СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп знаний"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, а  также для коррекции развития познавательных сфер деятельности младших школьников.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп знаний"»














Согласовано:










Утверждено:





Рабочая программа

внеурочной деятельности

в 1-2 классе

«Калейдоскоп знаний»





Срок реализации: 2020-2021 годы



Программу разработала

Педагог-психолог : Бурых Яна Олеговна







Донской,2020 г







Пояснительная записка



Концепция программы

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников, направленная на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, а также для коррекции развития познавательных сфер деятельности младших школьников.

Актуальность программы

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальности обучающихся, их познавательной и личностной активностью, волевым развитием, формированием индивидуального стиля поведения.

Активное введение в традиционный учебный процесс программы развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных, интеллектуальных сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций, является актуальной и своевременной задачей системы образования.

Одним из основных мотивов внедрения программы является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, что является актуальным для обучающихся, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в учебном процессе в большинстве случаев связано именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Программа, направленная на развитие базовых психических функций детей, приобретает особое значение в учебном процессе начальной школы. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников – повышенной сензитивностью (завершение физиологического созревания основных мозговых структур). Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

Еще одной важной причиной внедрения программы «Калейдоскоп знаний» в учебный процесс начальных классов, является возможность проведения диагностики интеллектуального и личностного развития ребенка, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной развивающей работы с ним.

Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в большинстве своем базируются на различных психодиагностических методиках.

Таким образом, показатели выполнения тех или иных заданий предоставляют психологу непосредственную информацию о текущем уровне развития учащихся.

Наконец, возможность использования в рамках программы заданий и упражнений игровой формы, наиболее доступной и характерной для детей на этапе адаптации к социальной роли – ученик, способствует ровному протеканию и сокращению адаптационного периода.

Игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию проверки уровня развития, что позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, продемонстрировать свои истинные возможности.

Таким образом, система представленных на занятиях по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

  • Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

  • Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

  • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

  • Введение в образовательный процесс программы «Психологический тренинг с элементами развивающего обучения» повышает эффективность обучения на начальной ступени образования. Такой курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у ребенка чувство уверенности в своих силах.

Во время занятий по программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, осознание своих возможностей, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и агрессивность поведения. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса

обучения на всех последующих этапах образования. Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а) Личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностное-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию психологической культуры и познавательных интересов на ступени начального общего образования являются:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3. Конвенция ООН «О правах ребёнка»

Цели и задачи программы:

Основной целью занятий является развитие познавательных процессов для успешного освоения образовательных программ.

Основные задачи реализации программы:

Согласно традиционной форме деления, все задачи можно разделить на:

Обучающие:

  • Формирование общеучебных навыков;

  • Формирование умений работать в строго организованном учебном пространстве – следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму, составлять схемы и таблицы, систематизировать и обобщать полученную информацию и др.;

  • Формирование умений работать в режиме творческой мастерской – формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи и др.;

  • Формирование умений работы в режиме проблемного обучения.

Развивающие:

  • Развитие познавательных процессов учащихся (мышления, внимания, памяти, воображения);

  • Развитие волевых свойств личности;

  • Развитие личностной сферы поведения.

  • Развитие учебной и познавательной активности учащихся.

Воспитательные:

  • Формирование основополагающих качеств новой социальной роли – ученик;

  • Формирование нравственных и моральных норм поведения;

  • Формирование чувства вкуса и стиля;

  • Формирование индивидуального стиля поведения и интеллектуальной деятельности учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.

Характеристика программы:

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 1-2-х классов. Занятия проводятся в учебном кабинете. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам. Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования. Программа внеурочной деятельности состоит из 3 блоков, включающих в себя занятия на развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школе:

1 триместр (1 блок) - «Мой внутренний мир»

2 триместр (2 блок) – «Интеллектика»

3 триместр (3 блок) – «Человековедение»

Блок «Мой внутренний мир» направлен на формирование и профилактику нарушений психологического здоровья детей. Блок «Интеллектика» направлен на развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Блок «Человековедение» направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни, их правильной социализации, воспитание терпимости и уважения к другому человеку, а также помочь детям видеть смысл и ценности жизни.

Основные формы развивающей работы:

Данная программа содержит комплекс развивающих игр, упражнений, заданий направленных на развитие познавательных психических процессов, общения, произвольности поведения младших школьников. Основной целью

занятий является развитие познавательных процессов для успешного освоения образовательных программ. Программа состоит из игр, упражнений, заданий которые можно разделить на релаксационные, снимающие психо – эмоциональное, мышечное напряжение; двигательные, развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику; коммуникативные, способствующие формированию умений и навыков общения; развивающие ,направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения. Все эти виды развивающих игр, упражнений и заданий развивают следующие общеучебные навыки:

-мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

-исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.

- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе, в коллективе, со сверстниками, с людьми, которые его окружают.Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.

Для реализации программы «Калейдоскоп знаний» используются следующие методы обучения:

1. Рассказ учителя и рассказы детей.

