СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ключ к успеху» для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Ключ к успеху" нацелена на формирование у обучающихся социальных навыков поведения, уверенности в себе, пониманию своих и чужих чувств, желаний и мнений. Система работы по реализации данной программы предусматривает включение обучающихся в разные виды деятельности во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Ключ к успеху» для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

"ШКОЛА №37»

МКОУ «Школа №37»

652476, Кемеровская область, город Анжеро-Судженск, улица Киселевская, 11

телефон/факс (8-384-53) 4-08-43, телефоны(8-384-53) 4-06-70, (8-384-53) 6-50-48

E-mail: acschool37@mail.ru сайт: acschool37.ucoz.ru










Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Ключ к успеху»

для обучающихсяс умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) умеренной, тяжелой, глубокой степени

(нравственное, социальное, общекультурное направления)

4 класс




























2017



Пояснительная записка

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятия «воспитание», «воспитать» рассматриваются как навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни; целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.

Обучающиеся с умственной отсталостью требуют особого педагогического подхода в воспитании. Они обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития обучающиеся отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному.

Программа "Ключ к успеху" нацелена на формирование у обучающихся социальных навыков поведения, уверенности в себе, пониманию своих и чужих чувств, желаний и мнений. Система работы по реализации данной программы предусматривает включение обучающихся в разные виды деятельности во внеурочное время.

Правовой основой программы являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

цель программы: создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, и применения полученных умений в реальных жизненных ситуациях.

задачи:

  • расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социальном опыте;

  • развитие нравственно-личностных качеств как основы жизнедеятельности человека;

  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • расширение круга общения, выхода обучающихся за пределы семьи и образовательной организации.


Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ключ к успеху» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умеренной, тяжелой, глубокой степени разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и направлена на стимулирование положительных изменений в личности обучающихся, поддержку процессов самовыражения и их способностей и социальную адаптацию.

Рабочая программа включает в себя мероприятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, здоровому образу жизни, этики и круг дел в рамках социально-значимых акций. Принципы построения и реализации программы: содружество, сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка.

В ходе реализации программы с обучающимися используются игровые, коррекционно-развивающие технологии. Освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребенка уровне.

Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.


Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности с обучающимися 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умеренной, тяжелой, глубокой степени по 2 часа в неделю, 66 часов в год. Продолжительность занятий 40 минут. Срок реализации программы 1 год.


Личностные результаты освоения программы

  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;

  • Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности;

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Содержание программы внеурочной деятельности

Рабочая программа реализуется по основным направлениям:

  • Нравственное;

  • Социальное;

  • Общекультурное;


нравственное направление

В рамках данного направления обучающиеся приобретают:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.


социальное направление

Целесообразность данного направления заключается:

  • в приобретении опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности;

  • в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта;

  • в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.


общекультурное направление

Целесообразность данного направления заключается:

  • раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека;

  • формирование художественно-эстетических ценностей, развитие обшей культуры;

  • знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.


Формы организации занятий по программе внеурочной деятельности разнообразны:

познавательные часы;

викторины;

творческие мастерские;

наблюдение обучающихся за событиями в городе, стране;

игры-практикумы;

просмотр и обсуждение обучающих фильмов, мультфильмов;

экскурсии;

посещение культурных центров (библиотек, музеев, выставок);

участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах.


тематическое планирование

Тема

Форма

Направление

Личностные результаты

1.

Безопасность движения на улицах и дорогах.

(в рамках месячника безопасности:

«КОД безопасности – контролируй, оценивай, действуй!» (личная безопасность))

прогулка с целью изучения безопасного маршрута

социальное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей


2

Фликер и я верные друзья.

(в рамках акции «Стань заметнее» (по безопасности дорожного движения))


творческая мастерская (изготовление фликеров для своего портфеля)

социальное

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

3

Мой край родной.

(в рамках акции «Люби и знай родной Кузбасс»


тематическая экскурсия в школьном музее

нравственное

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

4

Правила пожарной безопасности в жилом помещении (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

игра-практикум

социальное

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

5

Уроки светофора.

(в рамках акции «Безопасный переход «Зебра»)

игра-практикум

социальное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

6

Выпуск листовок «Дисциплина на дороге».

(в рамках Всекузбасской профилактической операции «Внимание –дети!»)

творческая мастерская

социальное

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

7

«Наедине с природой. Правила поведения в лесу». (в рамках экологической акции «Живи лес!)

викторина

нравственное

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации

8

Из истории пожарной охраны. Эвакуация при пожаре.

(в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

познавательный час

социальное

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

9

Изготовление открыток ко дню пожилого человека.

(в рамках акции «Забота», посвященной Дню пожилого человека)

творческая мастерская

нравственное

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

10

Цветок для учителя своими руками.

(в рамках акции «Учитель – профессия главная на земле» (ко дню учителя))

творческая мастерская

нравственное

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

11

Транспорт и дорожное движение (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

игра с макетами

социальное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

12

«Правила пожарной безопасности в школе, на перемене» (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

игра-практикум

социальное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

13

Основные понятия и термины ПДД (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

познавательный час

социальное

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

14

Не торопись забрать птенца, обдумай помощь до конца.

познавательный час

нравственное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

15


Выпуск листовок «Соблюдайте правила!» (в рамках агитационно-профилактической акции «Шагающий автобус»)

творческая мастерская

социальное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

16

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье.

игра-практикум

нравственное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей



17

Все мы разные.

