»


1

Читать выразительно с интонацией юмора, радости.

Обращать внимание на связь « тема – автор».

Выбирать отрывка для заучивания наизусть.

14 - 16

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»


3

Анализировать произведения. Отрабатывать связи «жанр – книги»,

читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях

17 - 18

Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др.


2

Упражняться в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям.

Использовать внешние приметы или прежний опыт.

Характеризовать поступки героев.

19

Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».


1

Уметь находить название книги на корешке.

Определять Тему и жанр произведения.

Выразительно читать с интонацией сочувствия, грусти, радости.

20

Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!»


1

Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделять основных героев произведений.

Характеризовать прочитанные сказки.

Составлятьть рассказ о своём лучшем друге.

21 - 22

О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»



2

Учиться выборочно читать. Характеризовать главных героев. Озаглавливать тематическую выставку.

Отбирать, рассматривать книги о храбрости.

23

Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки»


1

Знакомиться с понятием «легенда». Выразительно читать стихотворения.

Анализировать содержание. Сочинять стихи о маме и для мамы.

24

Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост»


1

Выделять ключевые эпизоды по вопросам учителя.

Закреплять все приобретенные знания.

Составлять рассказ о своём добром поступке.

25 - 26

Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»


2

Знакомиться с книгой, начиная с фамилии автора .

Выразительно читать произведения.

Составлять характеристики положительных и отрицательных героев.

Пересказывать от лица главного героя.

27

Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»


1

Анализировать произведения. Характеризовать черты характера. Учить озаглавливать тематическую выставку.

Подбирать пословицы и поговорки о Родине.

Выделять для себя нравственные качества.

28

Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»


1

Выделять героев .

Характеризовать их поступки. Инсценировать и выбирать для себя роль.

29

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный»

Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»


1

Уметь находить в книгах общие признаки.

Отвечать на вопросы.

30

Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?»

Э. Шим «Чем пахнет весна».


1

Обращать внимание на связь « тема – автор».

Передавать весеннее настроение при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям.

Учиться словесно изображать весенние картины.

31

Знай и люби родную природу!

Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов»

Г. Скребицкий «Колючая семейка»


1

Обобщать прочитанное.

Находить логическую связь в произведении.

Пересказывать по плану.

32

Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина»


1

Устанавливать связь « автор – книга – тема».

Выделять ключевые эпизоды произведений.

33

Сказки народов родного края.


1

Знакомиться с особенностями сказок разных народов, их оформлением.

34

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»


1

Формировать нравственные позиции младшего школьника.

Составлять вопросы к произведению.

35

Резерв времени


1
















  1. класс




Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1.

Стихотворные сказки.

А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»


1

Находить особенности стихотворных сказок.

Сравнивать сказки разных авторов.

Выучить отрывок наизусть

2.

Детские энциклопедии.

Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.


1

Находить особенности энциклопедических публикаций. Искать в большом потоке интересную информацию.

3.

Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев


1

Учиться находить рифму, строфу, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

4.

Рассказы современных писателей о детях.

Т. Лихоталь «Синяк»,

Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»


1

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Сочинять свой рассказ «Что я люблю»

5 - 6

Волшебный мир сказок Бажова.

П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»


2

Выделять особенности уральских сказаний.

Составлять мини-рассказ «Я умею, я могу»

7

Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

В. Осеева «Простое дело"


1

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении.

8 - 9

Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста»

2

Делить произведения на смысловые части.

Находить в произведении понравившиеся отрывки.

10

Рассказы о животных.

Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос»


1

Читать и рассматривать книги. Передавать чувства, эмоции героев и читателей.

11

Книги о ребятах и их делах.

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

Работать с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказывать отрывки прочитанного произведения. Создать выставку книг А.П.Гайдара.

12

Произведения о долге и храбрости.

И. Тургенев «Капля жизни»

1

Составлять характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям.

Находить книги с произведениями о долге и храбрости.

Создать выставку книг о долге и храбрости.

13

Произведения о мамах и детях.

А. Милн «Непослушная мама»

1

Выразительно читать стихотворения.

Уметь передавать любовь и уважение тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Провести конкурс стихотворений о маме.

14

Сказки о приключениях детей.

И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др.

1

Слушать чтение произведений. Анализировать произведения. Коментировать чтение.

Составлять вопросы по тексту. Разгадывать кроссворды с использованием составленных вопросов

15

Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник»

1

Читать произведения юмористического жанра.

Выделять особенности произведений.

16

Сказки народов разных стран.

Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»

1

Выделять особенности арабских сказок.

Подбирать иллюстрации с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации).

17

Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»

В. Дуров «Наша Жучка» и др.


2

Выделять особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий.

Составить мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Оформить газету с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»

18

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин


1

Работать над произведениями художника-иллюстратора.

Определять значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения.

Иллюстрировать понравивший эпизод.

19

Как рождается герой.

Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»

1

Читать и рассматривать книги. Передавать настроение голосом. Выразительно читать выбранное стихотворение.

Провести конкурс на лучшего чтеца.

20

Люби живое.

М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

1

Читать и рассматривать книги.

