Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Соболевская основная школа имени А.Н. Попова
| Принято на педагогическом совете Протокол №____ «___»______________2021 г | Утверждаю Директор МБОУ Соболевская основная школа им. А.Н. Попова ________ Приказ №___ от «__»____________2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный патриот»
Направление: духовно-нравственное
Класс: 6-7
Количество часов:68
Самусева Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный патриот» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р
Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» на 2021-2024 гг.
Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2021 годы
Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Региональным проектом «Патриотическое воспитание» на 2021-2024 гг.
Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ Соболевская ОШ им. А. Н. Попова на 2021-2022 учебный год.
Положением об организации внеурочной деятельности учащихся МБОУ Соболевская ОШ им. А. Н. Попова на 2021-2022 учебный год.
Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны).
Задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому прошлому народа;
содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности в саморазвитии;
способствовать формированию общественной активности личности и гражданской позиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» Рабочая программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Смоленской области, законам РФ, старшему поколению, к природе. Рабочая программа «Юный патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2021 годы».
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 6 -7 классов. На реализацию программы отводится 68 часов (34 часа в 6 классе, 34 часа в 7 классе) из расчёта 1 час в неделю. Формы занятий: беседа, кинолекторий, экскурсия, встречи с интересными людьми, практическая работа. Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная. Формы подведения итогов – результаты опроса участников образовательных отношений, участие в выставках, конкурсах.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Личностные УУД:
социализация личности;
формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;
развитие творческого потенциала ученика;
воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
воспитание интереса к творческой деятельности;
формирование гражданского отношения к Отечеству;
бережное отношение к духовным ценностям;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации
Метапредметные УУД:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
овладение способами ведения коллективной творческой работы;
умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
Предметные УУД:
сформированность краеведческих знаний;
сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней;
развитие творческих способностей, самостоятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения - 6класс. Первый раздел «Моя семья – моя Россия».
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера, работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения своего рода в истории страны. Второй раздел «Россия – наша Родина». Содержание программного материала: символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Второй год обучения -7класс.
Первый раздел «Мой край родной»
Содержание программного материала: Символы Смоленской области, культурное наследие родного края, народы, их нравы и традиции.
Второй раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Содержание программного материала: ВОв в судьбах наших земляков, встречи с тружениками тыла и детьми войны, памятники героям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
6 класс 1 раздел «Моя семья – моя Россия» |
1.Наследие в школьном музее | | 1 | 1 | | экскурсия | |
2.Что такое семья, род? | Объяснение основных понятий | 3 | 1 | 2 | беседа | сочинение |
3.Профессии в моей родословной. Наш семейный альбом. | Беседа о профессиях в семье и составление семейного альбома | 3 | 1 | 2 | беседа | |
4.Как составить родословную. | Составление родословной | 4 | 1 | 3 | урок- практикум | Взаимопро -верка |
5.Реликвия в моей семье. | Объяснение понятия слова «реликвия», беседа о семейных реликвиях | 2 | 1 | 1 | фотовыставка | |
6.Вклад моей семьи в летопись победы. | Защита своего проекта | 5 | 1 | 4 | исследоват. деятельнос ть | написание исследо- вательской работы |
7.Медаль в моем доме. | Защита своего проекта | 3 | 1 | 2 | конкурс- сочинений | написание исследо- вательской работы |
8.Знакомство со школьным музем | | 4 | 4 | | экскурсия | |
Всего: 25ч. | 25 | 7 | 16 | | |
2 раздел «Россия – наша Родина» |
1.Государственные символы России. | Знакомство с историей гимна, герба и флага России | 3 | 1 | 2 | презентаци я | |
2.Государствен ные праздники | Знакомство с праздниками России | 2 | 1 | 1 | презентация | сообщения |
3.Народный календарь. | | 2 | 1 | 1 | сообщения | составле ние презента ции |
4.Красота родной природы. | | 2 | 1 | 1 | презентация | Рисунки на конкурс |
Всего:9 часов | 9 | 4 | 5 | | |
Итого:34 часа | 34 | 11 | 21 | | |
7 класс 1 раздел «Мой край родной» |
1.Культурное наследие родного края | Рассказ о поэтах и писателях Смоленского края, чтение стихов. | 4 | 1 | 3 | сообщения | |
2.Этнография родного края. | | 2 | 1 | 1 | презентация | |
3.Народы, населяющие Смоленскую область. | знакомство с разнообразием народов Смоленской области | 3 | 1 | 2 | Составление альбома | |
4. Альбом «Знай и люби свой город». | составление альбома | 3 | 1 | 2 | рисунки, сочинения, мини- доклады | викторина |
5. «Юный экскурсовод» | подготовка текстов для проведения экскурсии | 4 | 1 | 3 | подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий | |
2 раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» |
1. Аллея Героев. | Знакомство с именами Героев, расположенных в п. Монастырщина | 5 | 1 | 4 | цикл краеведческих часов | |
2.Герои- земляки. | | 5 | 1 | 1 | устный журнал | |
3.Знакомсто с биографией ветеранов Великой Отечественной войны | беседа о ветеранах ВОв и их судьбах | 2 | 1 | 1 | | Сочинение |
4. Великая Отечественная война в истории моего села | Знакомство с историческими фактами | 2 | 1 | 1 | сообщения | |
5.Памятники села | | 3 | 1 | 2 | презентации | Рисунки, поделки |
6.Конкурс чте- цов «Дороги войны – дороги Победы». | чтение стихотворений | 1 | | 1 | конкурс | |
Итого по разделу: 34 | 34 | 9 | 25 | | |
С целью контроля эффективности рабочей программы «Юный патриот» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода.
Формы и средства контроля:
- диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой;
- диагностика уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина;
- педагогическое наблюдение;
- портфолио достижений (положение о портфолио);
- участие в социально-значимых акциях, конкурсах;
- анкетирование учащихся;
- выполнение проектов;
- оформление альбомов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы для учителя: 1. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
2. И. Бондаренко И.И., Музейно-краеведческая работа средней школы как средство формирования творческих способностей учащихся [Текст]: М., 1970.
3. Казарин В.В., Анучина Е.А., Дубовицкая Ю.В., Гражданское и патриотическое воспитание школьников [Текст]: // Журн. Справочник классного руководителя, №4 – 2007
4. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003