Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петровская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
Согласовано: Зам. директора по ВР ________ Люлина Н.А. «___» августа 20_ г. | | Утверждено: Директор школы _________ Гвоздкова М. В. Приказ № ___ от «__» августа 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
(научно – познавательное направление)
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Абаниной Елены Витальевны
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы «Хочу всё знать» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Хочу всё знать» в 4 классе:
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;
умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
выбор эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Регулятивные УУД:
преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
различение способа и результата действий;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные УУД:
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Личностные УУД
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Занимательная математика. | 24 |
2. | Весёлая грамматика. | 23 |
3. | Мир вокруг нас. | 28 |
4. | Как, когда и почему? | 20 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | фактически |
Занимательная математика (24 ч) |
1 | История чисел. | | 02.09 | | |
2 | Думай, считай, отгадывай! Магические квадраты | | 05.09 | | |
3 | Думай, считай, отгадывай! Диаграммы и таблицы. | | 06.09 | | |
4 | Умники и умницы. Подготовка к предметной олимпиаде | | 09.09 | | |
5 | Думай, считай, отгадывай! Дерево выбора | | 12.09 | | |
6-7 | Математические ребусы, шарады. | | 13.09 16.09 | | |
8 | Подвижные математические игры. | | 19.09 | | |
9 | Числа-великаны | | 20.09 | | |
10 | Познавательная игра «В мире цифр». | | 23.09 | | |
11 | Выбери маршрут | | 26.09 | | |
12 | Интеллектуальная разминка | | 27.09 | | |
13 | Конкурс «Её величество – математика». | | 30.09 | | |
14 | Математические фокусы | | 03.10 | | |
15-16 | Занимательное моделирование | | 04.10 07.10 | | |
17 | Математическая копилка | | 10.10 | | |
18 | Какие слова спрятаны в таблице? | | 11.10 | | |
19-20 | Геометрические фигуры вокруг нас | | 14.10 17.10 | | |
21 | Викторина «Занимательная геометрия» | | 18.10 | | |
22-23 | Математический лабиринт | | 21.10 24.10 | | |
24 | «Турнир смекалистых» | | 25.10 | | |
Весёлая грамматика (23 ч) |
25 | Страна Словария | | 07.11 | | |
26 | 1000 игр с буквами и словами | | 08.11 | | |
27 | Синонимы-антонимы | | 11.11 | | |
28 | Многозначные слова | | 14.11 | | |
29 | Чудесные превращения слов. | | 15.11 | | |
30-31 | Слова играют в прятки. | | 18.11 21.11 | | |
32-33 | Кроссворды. | | 22.11 25.11 | | |
34-35 | Волшебные цепочки. | | 28.11 29.11 | | |
36-37 | В гостях у слов-родственников. | | 02.12 05.12 | | |
38-39 | Добрые слова. | | 06.12 09.12 | | |
40 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | | 12.12 | | |
41-42 | Новые слова в русском языке. | | 13.12 16.12 | | |
43 | Слова-омонимы. | | 19.12 | | |
44 | Крылатые слова. | | 20.12 | | |
45-46 | В стране Сочинителей. | | 23.12 26.12 | | |
47 | Праздник творчества и игры. | | 27.12 | | |
Мир вокруг нас (28 ч) |
48 | Как появилась жизнь на Земле. | | 13.01 | | |
49-50 | Глобус - макет планеты Земля. Ознакомление с мифами о сотворении мира. | | 16.01 17.01 | | |
51 | Наша планета | | 20.01 | | |
52-53 | Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. | | 23.01 24.01 | | |
54 | Викторина «Мир, в котором мы живем» | | 27.01 | | |
55-56 | Великие географические открытия | | 30.01 31.01 | | |
57 | Первые географические карты. | | 03.02 | | |
58-59 | Что такое археология. Как работают археологи. | | 06.02 07.02 | | |
60-61 | «Лента времени» | | 10.02 13.02 | | |
62-63 | Как жили наши предки. Древний мир. | | 14.02 17.02 | | |
64 | Как предсказывают погоду. | | 20.02 | | |
65 | Природные феномены | | 21.02 | | |
66 | Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. | | 27.02 | | |
67 | Игра-путешествие «На глубине океана» | | 28.02 | | |
68 | Игра-путешествие «История появления транспорта» | | 02.03 | | |
69-70 | Наша Вселенная. | | 05.03 06.03 | | |
71-72 | История освоения Космоса | | 12.03 13.03 | | |
73-74 | Путешествие в космос. Мини-проект. | | 16.03 19.03 | | |
75 | “Он сказал: Поехали!” (виртуальная экскурсия в музей космонавтики) | | 20.03 | | |
Как, когда и почему? (20 ч) |
76 | История одежды. | | 02.04 | | |
77 | Кто придумал обувь. | | 03.04 | | |
78 | Когда начали строить первые дома. | | 06.04 | | |
79 | История возникновения мебели. | | 09.04 | | |
80 | Столовые приборы. | | 10.04 | | |
81 | Русские народные праздники. | | 13.04 | | |
82 | Что такое фольклор. | | 16.04 | | |
83 | История появления музыкальных инструментов. | | 17.04 | | |
84 | Как, когда и почему возникли школы. | | 20.04 | | |
85 | Появление письменности. Азбука Кирилла и Мефодия. | | 23.04 | | |
86 | Как люди научились считать. | | 24.04 | | |
87 | Как появился календарь. | | 27.04 | | |
88 | Откуда пошли названия дней недели. | | 30.04 | | |
89 | Как возникли единицы измерения. | | 07.05 | | |
90 | История школьных принадлежностей. От пера до компьютера. | | 08.05 | | |
91 | История изобретения автомобиля. | | 14.05 | | |
92 | Как появился светофор. | | 15.05 | | |
93 | Как возникла почтовая служба. История марки. | | 18.05 | | |
94 | Изобретение радио и телефона. | | 21.05 | | |
95-102 | Семь чудес света. | | 22.05 | | |