(в рамках акции «Дорога дружбы» (ко Дню народного единства и Дню толерантности)

игра-практикум

нравственное


Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

18

Конкурс рисунков:

«Счастливое детство!»

Областная акция «Детство без обид и унижений» (профилактика детского неблагополучия)

творческая мастерская

социальное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


19

Ответственность и обязанность.

(в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» (приуроченной ко Дню Конституции РФ)

познавательный час

социальное

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России




20

Конкурс рисунков «Мы голосуем за мир».

(в рамках акции «Мир, который нужен мне»)

творческая мастерская

социальное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

21

В мире мудрых пословиц. Хлеб – всему голова

викторина

нравственное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

22

Спорт – это жизнь! (в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу)

час игры на свежем воздухе

нравственное

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



23

Обязанности пешеходов, пассажиров. (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

игра-практикум

социальное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

24

Изготовление сувениров для инвалидов

(в рамках Декады добрых дел (ко дню инвалида))

творческая мастерская

нравственное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

25

Человек славен трудом.

(в рамках Недели профориентации «Профессиональная среда»)

просмотр, обсуждение видеороликов о профессиях

социальное

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

26

Поступки и проступки.

(в рамках акции «Я гражданин», посвященной Дню Конституции РФ)

познавательный час

социальное

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

27

Условия для безопасного перехода через дорогу. Движение обучающихся группами и в колонне. (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

игра-практикум

социальное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

28

Что такое дружба?

игра-практикум

нравственное

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

29

Уважай отца и мать, будет в жизни благодать!

игра-практикум

нравственное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

30

Рождественские подарки

Традиции народа. (в рамках акции «Рождество для всех и для каждого»)

творческая мастерская

нравственное

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях

31

Свежий воздух и вода наши лучшие друзья!

час игры на свежем воздухе

нравственное

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

32

Найди безопасный выход. (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

игра-практикум

социальное

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

33

Как провести выходной день.

(в рамках акции «Мир вокруг меня» (эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе))

экскурсия

общекультурное

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


34

Как ухаживать за одеждой.

игра-практикум

социальное

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

35

Предупредительные сигналы. Дорожные ловушки (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

просмотр и обсуждение обучающих роликов

социальное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

36

В стране этикета

викторина

нравственное

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

37

Как прожить и себе не навредить. (в рамках акции «Родительский урок»)

игра-практикум

социальное

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

38

Герои-защитники земляки.

(в рамках Декады «О днях воинской славы и памятных датах России» (ко дню защитника отечества))

просмотр и обсуждение роликов об Афганской войне

нравственное

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

39

Класс мой дом - наведу порядок в нём!

практическая деятельность

социальное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

40

Дорожные знаки. Рисование дорожных знаков (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

творческая мастерская

социальное

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности


41

Красота зимней природы

прогулка по пришкольному участку

общекультурное

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

42

История праздника «Масленица».

(в рамках акции «Традиции русского народа» (Масленица))

познавательный час

нравственное

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях

43

Правила оказания помощи. (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

игра-практикум

социальное

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности

44

Символы области, города

(в рамках акции «Кузбасс – сердце нашей Родины»)

познавательный час

нравственное

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

45

Обязанности пассажиров (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

игра-практикум

социальное

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

46

Эвакуация при пожаре (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

игра-практикум

социальное

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности

47

Дарим добро своим трудом.

(в рамках акции «Весенняя неделя добра»)

общественно полезная деятельность на пришкольном участке

социальное

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

48

Профессии разные важны.

(в рамках акции «Лесенка успеха»)

познавательный час

социальное

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

49

Игры моих бабушек и дедушек

спортивный час на свежем воздухе

социальное

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

50

Как оденусь, так и приглянусь.

игра-практикум

нравственное

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

51

Цветы в жизни людей. Посев семян

практическая деятельность

общекультурное

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

52

Опасные газы- с ними не шутят (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

игра-практикум

социальное

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности

53

Мои соседи. Правила взаимоотношений.

(в рамках акции «День соседей»)

игра-практикум

социальное

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях

54

Благоустроенная квартира и частный дом. Занятие людей.

игра-практикум

социальное

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

55

Возраст нужно уважать!

игра-практикум

социальное

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

56

Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!

час игры на свежем воздухе

социальное

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

57

Составление памятки «Мы друзья природы». (в рамках акции «Экологический щит Кузбасса»)

творческая мастерская

нравственное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

58

Оборудование автомобилей специальными приборами (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

познавательный час

социальное

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности

59

Урок памяти о ВО войне.

(в рамках акции «Память зажигает сердца», ко Дню Победы)

экскурсия в музей

общекультурное

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

60

Нет права забывать.

(в рамках областной акции «Павшим во имя жизни»)

экскурсия в городской музей

общекультурное

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

61

Указательные знаки пожарной безопасности (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»)

творческая мастерская

социальное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

62

Ремонт книг

практическая деятельность

нравственное

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

63

Выпуск стенгазеты «моя дружная семья»

(в рамках акции «Моя семья-моё богатство»)

творческая мастерская

социальное

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

64

«Мой двор»

(в рамках акции «Зелёная весна»)

общественно-полезная деятельность на пришкольном участке

социальное

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

65

Практическое занятие на площадке по ПДД. Подведение итогов. (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено»)

игра-практикум

социальное

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

66

Прощай 4 класс!

торжественная линейка

социальное

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности


Описание материально-технического обеспечения

1. персональный компьютер;

2. телевизор;

3. видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

4. комплекты для детского творчества

5. настольные развивающие игры;

6. дидактический материал











































12