2. Диалог.

3. Наблюдение.

4. Свободное и тематическое рисование.

5. Рассматривание рисунков и картин.

6. Беседы.

7. Ролевые и подвижные игры.

8. Групповые дискуссии.

9. Мини-конкурсы.

10. Импровизация.

11. Рассказ учителя и рассказы детей.

12. Моделирование и анализ ситуаций.

13. Упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия и других познавательных процессов.

14. Релаксационные игры.

Кроме этого, активно используются методы психодиагностики индивидуальное консультирование. Основные методы, используемые на уроках курса можно классифицировать по следующим основаниям:

  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, диспут и т.д.)

  2. Наглядный (показ видео и мультимедииных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и т.д.)

  3. Практичный (выполнение конкретных методик по заданным инструкциям, схемам и образцам и т.д.)

  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. Объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

  2. Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решения поставленной педагогом задачи;

  4. Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  1. Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  2. Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  3. Групповой – организация работы в группах;

  4. Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке

самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Активность детей на занятиях носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для проработки каких-либо личностных качеств, свойств, умений, установок. На уроке

создается атмосфера доверия и безопасности, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений или ответа.

Таким образом, наряду с передачей знаний задачей школы является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Школа должна взращивать терпимость и уважение к другому человеку и помогать детям видеть смысл и ценности жизни.

Планируемые результаты обучения

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:

  • Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы.

По окончании курса развивающих занятий ученик получит возможность научиться:

-Самостоятельно выполнять упражнения и задания;

-Изменить поведение на занятиях;

-Повысить успеваемость по разным школьным предметам;

-контролировать эмоциональное состояние.

Ученик научится:

-Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления вправо, влево, вверх, вниз и т. п.;

-Правильно анализировать и копировать образец без ошибок;

-Верно выполнять словесные указания взрослого;

-Правильно воспринимать, называть фигуры, эмоции, цвета.

-Правильно понимать и использовать мимику и жесты.

Ученик получит возможность научиться:

-Работать в команде;

-Проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий, концентрировать, переключать, распределять, зрительно анализировать;

-Запоминать на достаточном уровне слуховой, зрительный материал;

-Успешно выполнять самостоятельно задания, ранее выполнявшиеся, но другие по оформлению;

-Выражать свои чувства.































Содержание программы курса

п/п

Название раздела

Название тем

Содержание занятий

1.

Раздел 1. «Мой внутренний мир»

Занятие 1. Вводное занятие.

«Правила поведения на занятиях».

«Я-второклассник!»

(диагностический минимум)


Занятие 2. Язык мира эмоций. Знакомство с понятиями «эмоции», «мимика», «жесты», «язык жестов»

Занятие 3. Город Радости и Веселья.



Занятие 4.Остров Страха и его

обитатели.


Занятие 5. Мы все умеем

побеждать страх!


Занятие 6. Пещера Гнева. Ознакомление с различными видами гнева - злость, ярость.


Занятие 7. Обиженная Деревня.


Занятие 8. Гора Стыда.




Занятие 9. Мы владеем Эмоциями.




Занятие 10. Мешок хороших качеств.




Занятие 11. «Тёмные» и «светлые» качества. Салют качеств.





Занятие 12. Итоговое занятие по 1 блоку «Путешествие в мир Добра»


Сплочение группы, настрой

на продуктивную будущую

работу.



Развитие эмоционально-волевой сферы детей через игру.



Знакомство с различными видами страхов.


Знакомство с приёмами преодоления различных страхов.

Ребята узнают, откуда берётся гнев, может ли он быть полезным.

Знакомство с приёмами контроля обид, умение прощать обиды.

Показать значение стыда в жизни человека - чем он помогает и чем мешает людям.


Развитие умений владеть и управлять своими эмоциями.

Знакомство с внутренними и внешними качествами людей.



Знакомство с качествами людей, которые не только могут быть хорошими, но и с теми, которые мешают быть счастливым и жить в мире с окружением.



Через игровые упражнения выявить приобретённые знания и умения - умение применить знание тем на практике.


2

Раздел 2. «Интеллектика»

Занятие 13.Что такое память?




Занятие 14. Развиваем память.

Занятие 15. Тренируем память.



Занятие 16. Что такое восприятие? Виды восприятий.






Занятие 17. Иллюзии восприятия.


Занятие 18. Тренировка восприятия.


Занятие 19. Что такое внимание? Виды и свойства внимания.





Занятие 20. Развиваем внимание.


Занятие 21. Тренируем внимание.


Занятие 22. Что такое мышление? Раскрыть понятие «мышление», его виды.


Занятие 23. Развиваем мышление.

Занятие 24. Тренируем мышление.


Занятие 25. Развиваем пространственные ориентации.


Занятие 26. Развитие наблюдательности.



Занятие 27. Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук.



Занятие 28. Контрольное занятие. Путешествие в Страну Чудилию.

