В словаре русского языка С.И. Ожегова понятия «воспитание», «воспитать» рассматриваются как навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни; целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
Обучающиеся с умственной отсталостью требуют особого педагогического подхода в воспитании. Они обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития обучающиеся отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному.
Программа "Ключ к успеху" нацелена на формирование у обучающихся социальных навыков поведения, уверенности в себе, пониманию своих и чужих чувств, желаний и мнений. Система работы по реализации данной программы предусматривает включение обучающихся в разные виды деятельности во внеурочное время.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ключ к успеху» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умеренной, тяжелой, глубокой степени разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и направлена на стимулирование положительных изменений в личности обучающихся, поддержку процессов самовыражения и их способностей и социальную адаптацию.
Рабочая программа включает в себя мероприятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, здоровому образу жизни, этики и круг дел в рамках социально-значимых акций. Принципы построения и реализации программы: содружество, сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка.
В ходе реализации программы с обучающимися используются игровые, коррекционно-развивающие технологии. Освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребенка уровне.
Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
Рабочая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности с обучающимися 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умеренной, тяжелой, глубокой степени по 2 часа в неделю, 66 часов в год. Продолжительность занятий 40 минут. Срок реализации программы 1 год.
участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах.
№ | Тема | Форма | Направление | Личностные результаты |
1. | Безопасность движения на улицах и дорогах. (в рамках месячника безопасности: «КОД безопасности – контролируй, оценивай, действуй!» (личная безопасность)) | прогулка с целью изучения безопасного маршрута | социальное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
2 | Фликер и я верные друзья. (в рамках акции «Стань заметнее» (по безопасности дорожного движения)) | творческая мастерская (изготовление фликеров для своего портфеля) | социальное | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
3 | Мой край родной. (в рамках акции «Люби и знай родной Кузбасс» | тематическая экскурсия в школьном музее | нравственное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
4 | Правила пожарной безопасности в жилом помещении (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | игра-практикум | социальное | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
5 | Уроки светофора. (в рамках акции «Безопасный переход «Зебра») | игра-практикум | социальное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
6 | Выпуск листовок «Дисциплина на дороге». (в рамках Всекузбасской профилактической операции «Внимание –дети!») | творческая мастерская | социальное | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
7 | «Наедине с природой. Правила поведения в лесу». (в рамках экологической акции «Живи лес!) | викторина | нравственное | Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации |
8 | Из истории пожарной охраны. Эвакуация при пожаре. (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | познавательный час | социальное | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
9 | Изготовление открыток ко дню пожилого человека. (в рамках акции «Забота», посвященной Дню пожилого человека) | творческая мастерская | нравственное | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
10 | Цветок для учителя своими руками. (в рамках акции «Учитель – профессия главная на земле» (ко дню учителя)) | творческая мастерская | нравственное | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
11 | Транспорт и дорожное движение (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | игра с макетами | социальное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
12 | «Правила пожарной безопасности в школе, на перемене» (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | игра-практикум | социальное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
13 | Основные понятия и термины ПДД (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | познавательный час | социальное | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
14 | Не торопись забрать птенца, обдумай помощь до конца. | познавательный час | нравственное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
15 | Выпуск листовок «Соблюдайте правила!» (в рамках агитационно-профилактической акции «Шагающий автобус») | творческая мастерская | социальное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
16 | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. | игра-практикум | нравственное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
17 | Все мы разные. (в рамках акции «Дорога дружбы» (ко Дню народного единства и Дню толерантности) | игра-практикум | нравственное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
18 | Конкурс рисунков: «Счастливое детство!» Областная акция «Детство без обид и унижений» (профилактика детского неблагополучия) | творческая мастерская | социальное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
19 | Ответственность и обязанность. (в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» (приуроченной ко Дню Конституции РФ) | познавательный час | социальное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
20 | Конкурс рисунков «Мы голосуем за мир». (в рамках акции «Мир, который нужен мне») | творческая мастерская | социальное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
21 | В мире мудрых пословиц. Хлеб – всему голова | викторина | нравственное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
22 | Спорт – это жизнь! (в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу) | час игры на свежем воздухе | нравственное | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
23 | Обязанности пешеходов, пассажиров. (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | игра-практикум | социальное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
24 | Изготовление сувениров для инвалидов (в рамках Декады добрых дел (ко дню инвалида)) | творческая мастерская | нравственное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
25 | Человек славен трудом. (в рамках Недели профориентации «Профессиональная среда») | просмотр, обсуждение видеороликов о профессиях | социальное | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
26 | Поступки и проступки. (в рамках акции «Я гражданин», посвященной Дню Конституции РФ) | познавательный час | социальное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
