Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протокол заседания методического объединения учителей От 28.08.2015г №____ Руководитель МО _________ _________ подпись расшифровка | Заместитель директора по УВР ________ _____________ подпись расшифровка подписи « 31 » августа 2015г. | Решением педагогического совета от 30.08.15 г. Протокол № 1 введено в действие приказом От 01.09.2015 г № ___ Директор школы _________ ______________ подпись расшифровка подписи |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Научно-познавательного направления
«Юный книголюб»
Ступень обучения: начальное общее образование
Класс: 1-4
Количество часов:138
Учитель: Коньшина Галина Николаевна Ι квалификационная категория
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.;
на 2015– 2019 учебный год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………3 -6
Результаты освоения курса внеурочной деятельности………7
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
Форм организаций и видов деятельности…………………8 - 9
Тематическое планирование…………………………………10 -27
Приложение №1 Календарно- тематическое планирование
Пояснительная записка
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа по чтению для учащихся 1-4 классов « Юный книголюб» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе - 33 часа, во 2-4 классах по 35 часов.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
3 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
4 год
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:
Познавательные УУД:
Знания:
исторического процесса возникновения письменности
исторического процесса формирования книг и книгопечатания
структурного состава печатных изданий и их аппарата
многообразия типов и видов литературы
способов записи о прочитанном
периодических изданий для детей
выдающихся художников - иллюстраторов
о системе библиотечного обслуживания
Регулятивные УУД:
Умения:
различать виды древней письменности и материалов для письма
составлять информационную карту издания
находить необходимую информацию, используя аппарат издания
вести информационный поиск
работать с различными видами и типами изданий
вести записи о прочитанном
выбирать книгу в библиотеке
Коммуникативные УУД:
Навыки:
работать с книгой
работать с периодическими изданиями
быстро и грамотно находить необходимую информацию, обращаясь к различным источникам
использовать разные виды чтения в зависимости от задачи
выбирать нужный вид записи о прочитанном
Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам, способность осуществлять осознанный и ответственный выбор.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
класс
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
класс
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
4 класс
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Тематический план
1 класс
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
| Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица» | 1 | Рассматривать книги, выделять понятия: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказывать сюжет по вопросам учителя. Инсценировать один эпизод по выбору: Птицы посылают аиста и соловья учиться пению. Аист у мудреца. Соловей у мудреца. |
| Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | 1 | Слушать и рассматривать книги, уточнять значения непонятных слов. Проговаривать хором, работать с иллюстрациями и оглавлением. Разыгрывать диалоги, пересказывать по серии картинок. |
| «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | 1 | Учиться разгадывать загадки различной тематики. Выделять тематические группы загадок, иллюстрировать Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей. |
| Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | Учиться читать потешки и прибаутки |
| «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | 1 | Слушать, читать и рассматривать книги |
| «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | 1 | Слушать, читать и рассматривать книги-сборники. |
| Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» | 1 | Разучивать считалки для выбора ведущих ролей. Разыгрывать игры по всем правилам. |
8 – 9 | Ш.Перро «Красная шапочка» | 2 | Читать и рассматривать книги. Слушать литературное чтение. |
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» |
10 | «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | 1 | Читать и рассматривать книги. Сравнивать и анализировать произведения. |
11 - 12 | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | 2 | Читать и рассматривать книги. Отвечать на вопросы сказок. Рисовать иллюстрации к сказкам |
13 | Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова | 1 | Читать и рассматривать книги – сборника, отыскивать знакомые загадки, воспроизводить те, которые запомнили. Знакомиться с понятием «рифма». |
14 | Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | 1 | Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». |
15 | Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | Читать и рассматривать книги. Учиться выборочному чтению |
16 | Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» | 1 | Читать и рассматривать книги. , Проводить словарную работу «Мастер на все руки». |
17 - 19 | О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | 3 | Читать и рассматривать книги. Читать по ролям. Работать с иллюстрациями, составлять характеристики главных героев. |
20 | Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | 1 | Рассматривать сборники стихов И. Сурикова, Читать выразительно. Заучивать стихотворения наизусть. |
21 | О героях. А.Митяев «Богатыри» | 1 | Читать и рассматривать книги. Знакомиться с понятием «былина» |
22 - 23 | О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | 2 | Читать и рассматривать книги. Придумать своё название сказки. Пересказывать сказки от имени девочки, петушка. |
