СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности (коррекционно-развивающие занятия по русскому языку) в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности (коррекционно-развивающие занятия по русскому языку) в 4 классе для обучающихся с УО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности (коррекционно-развивающие занятия по русскому языку) в 4 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вощиковская основная школа имени А.И. Королёва

Пошехонского района Ярославской области





Утверждена.

Директор школы: ________ М.Л. Хорошкова

Приказ №____ от _____ 2021 г.










Рабочая программа

внеурочной деятельности

(коррекционно-развивающие занятия по русскому языку)

в 4 классе











Составитель: Садовская С.Б.,

учитель начальных классов,

I категория, стаж 32 года.


















2021г.

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

В классе обучается ребенок, имеющий справку ПМПК VIII вида (вариант 1). С данным диагнозом Никита пришел в 1 класс. Кругозор низкий, ответы односложные. За время обучения в 1 классе мальчик запомнил буквы, их написание, научился списывать, но с ошибками, мог написать под диктовку небольшие слова, но не научился писать предложения, не мог найти их границы и делить предложения на слова. Во 2 классе Никита стал хуже писать, допускать большое количество ошибок при списывании и диктовке, изменился размер букв, они стали очень большими, ЕОР не соблюдается. Трудности в запоминании правил, в выполнении упражнений, т.к. мальчик не может понять смысла задания. С программой 3-го класса Никита справился.

Цель: устранение пробелов в усвоении обучающимся знаний по русскому языку.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

В начальных классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты

Достаточный уровень

  • различение гласных и согласных звуков;

  • дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);

  • определять значение слов, соотнося их с картинками;

  • делить слова на слоги для переноса;

  • группировать слова – названия предметов и названия действий; признаков приводить в качестве примеров слова этих категорий;

  • составлять предложения по заданию учителя, записывать их с большой буквы, в конце ставить точку;

  • писать под диктовку слова, предложения и коротких текстов (16-25 слов);

  • составлять предложения по заданию учителя с ориентаций на картинку или серию сюжетных картинок, составление и распространение предложений, установление связей между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

  • деление текста на предложения;

  • выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки

  • Минимальный уровень

  • различать сходные по начертанию буквы;

  • называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

  • составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

  • списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;

  • составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;

  • делить слова на слоги;

  • писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).


Содержание курса внеурочной деятельности

Звуки и буквы

 Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
 Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
 Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
 Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово

      Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
      Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
      Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
      Разделительный ъ.
      Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.


Предложение

  Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.
 Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
 Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная письменная речь

 Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
 Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
 Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
 Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
 Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
      1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
      2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
      3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
      4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
 Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
 Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
 Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
 Выборочное списывание по указанию учителя.
 Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.


Форма проведения курса внеурочной деятельности – индивидуальные занятия.

Виды деятельности:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие слухового внимания и памяти;

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

  • развитие основных мыслительных операций

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • умения планировать деятельность;

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления

  • развитие речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.




Календарно-тематическое планирование по русскому языку


п/п

Дата

Тема занятия






I четверть (8 часов)




1

02.09

Развитие умения выделять первый звук в начале слова. Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

2

9.09

Развитие зрительных и слуховых восприятий. Нахождение сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

3

16.09

Развитие умения группировать предметы, находить общее между ними, корригировать и развивать орфографическую зоркость. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

4

23.09

Формирование умения определять место ударения в словах. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова

5

30.09

Формирование умения различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом.

6

7.10

Развитие памяти и внимания. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

7

14.10

Развитие умения находить предлоги. Дидактическая игра «Подбери пару». Раздельное написание предлогов с другими славами.

8

21.10

Формирование умения сравнивать и различать слова, которые различаются количеством звуков, выполнять упражнение по учебнику в соответствии с заданием

9

28.10

Развитие зрительных и слуховых восприятий. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.



II четверть (8 часов)

10

11.11

Формирование представлений о распространении предложений.  Упражнения в составлении и распространении предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

11

18.11

Формирование умений в составлении и распространении предложений, определении количества слов в предложении

12

25.11

Развитие умения ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

13

2.12

Развитие и совершенствование навыков находить главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения

14

9.12


Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Не порви цепочку». Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно

15

16.12

Коррекция внимания, звукового восприятия на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

16

23.12

Развитие умения восстанавливать несложный деформированный текст по вопросам.

17

25.12

Коррекция и развитие внимания, мышления, орфографической зоркости на основе описания несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.



III четверть (9 часов)

18

13.01

Развитие фонематического слуха. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

19

20.01

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Найди часто встречающиеся буквы»

20

27.01

Развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные.

21

3.02

Формирование умения переносить часть слова при письме, делить слова на слоги для переноса

22

10.02

Формирование умения делить слова со звуками и-й на слоги, делить слова для переноса

23

17.02

Формирование умения подбирать слова-родственники, употреблять их в речи

24

24.02

Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные

25

3.03

Формирование умения анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие

26

10.03

Развитие памяти и внимания через умение замечать свои ошибки и исправлять их с помощью учителя



IV четверть (6 часов)

27

17.03

Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? что?

28

31.03

Коррекция и развитие мышления, внимания на основе упражнения в изменении слов по вопросам

29

7.04

Развитие умения подбирать к предмету ряда действий и определение предмета по действиям.

30

14.04

Формирование умения ставить вопросы к словам

31

21.04

Развитие умения соотносить слова и картинки, обозначающей название предмета, его признака и действия. Упражнение в постановке вопросов

32

28.04

Формирование умения различать предмет и слово как часть речи, называть и записывать слова, обозначающие большие и маленькие предметы

33

12.05

Контрольная работа по пройденному материалу

34

19.05

Анализ контрольной работы