27 | Условия для безопасного перехода через дорогу. Движение обучающихся группами и в колонне. (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | игра-практикум | социальное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
28 | Что такое дружба? | игра-практикум | нравственное | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий |
29 | Уважай отца и мать, будет в жизни благодать! | игра-практикум | нравственное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
30 | Рождественские подарки Традиции народа. (в рамках акции «Рождество для всех и для каждого») | творческая мастерская | нравственное | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях |
31 | Свежий воздух и вода наши лучшие друзья! | час игры на свежем воздухе | нравственное | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
32 | Найди безопасный выход. (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | игра-практикум | социальное | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
33 | Как провести выходной день. (в рамках акции «Мир вокруг меня» (эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе)) | экскурсия | общекультурное | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
34 | Как ухаживать за одеждой. | игра-практикум | социальное | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
35 | Предупредительные сигналы. Дорожные ловушки (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | просмотр и обсуждение обучающих роликов | социальное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
36 | В стране этикета | викторина | нравственное | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
37 | Как прожить и себе не навредить. (в рамках акции «Родительский урок») | игра-практикум | социальное | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
38 | Герои-защитники земляки. (в рамках Декады «О днях воинской славы и памятных датах России» (ко дню защитника отечества)) | просмотр и обсуждение роликов об Афганской войне | нравственное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
39 | Класс мой дом - наведу порядок в нём! | практическая деятельность | социальное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
40 | Дорожные знаки. Рисование дорожных знаков (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | творческая мастерская | социальное | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности |
41 | Красота зимней природы | прогулка по пришкольному участку | общекультурное | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
42 | История праздника «Масленица». (в рамках акции «Традиции русского народа» (Масленица)) | познавательный час | нравственное | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях |
43 | Правила оказания помощи. (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | игра-практикум | социальное | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности |
44 | Символы области, города (в рамках акции «Кузбасс – сердце нашей Родины») | познавательный час | нравственное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
45 | Обязанности пассажиров (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | игра-практикум | социальное | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
46 | Эвакуация при пожаре (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | игра-практикум | социальное | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности |
47 | Дарим добро своим трудом. (в рамках акции «Весенняя неделя добра») | общественно полезная деятельность на пришкольном участке | социальное | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
48 | Профессии разные важны. (в рамках акции «Лесенка успеха») | познавательный час | социальное | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
49 | Игры моих бабушек и дедушек | спортивный час на свежем воздухе | социальное | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
50 | Как оденусь, так и приглянусь. | игра-практикум | нравственное | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
51 | Цветы в жизни людей. Посев семян | практическая деятельность | общекультурное | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
52 | Опасные газы- с ними не шутят (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | игра-практикум | социальное | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности |
53 | Мои соседи. Правила взаимоотношений. (в рамках акции «День соседей») | игра-практикум | социальное | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях |
54 | Благоустроенная квартира и частный дом. Занятие людей. | игра-практикум | социальное | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
55 | Возраст нужно уважать! | игра-практикум | социальное | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
56 | Сам себе я помогу, я здоровье сберегу! | час игры на свежем воздухе | социальное | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
57 | Составление памятки «Мы друзья природы». (в рамках акции «Экологический щит Кузбасса») | творческая мастерская | нравственное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
58 | Оборудование автомобилей специальными приборами (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | познавательный час | социальное | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности |
59 | Урок памяти о ВО войне. (в рамках акции «Память зажигает сердца», ко Дню Победы) | экскурсия в музей | общекультурное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. |
60 | Нет права забывать. (в рамках областной акции «Павшим во имя жизни») | экскурсия в городской музей | общекультурное | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
61 | Указательные знаки пожарной безопасности (в рамках реализации программы по ПБ «Искру туши до пожара, беду отводи до удара») | творческая мастерская | социальное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
62 | Ремонт книг | практическая деятельность | нравственное | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
63 | Выпуск стенгазеты «моя дружная семья» (в рамках акции «Моя семья-моё богатство») | творческая мастерская | социальное | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
64 | «Мой двор» (в рамках акции «Зелёная весна») | общественно-полезная деятельность на пришкольном участке | социальное | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
65 | Практическое занятие на площадке по ПДД. Подведение итогов. (в рамках реализации программы по ПДД «Правила дорожные знать всем положено») | игра-практикум | социальное | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
66 | Прощай 4 класс! | торжественная линейка | социальное | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной образовательной деятельности |
1. персональный компьютер;
2. телевизор;
3. видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
4. комплекты для детского творчества
5. настольные развивающие игры;
6. дидактический материал