24 | «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. | 1 | Рассматривать сборник «О мамах» Читать выразительно. Заучивать стихотворения наизусть. |
25 | «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | Рассматривать сборник Б. Заходера «В стране Вообразилии», Читать выразительно выбранное стихотворение. |
26 | Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | 1 | Читать и рассматривать книги. Воспроизводить содержание по иллюстрациям. |
27 - 28 | Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». | 2 | Рассматривать сборник книг «О животных», комментировать чтение. Пересказывать по серии картинок, выбирать самый радостный эпизод и самый грустный. Выделять научно-познавательные сведения. Рисовать рисунок к произведению. |
29 | О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | 1 | Рассматривать сборник стихов «Игрушки», читать выразительно стихотворения. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д. Осмысливать содержание в форме разгадывания загадок. |
30 | О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» | 1 | Читать и рассматривать книги. Разучивать волшебные песенки. Рисовать цветик - семицветик. Соотносить эпизоды сказки с лепестками волшебного цветка. |
31 | Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» | 1 | Читать и рассматривать книги. Передавать содержание. Рисовать иллюстрации. |
32 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Знакомиться с хранилищем книг. Работать с выставкой книг. |
33 | Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку» | 1 | Читать и рассматривать книги. Отвечать на вопросы викторины. |
класс
№ | Тема занятия | Кол - во часо в | Основное содержание работы |
1 | Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» | 1 | Рассматривать книги в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. Выучить одно стихотворение о школе наизусть. |
2 | Сказки о животных В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» | 1 | Определять особенности жанра сказок о животных. Пересказывать по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. |
3 | Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки. | 1 | Учиться отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентироваться в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Искать загадоки для составления классного сборника загадок. |
4 | Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» | 1 | Читать выразительно с интонацией сочувствием, обидой, сопереживанием. Находить пословицы о дружбе и друзьях. |
5 | Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» | 1 | Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовить рисунки «Здравствуй, осень, золотая!» |
6 - 7 | Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др. | 2 | Учиться работать с книгой: обложкой, иллюстрацией, автором, темой, жанром. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. |
8 | Стихи о Родине. Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине. | 1 | Читать и рассуждать о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбирать книги для тематической выставки книг «О Родине» |
9 | Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» | 1 | Рассматривать различные произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению. |
10 | «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. | 1 | Выделять отличительные особенности русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу. |
11 | Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» | 1 | Определять темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинять сказки о неживом предмете ( портфеле, кружке, ботинке, ручке и т.д.) |
12 | Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» | 1 | Отрабатывать связи « писатель - книги – тема». Рассматривать картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц . |
13 | Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» | 1 | Читать выразительно с интонацией юмора, радости. Обращать внимание на связь « тема – автор». Выбирать отрывка для заучивания наизусть. |
14 - 16 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 3 | Анализировать произведения. Отрабатывать связи «жанр – книги», читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях |
17 - 18 | Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. | 2 | Упражняться в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям. Использовать внешние приметы или прежний опыт. Характеризовать поступки героев. |
19 | Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». | 1 | Уметь находить название книги на корешке. Определять Тему и жанр произведения. Выразительно читать с интонацией сочувствия, грусти, радости. |
20 | Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» | 1 | Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделять основных героев произведений. Характеризовать прочитанные сказки. Составлятьть рассказ о своём лучшем друге. |
21 - 22 | О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» | 2 | Учиться выборочно читать. Характеризовать главных героев. Озаглавливать тематическую выставку. Отбирать, рассматривать книги о храбрости. |
23 | Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки» | 1 | Знакомиться с понятием «легенда». Выразительно читать стихотворения. Анализировать содержание. Сочинять стихи о маме и для мамы. |
24 | Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» | 1 | Выделять ключевые эпизоды по вопросам учителя. Закреплять все приобретенные знания. Составлять рассказ о своём добром поступке. |
25 - 26 | Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» | 2 | Знакомиться с книгой, начиная с фамилии автора . Выразительно читать произведения. Составлять характеристики положительных и отрицательных героев. Пересказывать от лица главного героя. |