Раскрыть понятие памяти и её роли в жизни человека, познакомить с видами памяти.


Задания и упражнения на развитие видов памяти.



-закрепить понятия «восприятие»,

«ощущение»;

Раскрыть приёмы восприятия величины, цвета, формы, восприятия, пространства, движения, времени.


Раскрыть понятие «иллюзии восприятия», показать на примерах.

Тренировка восприятия через игру.

Раскрыть понятие «внимание», его виды (произвольное-непроизвольное», «внешнее и внутреннее), свойства (концентрация, распределение, переключение)

Задания и упражнения на развитие внимания.


Тренировка внимания через игровые упражнения.

Задания и упражнения на развитие видов мышления.



Тренировка видов мышления через игру.


Тренировка ориентации в пространстве


Задания и упражнения на развитие наблюдательности

Задания и упражнения на развитие связи левого и правого полушария с помощью пальчиковых игр

Через игру выявить усвоение тем, раскрепостить и сплотить детей при работе в группах.

3

Раздел 3. «Человековедение»

Занятие 29.Поступки мои и окружающих.





Занятие 30. Твой характер.



Занятие 31. Умеем ли мы общаться?






Занятие 32. Умею ли я слушать других.


Занятие 33. Школьная дружба.




Занятие 34. Итоговое занятие.

Игра «Вот и стали мы на год взрослей» (проведение теста достижений через игру)

Обсудить условия устранения психологического дискомфорта, агрессии; формировать умение учитывать позиции другого человека.

Представление о связи характера человека, украшения и его назначения.

Выяснить степень коммуникативности учащихся; повторить известные формулы вежливости и познакомить с новыми; продолжить знакомство с этикетным диалогом.

Развивать умения быть внимательным к окружающим людям, слушать и слышать окружающих.

Установление добрых отношений в группе; сплочение детского коллектива; совершенствование навыков общения.

Выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Занятие 1. Вводное занятие.

«Правила поведения на занятиях».

«Я - второклассник!»(диагностический минимум)

1

сентябрь

2

Занятие 2. Язык мира эмоций. Знакомство с понятиями «эмоции», «мимика», «жесты», «язык жестов»

1

сентябрь

3

Занятие 3. Город Радости и Веселья.


1

сентябрь

4

Занятие 4.Остров Страха и его

обитатели.


1

сентябрь

5

Занятие 5. Мы все умеем

побеждать страх!


1

сентябрь

6

Занятие 6. Пещера Гнева. Ознакомление с различными видами гнева - злость, ярость.


1

октябрь

7

Занятие 7. Обиженная Деревня.

1

октябрь

8

Занятие 8. Гора Стыда.


1

октябрь

9

Занятие 9. Мы владеем Эмоциями.


1

ноябрь

10

Занятие 10. Мешок хороших качеств.


1

ноябрь

11

Занятие 11. «Тёмные» и «светлые» качества. Салют качеств.


1

ноябрь

12

Занятие 12. Итоговое занятие по 1 блоку «Путешествие в мир Добра»


1

ноябрь

13

Занятие 13.Что такое память?


1

декабрь

14

Занятие 14. Развиваем память.

1

декабрь

15

Занятие 15. Тренируем память.



1

декабрь

16

Занятие 16. Что такое восприятие? Виды восприятий.


1

декабрь

17

Занятие 17. Иллюзии восприятия.


1

декабрь

18

Занятие 18. Тренировка восприятия.

1

январь

19

Занятие 19. Что такое внимание? Виды и свойства внимания.


1

январь

20

Занятие 20. Развиваем внимание.


1

февраль

21

Занятие 21. Тренируем внимание.

1

февраль

22

Занятие 22. Что такое мышление? Раскрыть понятие «мышление», его виды.


1

февраль

23

Занятие 23. Развиваем мышление.


1

март

24

Занятие 24. Тренируем мышление.

1

март

25

Занятие 25. Развиваем пространственные ориентации.


1

март

26

Занятие 26. Развитие наблюдательности.


1

март

27

Занятие 27. Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук.


1

март

28

Занятие 28. Контрольное занятие. Путешествие в Страну Чудилию.

1

апрель

29

Занятие 29.Поступки мои и окружающих.


1

апрель

30

Занятие 30. Твой характер.


1

апрель

31

Занятие 31. Умеем ли мы общаться?



1

май

32

Занятие 32. Умею ли я слушать других.


1

май

33

Занятие 33. Школьная дружба.



1

май

34

Занятие 34. Итоговое занятие.Игра «Вот и стали мы на год взрослей» (проведение теста достижений через игру)

1

май
































Перечень учебно-методических средств :

1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 6 до 10 лет. — М., 1991.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.

4. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

5. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

6. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.

7. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г. 26. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.

8. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.

9. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

10.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

11. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003.

12. Школьный психолог - М., 2003 г

Электронные ресурсы:

1. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru

2. «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library

3. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие», режим доступа: http://psylib.kiev.ua.