Государственное общеобразовательное учреждение
«Забайкальский центр специального образования и развития
«Открытый мир»
Принята методическим объединением учителей начальных классов, Протокол педсовета № 1 от « » 2022 г. | Утверждена педагогическим советом, Протокол педсовета№ 1 от «22» сентября 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка»
1 дополнительный класс РАС (ФГОС ОВЗ ВАР. 8.2)
2022-2023 учебный год
Составитель:
Манилюк Ксанта Борисовна,
учитель начальных классов
Чита, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)с учётом требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО 2021) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). Рабочая программа разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации»;
2.Федеральный закон № 1598 от 19.12.14 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 28 сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённые постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
5. Приказ Министерства просвещения Российской̆ Федерации от 28 августа 2020 г. No 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 г. No 189, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки No 1513 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. No 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. No254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ;
9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
10. Устав ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»;
11. Учебный план ГОУ «Центр специального образования» на 2022-2023 учебный год;
12. «Положение о рабочих программах учебных предметов» ГОУ «Центр специального образования» (2022г.).
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Общая характеристика предмета
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах. Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс«Социально – бытовая ориентировка».
Основной целью является формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности;
- развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления
Модель учащегося, поступившего в 1дополнительный класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.
Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.
Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.
Место коррекционного курса в учебном плане: 66 часов в году (2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.Предметные результаты:
иметь представления о назначении объектов изучения;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;
владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
применять элементарные практические навыки с помощью учителя;
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
участвовать в практической деятельности.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты включают:
- овладение навыками работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях)
- овладение умениями использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Разделы курса | Кол-во часов | Содержание |
1 | Культура поведения | 16 часов | поведение в школе поведение в столовой поведение дома |
2 | Личная гигиена | 20 часов | части тела предметы личной гигиены: мыло, полотенце (для рук и банное), зубная щётка и паста, шампунь, мочалка уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами, волосами |
3 | Моя школа. Мой класс | 12 часов | экскурсия по школе знание школьных помещений соблюдение режимных моментов и требований рабочее место, порядок на рабочем месте школьные принадлежности дидактические игры |
4 | Я и моя семья | 18 часов | |
Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Формирование коммуникативного поведения»является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции | Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления | Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис | Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2);
2. Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева, «Социально бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
3. А.М.Щербакова, Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях;
4.Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Е. А.Штягинова.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром», Новосибирск, 2012;
5.А.Р.Моллер, Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии детей. М., 2000;
6. Л.М.Шипицына, Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта «Коррекция и развитие», Санкт-Петербург, «Образование», 1996;
7. Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,
пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры;
8.Дидактическое обеспечение курса:альбомы,«да/нет»-системы;календарь активности, карточки с символами, коммуникативная доска.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
1 дополнительный класс РАС (первый год обучения)
№№ п.п. | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата изучения (план/факт) | Тип занятия | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Средства обучения, электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1 | I четверть ( 16 часов) |
| Культура поведения |
1 | Школа хороших манер. В чем секрет волшебных слов? | 1 | | 1 | 07.09.2022-07.09.2022 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. | План-схема. Сюжетные и предметные Картинки. Презентации. Обучающие видеоролики. Гладкая, В. В. Уроки социально-бытовой ориентировки в младших классах вспомогательной школы: учеб.-метод. пособие для педагогов 1-го отд-ниявспом. шк. / В. В. Гладкая, Р. Ш. Шайхуллина. – Минск: Местный Литературный фонд, 2008. – 116 с. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, Н. М. Платонова, А. М. 11 Щербакова; под ред. А. М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк [и др.] ; под ред. Е. А. Лемех. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 144 с. |
2 | Поведение в школе. | 1 | | 1 | 07.09-07.09 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
3 | Формы обращения к разновозрастным группам. | 1 | | 1 | 14.09-14.09 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
4 | Поведение в столовой. | 1 | | 1 | 14.09-14.09 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
5 | Поведение за столом | 1 | | 1 | 21.09-21.09 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
6 | Поведение дома | 1 | | 1 | 21.09-21.09 | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем разучивать правила поведения | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
