СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности. "Клуб литераторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности. "Клуб литераторов"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. "Клуб литераторов"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО в рамках внеурочной деятельности (Общеинтеллектуальное направление) для 4-ого класса. Программа позволяет дифференцировать процесс обучения, проводить работу с одарёнными детьми, которые проявляют интерес к изучению литературного чтения на более высоком уровне.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, более углубленное изучение литературного чтения в игровой форме, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения заданий, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли; способствует воспитанию таких качеств, как настойчивость и объективность.

Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка способствует удовлетворению детской любознательности.

Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении занятий. Занятия в кружке оказывают серьёзное влияние на повышение интереса к литературному чтению.

Занятия «Клуб литераторов» в процессе своей работы помогает расширению кругозора обучающихся.Эта работа содействует развитию у детей мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению лингвистической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

Организация работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребёнку социального опыта) должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребёнка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но также и расширение, усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов. Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания включают в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Цель: воспитание интереса к литературному чтению как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующим тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины, углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов;формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

Задачи: способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии, формированию познавательных интересов и любознательности; создать условия для обучения решению нестандартных задач, содействовать приучению обучающихся к умственному труду.


МЕСТОВУЧЕБНОМПЛАНЕ

Курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• способность к самооценке;

• представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов; моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

• познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

• чувства понимания и любви к чтению и литературным произведениям.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

• читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов/мин., про себя примерно 120 слов/мин);

• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;

• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

• различать последовательность событий и последовательность их изложения;

• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

• создавать краткие аннотации к рекомендованным книгам; составлять рецензии и литературные портреты, подготавливать интервью и репортажи, составлять путевые заметки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

• высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• читать по ролям литературное произведение;

• создавать текст на основе плана;

• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализа причин происшедшего;

• писать (на доступном уровне) сочинения на заданную тему, отзыв о прочитанной книге;

• создавать сочинения по репродукциям картин из серии иллюстраций.

Учащийся  получит возможность научиться:

• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

• создавать иллюстрации к произведениям;

• работать в группе.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся  научатся:

• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей и басен;

• выделять слова автора, действующих лиц, Описание пейзажа, внешностей героев, их поступков, бытовые описания;

•  вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

•  определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

•  различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

•  находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащийся  получит возможность научиться:

• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• создавать прозаический или поэтический текст, по аналогии используя средства художественной выразительности, включенные в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить новые задачи для освоения для усвоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

• планировать собственную деятельность.

Познавательная

Учащиеся научатся:

• находить нужную информацию;

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

• строить логические рассуждения, включающие определения причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыт.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений;

• точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.



Календарно - тематическое планирование


занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ


ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

1

Тема произведения.

1

Работать с текстом. Определять тему произведения. Оценивать свою работу.


2

Главная мысль текста.

1

Работать с текстом. Определять главную мысль произведения, озаглавливать, находить части. Оценивать свою работу.


3

Литературные игры: Портреты русских писателей. Кому принадлежат вещи?

1

Узнавать писателей на репродукциях художников. Вспоминать произведения данных писателей, называть героев. По кратким описаниям определять героев прочитанных произведений.


4

Сюжет.

1

Работать с текстом. Делить текст на части, оставлять план, задавать вопросы, находить диалоги и читать их по ролям. Оценивать свою работу.


5

Особенности теста.

1

Работать с текстом. Определять настроение текста. Оценивать свою работу.


6

Эмоциональный рисунок.

1

Работать с текстом. Определять настроение текста. Эмоциональное настроение после прочтения. Оценивать свою работу.


7

Выразительные средства. Лексика.



1

Работать с текстом. Находить сравнения, эпитеты, устаревшие слова

Оценивать свою работу.


8

Жанры (сказки, рассказы, пьесы).

2

Определять жанры произведений, находить научную информацию, присказку и концовку в сказке, определять особенности волшебной сказки, классифицировать сказки. Оценивать свою работу.


9


10

Литературные игры: Кто авторы произведений? Кто произносит слова?

