ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО в рамках внеурочной деятельности (Общеинтеллектуальное направление) для 4-ого класса. Программа позволяет дифференцировать процесс обучения, проводить работу с одарёнными детьми, которые проявляют интерес к изучению литературного чтения на более высоком уровне.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, более углубленное изучение литературного чтения в игровой форме, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения заданий, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли; способствует воспитанию таких качеств, как настойчивость и объективность.
Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка способствует удовлетворению детской любознательности.
Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении занятий. Занятия в кружке оказывают серьёзное влияние на повышение интереса к литературному чтению.
Занятия «Клуб литераторов» в процессе своей работы помогает расширению кругозора обучающихся.Эта работа содействует развитию у детей мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению лингвистической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Организация работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребёнку социального опыта) должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребёнка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но также и расширение, усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов. Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания включают в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Цель: воспитание интереса к литературному чтению как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующим тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины, углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов;формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Задачи: способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии, формированию познавательных интересов и любознательности; создать условия для обучения решению нестандартных задач, содействовать приучению обучающихся к умственному труду.
МЕСТОВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
• представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов; моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
• чувства понимания и любви к чтению и литературным произведениям.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов/мин., про себя примерно 120 слов/мин);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• создавать краткие аннотации к рекомендованным книгам; составлять рецензии и литературные портреты, подготавливать интервью и репортажи, составлять путевые заметки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям литературное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализа причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинения на заданную тему, отзыв о прочитанной книге;
• создавать сочинения по репродукциям картин из серии иллюстраций.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• работать в группе.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей и басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, Описание пейзажа, внешностей героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащийся получит возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический или поэтический текст, по аналогии используя средства художественной выразительности, включенные в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения для усвоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
• планировать собственную деятельность.
Познавательная
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определения причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыт.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений;
• точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Тема произведения. | 1 | Работать с текстом. Определять тему произведения. Оценивать свою работу. | |
2 | Главная мысль текста. | 1 | Работать с текстом. Определять главную мысль произведения, озаглавливать, находить части. Оценивать свою работу. | |
3 | Литературные игры: Портреты русских писателей. Кому принадлежат вещи? | 1 | Узнавать писателей на репродукциях художников. Вспоминать произведения данных писателей, называть героев. По кратким описаниям определять героев прочитанных произведений. | |
4 | Сюжет. | 1 | Работать с текстом. Делить текст на части, оставлять план, задавать вопросы, находить диалоги и читать их по ролям. Оценивать свою работу. | |
5 | Особенности теста. | 1 | Работать с текстом. Определять настроение текста. Оценивать свою работу. | |
6 | Эмоциональный рисунок. | 1 | Работать с текстом. Определять настроение текста. Эмоциональное настроение после прочтения. Оценивать свою работу. | |
7 | Выразительные средства. Лексика. | 1 | Работать с текстом. Находить сравнения, эпитеты, устаревшие слова Оценивать свою работу. | |
8 | Жанры (сказки, рассказы, пьесы). | 2 | Определять жанры произведений, находить научную информацию, присказку и концовку в сказке, определять особенности волшебной сказки, классифицировать сказки. Оценивать свою работу. | |
9 | |
10 | Литературные игры: Кто авторы произведений? Кто произносит слова? | 1 | Определять авторов по названиям произведений, называть другие их произведения, узнавать героев по их репликам. | |
11 | Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Работа с цитатами и иллюстрациями по сказкам А.С. Пушкина. | 1 | Повышать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Вспомнить понятие «цитата». Соотносить иллюстрации и цитаты из сказок А.С. Пушкина. | |
12 | Писатели. Самостоятельная работа. | 1 | Соотносить авторов и их произведения, а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений. Оценивать свою работу. | |
13 | Литературные игры: Знаешь ли ты их? О ком идёт речь? | 1 | Соотносить авторов и их произведения, а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений. | |
14 | Библиографическая культура. Самостоятельная работа. | 1 | Познакомить с понятием «библиографическая культура». Вспомнить понятия «иллюстрация», «справочная литература», познакомить с понятием «аннотация». Оценивать свою работу. | |
15 | Викторина по басням И.А. Крылова | 1 | Вспомнить жанр «басня». Повышать интерес к басням И.А. Крылова, вспомнить героев басен. Соотносить иллюстрации с баснями И.А. Крылова. | |
16 | Работа с текстом: Ф. Конюхов «Как я стал путешественником». | 1 | Формирование навыков самостоятельной работы.Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | |
17 | Литературные игры: С одной буквы. | 1 | Составление викторин с усложнённым заданием (ответы должны быть на одну букву. | |
18 | Стихотворение: Рифма. Пропущенное слово. | 1 | Повышать интерес к чтению стихотворений. Вспомнить понятие «рифма», тренироваться в составлении рифм. Подбирать пропущенные слова в знакомых стихотворениях. | |
19 | Стихотворение: Продолжи стихотворение. Акростих. | 1 | Повышать интерес к чтению стихотворений. Тренироваться в продолжении знакомых стихотворений. Познакомить с понятием «акростих». Тренироваться в сочинении акростихотворений. | |
20 | Игры со словами: Сочиняем рассказ. Придумываем сочетания слов. Объясняем их. | 1 | Тренироваться в сочинении рассказов на заданную тему. Составление словосочетаний и их толкование. | |
21 | Игры со словами: Рассказ на одну букву. Игры с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, образными выражениями. | 2 | Тренироваться в сочинении рассказов с ограниченным набором слов. Повышать интерес к русскому фольклору, объяснять смысл образных выражений. | |
22 | |
23 | Игры со словами: Кто придумает больше определений. Антонимы и синонимы. | 1 | Тренироваться в определении указанных слов. Вспомнить понятия «антонимы» и «синонимы». Подбор антонимов и синонимов. | |
24 | Работа с текстом: Е. Литвяк «Необычный снег». | 1 | Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | |
25 | Викторина: Кто создал картину? Центон. | 1 | Соотносить картины с художниками, подбирать произведения, которые можно проиллюстрировать репродукциями знакомых картин. Познакомить с понятием «центон» | |
26 | Литературный портрет. Творческая работа: Портрет моего одноклассника. | 1 | Познакомить с понятием «литературный портрет», учить составлять литературный портрет одноклассника. | |
27 | Интервью. Творческая работа: Интервью. | 1 | Познакомить с понятием «интервью», учить продумывать интервью, учит брать интервью.. | |
28 | Работа с текстом: «Путеводитель по выставке». | 1 | Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | |
29 | Репортаж. Творческая работа: Репортаж. | 1 | Познакомить с понятием «репортаж», учить продумывать тему репортажа, составлять репортаж. | |
30 | Отзыв. Творческая работа: Отзыв о своём друге. | 1 | Познакомить с понятием «отзыв», учить составлять отзыв по прочитанным произведениям. | |
31 | Путевые заметки. Творческая работа: Составление путевых заметок. | 1 | Познакомить с понятием «путевые заметки», учить записывать путевые заметки. | |
32 | Работа с текстом: «Анна Киевская», Д. Самойлов «Королева Анна», Н. Тихонов «Над Днепром…» | 1 | Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | |
33 | Библиография. Творческая работа: Составление библиографии. | 1 | Познакомить с понятием «библиография»», учить составлять библиографии. | |
34 | Обобщение по курсу. Викторина «Мои любимые произведения литературы и их герои». | 1 | Самостоятельно и при помощи учителя готовить вопросы к викторине. | |