Уметь находить отражение биографии и интересов писателя в его произведениях.

Выразительно читать отрывки из произведений.

21

По страницам детских журналов.

Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»

1

Анализировать поступки героев. Предлагать своё решение. Формулировать своё отношения к происходящему в произведении.

22 - 23

Твоя книжная полка.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»


2

Провести детальный анализ произведения.

Обобщить произведения.

Инсценировать отрывок из понравившегося произведения.

24 - 26

Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»


3

Анализировать произведения по вопросам учителя.

Подготовить иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок»

27

Стихи о родине поэтов родного края.


1

Обсудить патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовиться к выразительному чтению.

Провести конкурс на лучшего чтеца.

28

Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа.

К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».

1

Соотнести историю с художественным произведением. Найти произведения по теме занятия.

Оформить читательский уголок. Совершить экскурсию к памятнику воинам ВОВ.

29 - 30

Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

2

Находить особенности произведений зарубежных писателей, имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составлять вопросы по услышанному отрывку произведения.

Выразительно читать отрывки с коротким комментированием общего сюжета.

31

Мифы и легенды древней Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах,

Немейский лев.

1

Знакомиться с литературными понятиями «миф», «легенда». Сравнивать жанр «Мифы» со сказкой.

Пересказывать выбранный миф или легенду.

Составлять кроссворда «О мифах и легендах».

32 - 33

Книги, которые надо читать долго.

А. Волков «Волшебник изумрудного города»


2

Находить особенности чтения книг большого объёма.

Составлять план на основе опорных слов и предложений. Провести читательскую конференция по произведению «Волшебник изумрудного города».

34

КВН « В стране Читалии»

1

Провести КВН по прочитанным произведениям.

35

Резерв времени

1































4 класс




Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.


1

Расширить сведения о пособиях в помощь юному читателю.

Обобщить сведений о книгах - справочниках.

Изготовить книжки-самоделки «Знаете ли вы?».

Работать со справочной детской литературой.

2

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии


1

Расширить сведения о пособиях в помощь юному читателю.

Обобщить сведения о книгах-справочниках.

Изготовить книжки-самоделки «Знаете ли вы?».

Работать со справочной детской литературой.

3

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях


1

Упорядочить и систематизировать доступный круг чтения по теме. Выделять из прочитанных книг интересные сведения из науки и техники.

4

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.


1

Анализировать произведения.

Уметь коротко, понятно, интересно рассказывать о прочитанной книге.

Знакомиться с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформлять аннотации на прочитанные книги.

5

«Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.



1

Рассказывать о героях прочитанных книг.

Составлять свои рассказы по разным источникам.

Выделять книги С. Алексеева. Знакомиться с творчеством этого писателя.

Составлять устное аннотирование книг по теме урока.

Читать рассказы и очерки о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.

6 - 7

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных


2

Анализировать книги.

Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовиться и провести литературный марафон «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг.

8 - 10

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.


3

Знакомиться с новым видом издания – с собранием сочинений писателя.

Уметь выборочно читать, пересказывать, отрывки, воссоздающие образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформить презентацию «Книги Гайдара и о Гайдаре».

11 - 13

«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.


3

Знакомиться с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества.

Читать избранные стихотворения наизусть.

Анализировать стихотворения ряда поэтов-классиков.

Отбирать несколько стихотворений для чтения вслух, наизусть.

Провести литературную игру «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

14 - 16

«Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)



3

Беседовать о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал.

Провести коллективную презентацию «Творцы книг». Оформить выставку книг приключенческого жанра.

17 - 19

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»


3

Читать и рассматривать произведения приключенческого жанра.

Провести литературную викторину по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

20 - 22

«От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»




3

Анализировать книги.

Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характеристику главных героев.

23 - 24

«Современные писатели - детям»

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»

В. Медведев «Баранкин будь человеком»

2

Знакомиться с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества.

Анализировать произведения. Выбирать отрывки,

пересказывать от своего имени. Составлять вопросы по данным произведениям.

Оформить выставку книг. Провести самопрезентацию «Книга, которую советую вам прочитать»

25

Мир детства в рассказах А. П. Чехова

«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»


1

Рассказывать о героях прочитанных книг.

Находить книги А. П. Чехова. Знакомиться с творчеством этого писателя.

Составлять устное аннотирование книг по теме урока.

26 - 28

«С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»



3

Составлять задания по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.

Провести литературную игру «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.

29

Путешествие по сказкам братьев Гримм.

Сказки братьев Гримм



1

Читать и рассматривать книги. Составлять задания по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.

Провести литературную викторину по сказкам братьев Гримм.

30

Картины русской природы в произведениях писателей родного края


1

Знакомиться с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества.

Анализировать произведения. Выбирать отрывки,

пересказывать от своего имени. Составлять вопросы по данным произведениям.

Оформлять выставки книг.

32 - 33

Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков

Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка»


2

Анализировать и оценивать умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомиться с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформить аннотации на прочитанные книги.

34

Викторина «По страницам любимых

книг».

1

Провести викторину по страницам любимых книг.

35

Резерв времени

1





28