Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вощиковская основная школа имени А.И. Королёва
Пошехонского района Ярославской области
Утверждена.
Директор школы: ________ М.Л. Хорошкова
Приказ №____ от _____ 2021 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(коррекционно-развивающие занятия по русскому языку)
в 4 классе
Составитель: Садовская С.Б.,
учитель начальных классов,
I категория, стаж 32 года.
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В классе обучается ребенок, имеющий справку ПМПК VIII вида (вариант 1). С данным диагнозом Никита пришел в 1 класс. Кругозор низкий, ответы односложные. За время обучения в 1 классе мальчик запомнил буквы, их написание, научился списывать, но с ошибками, мог написать под диктовку небольшие слова, но не научился писать предложения, не мог найти их границы и делить предложения на слова. Во 2 классе Никита стал хуже писать, допускать большое количество ошибок при списывании и диктовке, изменился размер букв, они стали очень большими, ЕОР не соблюдается. Трудности в запоминании правил, в выполнении упражнений, т.к. мальчик не может понять смысла задания. С программой 3-го класса Никита справился.
Цель: устранение пробелов в усвоении обучающимся знаний по русскому языку.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В начальных классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты
Достаточный уровень
различение гласных и согласных звуков;
дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);
определять значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги для переноса;
группировать слова – названия предметов и названия действий; признаков приводить в качестве примеров слова этих категорий;
составлять предложения по заданию учителя, записывать их с большой буквы, в конце ставить точку;
писать под диктовку слова, предложения и коротких текстов (16-25 слов);
составлять предложения по заданию учителя с ориентаций на картинку или серию сюжетных картинок, составление и распространение предложений, установление связей между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки
Минимальный уровень
различать сходные по начертанию буквы;
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
Содержание курса внеурочной деятельности
Звуки и буквы
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Форма проведения курса внеурочной деятельности – индивидуальные занятия.
Виды деятельности:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
развитие основных мыслительных операций
развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления
развитие речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Дата | Тема занятия |
| | |
| | I четверть (8 часов) |
| | |
1 | 02.09 | Развитие умения выделять первый звук в начале слова. Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. |
2 | 9.09 | Развитие зрительных и слуховых восприятий. Нахождение сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. |
3 | 16.09 | Развитие умения группировать предметы, находить общее между ними, корригировать и развивать орфографическую зоркость. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. |
4 | 23.09 | Формирование умения определять место ударения в словах. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова |
5 | 30.09 | Формирование умения различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом. |
6 | 7.10 | Развитие памяти и внимания. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. |
7 | 14.10 | Развитие умения находить предлоги. Дидактическая игра «Подбери пару». Раздельное написание предлогов с другими славами. |
8 | 21.10 | Формирование умения сравнивать и различать слова, которые различаются количеством звуков, выполнять упражнение по учебнику в соответствии с заданием |
9 | 28.10 | Развитие зрительных и слуховых восприятий. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. |
| | II четверть (8 часов) |
10 | 11.11 | Формирование представлений о распространении предложений. Упражнения в составлении и распространении предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. |
11 | 18.11 | Формирование умений в составлении и распространении предложений, определении количества слов в предложении |
12 | 25.11 | Развитие умения ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). |
13 | 2.12 | Развитие и совершенствование навыков находить главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения |
14 | 9.12 | Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Не порви цепочку». Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно |
15 | 16.12 | Коррекция внимания, звукового восприятия на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. |
16 | 23.12 | Развитие умения восстанавливать несложный деформированный текст по вопросам. |
17 | 25.12 | Коррекция и развитие внимания, мышления, орфографической зоркости на основе описания несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. |
| | III четверть (9 часов) |
18 | 13.01 | Развитие фонематического слуха. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. |
19 | 20.01 | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Найди часто встречающиеся буквы» |
20 | 27.01 | Развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные. |
21 | 3.02 | Формирование умения переносить часть слова при письме, делить слова на слоги для переноса |
22 | 10.02 | Формирование умения делить слова со звуками и-й на слоги, делить слова для переноса |
23 | 17.02 | Формирование умения подбирать слова-родственники, употреблять их в речи |
24 | 24.02 | Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные |
25 | 3.03 | Формирование умения анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие |
26 | 10.03 | Развитие памяти и внимания через умение замечать свои ошибки и исправлять их с помощью учителя |
| | IV четверть (6 часов) |
27 | 17.03 | Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? что? |
28 | 31.03 | Коррекция и развитие мышления, внимания на основе упражнения в изменении слов по вопросам |
29 | 7.04 | Развитие умения подбирать к предмету ряда действий и определение предмета по действиям. |
30 | 14.04 | Формирование умения ставить вопросы к словам |
31 | 21.04 | Развитие умения соотносить слова и картинки, обозначающей название предмета, его признака и действия. Упражнение в постановке вопросов |
32 | 28.04 | Формирование умения различать предмет и слово как часть речи, называть и записывать слова, обозначающие большие и маленькие предметы |
33 | 12.05 | Контрольная работа по пройденному материалу |
34 | 19.05 | Анализ контрольной работы |