7 | Поведение дома в семье | 1 | | 1 | 28.09-28.09 | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем разучивать правила поведения | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
8 | Школа хороших манер. Повторение, практическое занятие | 1 | | 1 | 28.09-28.09 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
9 | Поведение в школе.Повторение, практическое занятие | 1 | | 1 | 05.10-05.10 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
10 | Формы обращения к разновозрастным группам.Повторение, практическое занятие | 1 | | 1 | 05.10-05.10 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
11 | Поведение в столовой.Повторение, практическое занятие | 1 | | 1 | 12.10-12.10 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
12 | Поведение за столом. Повторение, практическое занятие | 1 | | 1 | 12.10-12.10 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
13 | Поведение дома. Повторение, практическое занятие | 1 | | 1 | 19.10-19.10 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
14 | Поведение дома в семье. Повторение, практическое занятие | 1 | | 1 | 19.10-19.10 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
15-16 | Итоговое повторение пройденного материала | 2 | 1 | 1 | 26.10-26.10, 26.10-26.10 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. Итоговый контроль, индивидуальный |
2 | II четверть ( 14 часов) |
| Личная гигиена |
1-2 | Руки – мои помощники | 2 | | 2 | 09.11-09.11, 09.11-09.11 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. | План-схема, Сюжетные и предметные Картинки. Презентации. Обучающие видеоролики. Гладкая, В. В. Уроки социально-бытовой ориентировки в младших классах вспомогательной школы: учеб.-метод. пособие для педагогов 1-го отд-ниявспом. шк. / В. В. Гладкая, Р. Ш. Шайхуллина. – Минск: Местный Литературный фонд, 2008. – 116 с. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, Н. М. Платонова, А. М. 11 Щербакова; под ред. А. М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк [и др.] ; под ред. Е. А. Лемех. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 144 с. |
3-4 | Моем руки | 2 | | 2 | 16.11-16.11, 16.11-16.11 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
5-6 | Ноги и их значение | 2 | | 2 | 23.11-23.11, 23.11-23.11 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
7-8 | Моем ноги | 2 | | 2 | 30.11-30.11, 30.11-30.11 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
9-10 | Зубы и их значение. Необходимость и периодичность чистки зубов | 2 | | 2 | 07.12-07.12, 07.12-07.12 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
11-12 | Правила чистки зубов. Чистим зубы | 2 | | 2 | 14.12-14.12, 14.12-14.12 | Практическое занятие | Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
13-14 | Уши и их значение. Правила чистки ушей | 2 | 1 | 1 | 21.12/ 21.12/ | Практическое занятие | Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. Итоговый контроль, индивидуальный |
3 | III четверть ( 18часов) |
3.1 | Личная гигиена |
1-2 | Глаза и их значение. Гигиена зрения | 2 | | 2 | | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. | План-схема, Сюжетные и предметные Картинки. Презентации. Обучающие видеоролики. Гладкая, В. В. Уроки социально-бытовой ориентировки в младших классах вспомогательной школы: учеб.-метод. пособие для педагогов 1-го отд-ниявспом. шк. / В. В. Гладкая, Р. Ш. Шайхуллина. – Минск: Местный Литературный фонд, 2008. – 116 с. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, Н. М. Платонова, А. М. 11 Щербакова; под ред. А. М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк [и др.] ; под ред. Е. А. Лемех. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 144 с. |
3-4 | Правила расчёсывания волос. «Играем в парикмахерскую» | 2 | | 2 | | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
5-6 | Обобщающий урок «Моё тело и уход за ним» | 2 | | 2 | | Урок - игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
3.2 | Моя школа. Мой класс | |
7 | Экскурсия по школе | 1 | | 1 | | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
8-10 | Создание макета «Моя школа» | 3 | | 3 | | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
11-12 | Школьный режим | 2 | | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
13-14 | Рабочее место | 2 | | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
15-16 | Школьные принадлежности. | 2 | | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
17-18 | Дидактические игры «Так или не так?», «Где ты был?». | 2 | 1 | 1 | | Инсценировка | Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. Итоговый контроль, индивидуальный |
4 | IV четверть ( 18 часов) |
4.1 | Я и моя семья |
1-2 | Будем знакомы! | 2 | | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы вежливости | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. | План-схема, Сюжетные и предметные Картинки. Презентации. Обучающие видеоролики. Гладкая, В. В. Уроки социально-бытовой ориентировки в младших классах вспомогательной школы: учеб.-метод. пособие для педагогов 1-го отд-ниявспом. шк. / В. В. Гладкая, Р. Ш. Шайхуллина. – Минск: Местный Литературный фонд, 2008. – 116 с. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, Н. М. Платонова, А. М. 11 Щербакова; под ред. А. М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк [и др.] ; под ред. Е. А. Лемех. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 144 с. |
3-4 | Мой адрес. Дидактическая игра «Портрет» | 2 | | 2 | | Урок смешанного типа | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
5-6 | Любимые занятия | 2 | | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
7-8 | Ближайший мир ребёнка - семья | 2 | | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
9-10 | Состав семьи | 2 | | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
11-12 | Обязанности ребёнка в семье | 2 | | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
13-14 | Семейные традиции, праздники | 2 | | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
15-16 | Семейные традиции, праздники | 2 | | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. |
17-18 | Повторение и закрепление изученного. Итоговая диагностика | 2 | 1 | 1 | | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | Текущий контроль, фронтальный, индивидуальный. Итоговый контроль, индивидуальный |
2