1

Определять авторов по названиям произведений, называть другие их произведения, узнавать героев по их репликам.


11

Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Работа с цитатами и иллюстрациями по сказкам А.С. Пушкина.

1

Повышать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Вспомнить понятие «цитата». Соотносить иллюстрации и цитаты из сказок А.С. Пушкина.


12

Писатели.

Самостоятельная работа.

1

Соотносить авторов и их произведения, а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений.

Оценивать свою работу.


13

Литературные игры: Знаешь ли ты их? О ком идёт речь?

1

Соотносить авторов и их произведения, а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений.



14

Библиографическая культура.

Самостоятельная работа.

1

Познакомить с понятием «библиографическая культура». Вспомнить понятия «иллюстрация», «справочная литература», познакомить с понятием «аннотация».

Оценивать свою работу.


15

Викторина по басням И.А. Крылова

1

Вспомнить жанр «басня». Повышать интерес к басням И.А. Крылова, вспомнить героев басен. Соотносить иллюстрации с баснями И.А. Крылова.


16

Работа с текстом: Ф. Конюхов «Как я стал путешественником».

1

Формирование навыков самостоятельной работы.Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.


17

Литературные игры: С одной буквы.

1

Составление викторин с усложнённым заданием (ответы должны быть на одну букву.


18

Стихотворение: Рифма. Пропущенное слово.

1

Повышать интерес к чтению стихотворений. Вспомнить понятие «рифма», тренироваться в составлении рифм. Подбирать пропущенные слова в знакомых стихотворениях.


19

Стихотворение: Продолжи стихотворение. Акростих.

1

Повышать интерес к чтению стихотворений. Тренироваться в продолжении знакомых стихотворений. Познакомить с понятием «акростих». Тренироваться в сочинении акростихотворений.


20

Игры со словами: Сочиняем рассказ. Придумываем сочетания слов. Объясняем их.

1

Тренироваться в сочинении рассказов на заданную тему. Составление словосочетаний и их толкование.



21

Игры со словами: Рассказ на одну букву.

Игры с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, образными выражениями.

2

Тренироваться в сочинении рассказов с ограниченным набором слов.

Повышать интерес к русскому фольклору, объяснять смысл образных выражений.


22


23

Игры со словами: Кто придумает больше определений. Антонимы и синонимы.

1

Тренироваться в определении указанных слов. Вспомнить понятия «антонимы» и «синонимы». Подбор антонимов и синонимов.


24

Работа с текстом: Е. Литвяк «Необычный снег».

1

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.


25

Викторина: Кто создал картину?

Центон.

1

Соотносить картины с художниками, подбирать произведения, которые можно проиллюстрировать репродукциями знакомых картин. Познакомить с понятием «центон»


26

Литературный портрет.

Творческая работа: Портрет моего одноклассника.

1

Познакомить с понятием «литературный портрет», учить составлять литературный портрет одноклассника.


27

Интервью.

Творческая работа: Интервью.

1

Познакомить с понятием «интервью», учить продумывать интервью, учит брать интервью..


28

Работа с текстом: «Путеводитель по выставке».

1

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.


29

Репортаж.

Творческая работа: Репортаж.

1

Познакомить с понятием «репортаж», учить продумывать тему репортажа, составлять репортаж.


30

Отзыв.

Творческая работа: Отзыв о своём друге.

1

Познакомить с понятием «отзыв», учить составлять отзыв по прочитанным произведениям.


31

Путевые заметки.

Творческая работа: Составление путевых заметок.

1

Познакомить с понятием «путевые заметки», учить записывать путевые заметки.


32

Работа с текстом: «Анна Киевская», Д. Самойлов «Королева Анна», Н. Тихонов «Над Днепром…»

1

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.


33

Библиография.

Творческая работа: Составление библиографии.

1

Познакомить с понятием «библиография»», учить составлять библиографии.


34

Обобщение по курсу. Викторина «Мои любимые произведения литературы и их герои».

1

Самостоятельно и при помощи учителя готовить вопросы к викторине.