27 | Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | 1 | Анализировать произведения. Характеризовать черты характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подбирать пословицы и поговорки о Родине. Выделять для себя нравственные качества. |
28 | Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» | 1 | Выделять героев . Характеризовать их поступки. Инсценировать и выбирать для себя роль. |
29 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» | 1 | Уметь находить в книгах общие признаки. Отвечать на вопросы. |
30 | Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». | 1 | Обращать внимание на связь « тема – автор». Передавать весеннее настроение при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Учиться словесно изображать весенние картины. |
31 | Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г. Скребицкий «Колючая семейка» | 1 | Обобщать прочитанное. Находить логическую связь в произведении. Пересказывать по плану. |
32 | Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина» | 1 | Устанавливать связь « автор – книга – тема». Выделять ключевые эпизоды произведений. |
33 | Сказки народов родного края. | 1 | Знакомиться с особенностями сказок разных народов, их оформлением. |
34 | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» | 1 | Формировать нравственные позиции младшего школьника. Составлять вопросы к произведению. |
35 | Резерв времени | 1 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
1. | Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | Находить особенности стихотворных сказок. Сравнивать сказки разных авторов. Выучить отрывок наизусть |
2. | Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. | 1 | Находить особенности энциклопедических публикаций. Искать в большом потоке интересную информацию. |
3. | Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев | 1 | Учиться находить рифму, строфу, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн |
4. | Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» | 1 | Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинять свой рассказ «Что я люблю» |
5 - 6 | Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | 2 | Выделять особенности уральских сказаний. Составлять мини-рассказ «Я умею, я могу» |
7 | Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" | 1 | Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении. |
8 - 9 | Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | 2 | Делить произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки. |
10 | Рассказы о животных. Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос» | 1 | Читать и рассматривать книги. Передавать чувства, эмоции героев и читателей. |
11 | Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | Работать с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказывать отрывки прочитанного произведения. Создать выставку книг А.П.Гайдара. |
12 | Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» | 1 | Составлять характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Находить книги с произведениями о долге и храбрости. Создать выставку книг о долге и храбрости. |
13 | Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» | 1 | Выразительно читать стихотворения. Уметь передавать любовь и уважение тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Провести конкурс стихотворений о маме. |
14 | Сказки о приключениях детей. И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др. | 1 | Слушать чтение произведений. Анализировать произведения. Коментировать чтение. Составлять вопросы по тексту. Разгадывать кроссворды с использованием составленных вопросов |
15 | Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник» | 1 | Читать произведения юмористического жанра. Выделять особенности произведений. |
16 | Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» | 1 | Выделять особенности арабских сказок. Подбирать иллюстрации с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации). |
17 | Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. | 2 | Выделять особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Составить мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Оформить газету с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки» |
18 | Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин | 1 | Работать над произведениями художника-иллюстратора. Определять значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрировать понравивший эпизод. |
19 | Как рождается герой. Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» | 1 | Читать и рассматривать книги. Передавать настроение голосом. Выразительно читать выбранное стихотворение. Провести конкурс на лучшего чтеца. |
20 | Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | 1 | Читать и рассматривать книги. Уметь находить отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительно читать отрывки из произведений. |
21 | По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» | 1 | Анализировать поступки героев. Предлагать своё решение. Формулировать своё отношения к происходящему в произведении. |
22 - 23 | Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | 2 | Провести детальный анализ произведения. Обобщить произведения. Инсценировать отрывок из понравившегося произведения. |
24 - 26 | Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | 3 | Анализировать произведения по вопросам учителя. Подготовить иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок» |
27 | Стихи о родине поэтов родного края. | 1 | Обсудить патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовиться к выразительному чтению. Провести конкурс на лучшего чтеца. |
28 | Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». | 1 | Соотнести историю с художественным произведением. Найти произведения по теме занятия. Оформить читательский уголок. Совершить экскурсию к памятнику воинам ВОВ. |
