СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" 5 класс»













Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный краевед»

5 класс (34 ч)

2022-2023 учебный год























Составитель: Агафонова Н.В.,

учитель истории



г. Тула, 2022



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом РФ от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101);

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 586 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»» (зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);

  • Историко - культурным стандартом истории России

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Примерной программой внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др. Москва, Просвещение»; 2019.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Общая характеристика курса

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места Тульского края, г. Тулы, его исторические и культурные центры, предприятия края, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Программа внеурочной деятельности по краеведческому направлению «Юный краевед» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Тульского края, города Тулы, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы, в которой систематически проводится работа по изучению истории Тульской области. На базе кабинета истории будет создан уголок «Память», где будет хранится и пополнятся краеведческий материал (документы, предметы материальной культуры).

Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

Цели и задачи программы

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;

• воспитывать патриотизм у обучающися..

Задачи программы:

образовательные:

формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

  • приобретение знаний о природе родного края, об истории,  культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие: 

  • развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

  • сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

  •  воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;

  • воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Направленность данной внеурочной образовательной программы: исследовательская и проектная деятельность.

Место в учебном процессе

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории города Тулы.

Особенности возрастной группы детей

Возраст, на который рассчитана программа (10-11 лет), 5 класс. Наполняемость группы количеством 12 человек.

Содержание курса

Введение (2 ч). Введение в исследовательскую и проектную деятельность. Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Краеведение — наука о родном крае.

Тема 1. Моя семья (4 ч). Успехи и достижения моей семьи. Моя родословная. Составление генеалогического древа. Профессии в моей семье. Семейные реликвии. Традиции семьи.

Тема 2. Наша школа (4 ч). Знакомство учащихся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы.

Тема 3. Мой край на карте Родины (4 ч). Россия — наша Родина. Москва — столица РФ. Символы РФ: герб, флаг, гимн. Тульский край — частица России. Географичекое положение Тульской области. Герб, флаг, гимн Тульской области.

Тема 4. Город, в котором я живу ( 10 ч). История возникновения Тульского края. Возникновения города Тула. История города в названиях улиц. Промышленность и сельское хозяйство Тульского края. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города Тула. Культура Тульского края и Тулы. Выдающиеся деятели Тульского края.

Тема 5. Тула в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.(6 ч). Вторжение немецко-фашистских войск на землю нашего края. Оборона Тулы. Организация обороны. На защите родного города. Герои обороны Тулы. Подпольное и партизанское движение в нашем крае. Изгнание фашистских войск из пределов края. Восстановление разрушенного хозяйства. Туляки – герои Советского Союза. Экскурсия по местам боевых действий, посещение краеведческого музея.

Тема 6. Защита проектов (4 ч). Выбор областей знания (подтемы). Сбор информации (работа с литературой, встречи с интересными людьми). Работа над проектами. Защита проектов.

Результаты обучения

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;

  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;.

вступать в беседу на занятии и в жизни

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

Предметные результаты

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки; локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной.
3.Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории;
устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.

4 .Работа с историческими источниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.); характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.

5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной истории, их участниках;
составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной истории (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в России;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: экономического, социального и политического развития России;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной истории : а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.

7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной истории, представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения; выражать отношение к деятельности исторических личностей с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.

8.Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры России для времени, когда они появились, и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной истории (в том числе на региональном материале).

Тематическое планирование



№ темы

Наименование тем

Количество часов

1.

Введение.

2

2.

Моя семья.

4

3.

Наша школа.

4

4.

Мой край на карте Родины.

4

5.

Город, в котором я живу.

10

6.

Тула в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

6

7.

Защита проектов.

4


Итого

34



Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

занятия

Тема

Количество

часов

Введение (2 ч)

1


Инструктаж по ТБ. Краеведение — наука о родном крае.

1

2


Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1

Моя семья (4 ч)

3


Я и моё имя.

1

4


Корни моей семьи.

1

5


Моя родословная. Составление генеалогического древа.

1

6


Традиции моей семьи.

1

Наша школа (4 ч)

7


Знакомство с историей школы.

1

8


Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

9


Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.

1

10


Традиции моей школы.

1

Мой край на карте Родины (4 ч)

11


Россия — наша Родина. Москва — столица РФ.

1

12


Символы РФ: герб, флаг, гимн.

1

13


Тульский край — частица России. Географичекое положение Тульской области.

1

14


Герб, флаг, гимн Тульской области.

1

Мой край на карте Родины (10 ч)

15


История возникновения Тульского края. Экскурсия.

1

16


Возникновения города Тула.

1

17


История города в названиях улиц.

1

18


История города в названиях улиц. Экскурсия.

1

19


Промышленность и сельское хозяйство Тульского края.

1

20


Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города Тула.

1

21


Культура Тульского края и Тулы. Наука, литература, театр.

1

22


Культура Тульского края и Тулы. Живопись, архитектура, музыка. Экскурсия.

1

23


Выдающиеся деятели Тульского края.

1

24


Выдающиеся деятели Тульского края.

1

Тула в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

25


Вторжение немецко-фашистских войск на землю нашего края. Оборона Тулы. Организация обороны. Герои обороны Тулы.

1

26


Подпольное и партизанское движение в нашем крае.

1

27


Изгнание фашистских войск из пределов края. Восстановление разрушенного хозяйства.

1

28


Туляки – герои Советского Союза.

1

29


Туляки – герои Советского Союза.

1

30


Экскурсия в Военно-Исторический музей.

1

Защита проектов (4 ч)

31


Защита проектов.

1

32


Защита проектов.

1

33


Защита проектов.

1

34


Защита проектов.

1



Литература

  1. Пеньков В.В. История Тульской области: пособие по краеведению для учащихся. Тула, Пересвет, 2006.

  2. Пеньков В.В. История Тульской области. Двадцвтый век: пособие по краеведению для учащихся. Тула, Пересвет, 2004.

  3. Рассаднев С.А. Прогулка по улицам Тулы. Тула, Пересвет,2003.

  4. Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, Приокское книжное издательство, 2002.

  5. Афремов И.Ф. История Тульского края. Тула, Приокское книжное издательство, 2002.