Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор__________ (Т.Г. Петросова)
«____» ____________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружка
социального направления
«Мы – твои друзья»
для 2 класса
Составитель: Криворукова Н. В.,
учитель начальных классов
2018 год
В 2018-2019 году в исполнении приказа Министерства образования Московской области от 22.05.2015г. №2704 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в плановом режиме в образовательных учреждениях Московской области», во 2 классах образовательное учреждение работает по ФГОС НОО (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 и от 29 декабря 2014 г. № 1644), в соответствии с приказом управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 13.05.2016г. №532/1 и методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации ООП, в том числе в части проектной деятельности Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672.
Учебный план школы в вариативной части включает внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная деятельность реализуется через кружковую работу, в основе формирования кружков лежит вариативность выбора образовательной траектории по желанию ученика с предварительной диагностикой и мониторингом его познавательных и творческих интересов, склонностей и мотивов через анкетирование.
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса, и школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Данная программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Мы – твои друзья» А. Г. Макеевой, В. А. Самковой, Е. М. Клемяшовой. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.
Программа реализуется в рамках социального направления и рассчитана на 36 учебных часов в год, 1 час в неделю.
Цель внеурочной деятельности: формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным.
Задачи:
- формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
- развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- интерес к изучению домашних животных;
- умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
- желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные:
- навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
- приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
- навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
- навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
- в ценностно-ориентационной сфере – сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере – сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т. д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
- в трудовой сфере – использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
- в эстетической сфере – умение оценивать красоту животного;
- в сфере физической культуры – элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Содержание курса внеурочной деятельности во 2 классе
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Основное содержание раздела | Основные виды учебной деятельности (формируемые УУД) | Формы организации учебных занятий |
1 | Давайте познакомимся! | 8 | Почему люди заводят домашних животных. Питомец – животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных. | - Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности; - пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца. | Беседа, ролевые игры, арт-технология, выставки, коллективный проект, тренинги, просмотр презентаций, индивидуальные проекты, конкурсы |
2 | Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | 6 | Родословное дерево собак и кошек. История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца – ответственность. | - Первоначальное знакомство младших школьников с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных; - знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания; - развитие представлений учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания; - развитие у учащихся понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. |
3 | Как мы устроены и как за нами ухаживать? | 6 | Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст – разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки. Помощь бездомным животным. | - Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе; - развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни; - знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным; - развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | 6 | Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек? Игры с питомцем: проводим время вместе. Осторожно – незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | - Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев; - сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце; - формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. |
5 | На приеме у Айболита | 4 | Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена – прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения. | - Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т. д.; - сформировать представление о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина; - сформировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных; - развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. |
6 | Мы с тобой друзья! | 6 | Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве – в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов. | - Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства; - развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства; - развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам. |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
кружка «Мы – твои друзья» 2 класс
№ | Наименование тем и разделов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Вместе нам - лучше (8 ч) |
1 | Почему люди заводят домашних животных. Выбор питомца – очень ответственный шаг | 05.09.2018 | |
2 | Вместе нам - лучше | 12.09.2018 | |
3 | Давайте познакомимся | 19.09.2018 | |
4 | Карнавал животных | 26.09.2018 | |
5 | Карнавал животных | 03.10.2018 | |
6 | Первый шаг – очень ответственный | 10.10.2018 | |
7 | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг | 17.10.2018 | |
8 | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг | 24.10.2018 | |
Как мы появились в доме человека. Мы – очень разные (6 ч) |
9 | Как кошки и собаки появились в доме человека | 07.11.2018 | |
10 | Знакомимся с родословным деревом кошек и собак | 14.11.2018 | |
11 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих | 21.11.2018 | |
12 | Такие разные собаки, такие разные кошки | 28.11.2018 | |
13 | Такие разные и такие прекрасные! | 05.12.2018 | |
14 | Газета про хвостатых-полосатых | 12.12.2018 | |
Как мы устроены и как за нами ухаживать (6 ч) |
15 | Как ухаживать за нашими питомцами | 19.12.2018 | |
16 | Четыре лапы, хвост и не только | 26.12.2018 | |
17 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих | 16.01.2019 | |
18 | Как за нами ухаживать | 23.01.2019 | |
19 | Как я ухаживаю за своим питомцем | 30.01.2019 | |
20 | Каждой кошке и собаке нужен дом | 06.02.2019 | |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (5 ч) |
21 | Общение в мире животных | 13.02.2019 | |
22 | На каком языке общаются кошки и собаки | 20.02.2019 | |
23 | Пойми меня! Озвучиваем фильм | 27.02.2019 | |
24 | Школа «Четыре лапы». Мой питомец | 06.03.2019 | |
25 | Мой питомец | 13.03.2019 | |
На приеме у Айболита (4 ч) |
26 | Будь здоров! | 20.03.2019 | |
27 | Невидимые, но опасные: кого можно увидеть под микроскопом. На приеме у Айболита | 03.04.2019 | |
28 | Конкурс плакатов «Важные правила» | 10.04.2019 | |
29 | Конкурс плакатов «Важные правила» | 17.04.2019 | |
Удивительная выставка. Кошки и собаки на службе у человека (6 ч) |
30 | Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки | 24.04.2019 | |
31 | Необычная прогулка. Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды! | 08.05.2019 | |
32 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | 15.05.2019 | |
33 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | 22.05.2019 | |
34 | Конкурс знатоков «Что, где, когда?» | 29.05.2019 | |
35 | Литературная мастерская | | |
36 | Подведение итогов | | |
| Итого | 36 | |
Учебно-методическое обеспечение и материально-техническая база
«Мы – твои друзья» А. Г. Макеевой, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.
Сайт: www.pet-school.ru
Необходимые материалы:
Бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, ватман.
Технические средства:
компьютер, проектор.
Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся 2 класса, комплект плакатов.