29 - 30 | Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | 2 | Находить особенности произведений зарубежных писателей, имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составлять вопросы по услышанному отрывку произведения. Выразительно читать отрывки с коротким комментированием общего сюжета. |
31 | Мифы и легенды древней Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. | 1 | Знакомиться с литературными понятиями «миф», «легенда». Сравнивать жанр «Мифы» со сказкой. Пересказывать выбранный миф или легенду. Составлять кроссворда «О мифах и легендах». |
32 - 33 | Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» | 2 | Находить особенности чтения книг большого объёма. Составлять план на основе опорных слов и предложений. Провести читательскую конференция по произведению «Волшебник изумрудного города». |
34 | КВН « В стране Читалии» | 1 | Провести КВН по прочитанным произведениям. |
35 | Резерв времени | 1 | |
4 класс
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
1 | О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. | 1 | Расширить сведения о пособиях в помощь юному читателю. Обобщить сведений о книгах - справочниках. Изготовить книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работать со справочной детской литературой. |
2 | «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии | 1 | Расширить сведения о пособиях в помощь юному читателю. Обобщить сведения о книгах-справочниках. Изготовить книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работать со справочной детской литературой. |
3 | «Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях | 1 | Упорядочить и систематизировать доступный круг чтения по теме. Выделять из прочитанных книг интересные сведения из науки и техники. |
4 | «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ. | 1 | Анализировать произведения. Уметь коротко, понятно, интересно рассказывать о прочитанной книге. Знакомиться с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформлять аннотации на прочитанные книги. |
5 | «Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. | 1 | Рассказывать о героях прочитанных книг. Составлять свои рассказы по разным источникам. Выделять книги С. Алексеева. Знакомиться с творчеством этого писателя. Составлять устное аннотирование книг по теме урока. Читать рассказы и очерки о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. |
6 - 7 | «В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | 2 | Анализировать книги. Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовиться и провести литературный марафон «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг. |
8 - 10 | «Обыкновенная биография в необыкновенное время» Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | 3 | Знакомиться с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Уметь выборочно читать, пересказывать, отрывки, воссоздающие образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформить презентацию «Книги Гайдара и о Гайдаре». |
11 - 13 | «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. | 3 | Знакомиться с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Читать избранные стихотворения наизусть. Анализировать стихотворения ряда поэтов-классиков. Отбирать несколько стихотворений для чтения вслух, наизусть. Провести литературную игру «Знаешь ли ты поэтов-классиков?» |
14 - 16 | «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.) | 3 | Беседовать о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Провести коллективную презентацию «Творцы книг». Оформить выставку книг приключенческого жанра. |
17 - 19 | «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» | 3 | Читать и рассматривать произведения приключенческого жанра. Провести литературную викторину по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика» |
20 - 22 | «От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | 3 | Анализировать книги. Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характеристику главных героев. |
23 - 24 | «Современные писатели - детям» Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» | 2 | Знакомиться с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализировать произведения. Выбирать отрывки, пересказывать от своего имени. Составлять вопросы по данным произведениям. Оформить выставку книг. Провести самопрезентацию «Книга, которую советую вам прочитать» |
25 | Мир детства в рассказах А. П. Чехова «Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка» | 1 | Рассказывать о героях прочитанных книг. Находить книги А. П. Чехова. Знакомиться с творчеством этого писателя. Составлять устное аннотирование книг по теме урока. |
26 - 28 | «С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» | 3 | Составлять задания по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Провести литературную игру «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. |
29 | Путешествие по сказкам братьев Гримм. Сказки братьев Гримм | 1 | Читать и рассматривать книги. Составлять задания по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Провести литературную викторину по сказкам братьев Гримм. |
30 | Картины русской природы в произведениях писателей родного края | 1 | Знакомиться с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализировать произведения. Выбирать отрывки, пересказывать от своего имени. Составлять вопросы по данным произведениям. Оформлять выставки книг. |
32 - 33 | Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» | 2 | Анализировать и оценивать умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомиться с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформить аннотации на прочитанные книги. |
34 | Викторина «По страницам любимых книг». | 1 | Провести викторину по страницам любимых книг. |
35 | Резерв времени | 1 | |
28