СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок: "Дорогою добра"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок: "Дорогою добра"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок: "Дорогою добра"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края


Государственное бюджетное профессиональное образование

Учреждение Краснодарского края


«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»










Рабочая программа внеурочной деятельности

Кружок: «Дорогою добра»

Направление: духовно-нравственное

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 10-11 лет






Составила:

Студентка Ш-32 группы

Швед Юлия Витальевна



Ейск, 2021

Пояснительная записка

Данная программа была составлена на основе программы «Путешествие в страну этикета». Автор Фролова Валентина Ивановна.

Направленность программы: данная программа направлена на освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.


Актуальность программы

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.


Цель:

Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.


Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся третьего класса познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.


Данная программа строится на принципах:

  1. Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  2. Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  3. Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

  4. Сознательности; нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса.

  5. Индивидуализации; опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.


Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа предназначена для обучающихся 3 классов в возрасте 10-11 лет. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)

В соответствии с учебным планом начального общего образования программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» реализуется в 3-м классе. Общий объем учебного времени составляет 34 часов (по 1 часу в неделю).

Формы проведения занятий: игры, беседы, викторины, праздники, творческие работы и конкурсы.

Место проведения занятий: школа (кабинет начальных классов),

Режим проведения занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение нравственного поведения, культуры общения   у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы следующие умения:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, уметь работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.


В результате реализации данной программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговое мероприятие проведенной программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению будет являться: мероприятие «Доброта, что солнце»




























  1. УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов (тем)

Кол-во

часов

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

3 класс

Раздел 1. «Правила общения»

8

4

4

1

«Узнай себя»

2

1

1

2

«Слова приветствия»

4

1

3

3

«Дружим с добрыми словами»

2

2

0

Раздел 2. «Этика отношения в коллективе»

9

5

4

1

«Мы идем в гости»

3

2

1

2

«Подари дело и слово доброе»

3

1

2

3

«Подарок коллективу»

3

2

1

Раздел 3. «Школьный этикет»

8

3

5

1

«Путешествие в страну школьного этикета»

3

1

2

2

«Мой класс-мои верные друзья!»

2

1

1

3

«Чего в другом не любишь-того не делай сам»

3

1

2

Раздел 4. «Доброе слово, что ясный день»

9

5

4

1

«Хорошие песни к добру ведут»

3

1

2

2

«Любим добрые поступки»

3

2

1

3

«Доброта, что солнце!»

3

2

1

Итоги за год:

34

17

17



Содержание изучаемого курса:

Раздел 1. «Правила общения» (8 часов)

     Тема 1.1 «Узнай себя».

     Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

     Тема 1.2 «Слова приветствия».

   Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

     Тема 1.3 «Дружим с добрыми словами».

     Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.

   

 Раздел 2. «Этика отношений в коллективе». (9 часов)

     Тема 2.1 «Мы идем в гости».

     Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

     Тема 2.2 «Подари дело и слово доброе».

     Беседа. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

     Тема 2.3 «Подарок коллективу».

     Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

     

Раздел 3. «Школьный этикет». (8 часов)

     Тема 3.1 «Школьные правила этикета».

     Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

     Тема 3.2 «Мой класс – мои верные друзья».

     Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

      Тема 3.3 «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

     Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.


Раздел 4. «Доброе слово, что ясный день». (9 часов)

     Тема 4.1 «Хорошие песни к добру ведут».

     Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

     Тема 4.2 «Любим добрые поступки».

     Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

     Тема 4.3 «Доброта что солнце».

     Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие.


Методическое обеспечение

Техническое оснащение


Для занятий по внеурочной деятельности «Дорогою добра» в школе оборудован учебный кабинет, актовый зал в соответствии со всеми предъявленными требованиями (санитарными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, техники техники безопасности, требованиями к минимуму оснащенности учебного кабинета и актового зала)

 

Материально-техническое оснащение кабинета начальных классов:

  • обеспечивает реализацию рабочей программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» в полном объеме;

  • предоставляет возможность реализации индивидуальных образовательных планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

  • создает условия для включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения.

Учебный кабинет содержит:

Справочные таблицы и материалы постоянного экспонирования:

  • Таблица «Сиди правильно»

  • Инструкции по технике безопасности.


































Список литературы.


  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 2019г.

  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 2020.

  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2021.

  5.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2019г.

  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2021. – 62с.

  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2019.

  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2021

  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2020.

  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 2019.

  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2019г.

  12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 2020.

  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 2021.

  14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2019. -88с.

  15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2020

  16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 2020.

  17. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2021.

  18. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,2019.

  19. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2020г.

  20. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 2021.

  21. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 2019.

  22. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2021.