СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краевед" (духовно-нравственная направленность)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краевед", духовно-нравственная направленность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краевед" (духовно-нравственная направленность)»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке.

Личностными результатами изучения курса «Краевед» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Краевед» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел 1. Дальний Восток России.

Хабаровский край, Родина, страна. Дальний Восток России. Федерация. Субъект федерации. Хабаровский край — субъект Российской Федерации. Система управления краем: избиратели, Законодательная Дума Хабаровского края, губернатор. Символика Хабаровского края. Хабаровский край на карте России. Государственная граница на территории Хабаровского края. Административная граница Хабаровского края. 20 октября 1938 года — образование Хабаровского края. Хабаровск — краевой центр. История появления города и его названия. Статус и символика Хабаровска. Геральдика — наука о гербах. Исторический экскурс в прошлое Хабаровска как центра Приморской области, Приамурского генерал-губернаторства, Приамурского края, Хабаровского края. Гербы города Хабаровска, их история, символика, авторы, время создания. (Геральдический практикум.) Я.В. Дьяченко. Переселенцы, их быт и труд, чувства. Встреча переселенцев и коренных народов при освоении Приамурья в середине XIХ века. Дальневосточный федеральный округ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ, место их расположения, названия, символика, столицы, краевые, областные и окружные центры. Хабаровск — центр Дальневосточного федерального округа, краевой центр Хабаровского края. Россияне-дальневосточники. Население Дальнего Востока России многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке. Их быт, традиции и культурное наследие. Многообразие национальных праздников народов Дальнего Востока: названия, особенности проведения. Тотемические праздники коренных народов Дальнего Востока (праздники в честь животных рода: медведя, тигра, моржа, оленя). Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом. Города-побратимы Хабаровска. Международные связи Хабаровского края. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Их быт, традиции и культурное наследие, достопримечательности. Виза. Заграничный паспорт россиянина. Туризм.

Раздел 2. История Хабаровского края.

Муниципальное образование, муниципальный округ, муниципальный район, муниципальное поселение. Два городских округа (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и 17 муниципальных районов — муниципальные образования Хабаровского края. Население и символика муниципальных образований в Хабаровском крае. Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр, число жителей, количество городов и сел, названия городских округов для Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Рукотворные и природные достопримечательности района. Вклад района в хозяйственную жизнь края. (Игра «Восьмое чудо света»). История района (округа) в лицах и судьбах его жителей. Интервью. Журналист. Журналистская этика. Учимся договариваться. Вопросы местного значения. Местный референдум и процедура его проведения. (Игра «Моя гражданская инициатива»). Наш город /село в жизни района, края, страны. Интернет. Сайт. Создаем Интернет страничку о своем городе или селе. Организация условий для досуга и активного отдыха населения — компетенция муниципального поселения. Места активного отдыха горожан/селян. Проектирование парка отдыха, места отдыха горожан/ селян (пляжа, пристани, набережной, парковой зоны, парка аттракционов…). Здоровый образ жизни. Мир игр. Игры национальные, для детей, которые проводятся в квартире, за столом, на улице, на спортивной площадке... Любимые детские игры бабушек и дедушек, родителей младших школьников. Презентация игр и их разучивание.

Организация условий для спорта и физической культуры населения — компетенция муниципального поселения. Спортивные и детские городки. Спортивные школы и секции города/ села. Олимпийское движение дворовых команд. Дворовые олимпийские игры: символика, виды спорта, участники.

Раздел 3. Главные вопросы экономики.

Экономика. Потребители. Потребности. Производители. Товар. Услуга. Деньги. Конкуренция. Рынок. Цена. Бизнесмен. Бартер. Купля–продажа. (Экономическая игра «Бартер»). (Деловая игра «Я губернатор, или, как и почему так организована экономика Хабаровского края»). Природные ресурсы. Основные отрасли народного хозяйства и профессии, представленные в Хабаровском крае. (Работа с картами и атласами края). Покупать. Производить. Экспорт. Импорт. Страны, торгующие с Хабаровским краем. Транспорт и основные дорожные магистрали (работа с картами и атласами края). Малый бизнес. Технология производства. (Экскурсия на предприятие малого и среднего бизнеса). Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. Изготовитель. Сертификат качества. (Игра «Общественное жюри».)

Раздел 4. Природа Хабаровского края.

Азбука экологии. Экология и экологические кризисы. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды. Международные отношения в сфере сохранения природы Земли. Способы защиты природы и улучшения жизни людей в нашем районе. Гармония человека и природы. Ландшафтный дизайн. Декор. Дизайнер. Обобщение. Хабаровский край — наша Родина. Дальневосточные просторы. Презентация туристических маршрутов по территории Хабаровского края.

Раздел 5. Семья, мир, здоровье

Общечеловеческие ценности: человек, культура, труд, мир, дом, семья, знания, здоровье. Их значение в жизни людей. Золотые правила общения и поведения. (Тренинг «Я свободный человек»). Родословная. Генеалогия. Поколение, предки, потомки, род. Генеалогическое дерево и способы его составления. Родовые семейные традиции. Родовая память. Семейные фотоальбомы и письма. Миролюбие. Мир. Война. Проект «Я голосую за мир». Символ мира. Способы сохранения мира в семье, дворе, городе/селе, крае, стране, на Земле. ОБЖ детей летом. Готовимся в поход. Его планирование и организация. ОБЖ детей во время похода.





3. Тематическое планирование (34 часа)

п/п

Название раздела

Количество часов

Дальний Восток России.

12 часов

История Хабаровского края.

8 часов

Главные вопросы экономики.

6 часов

Природа Хабаровского края.

4 часа

Семья, мир, здоровье

4 часа

Итого:

34 часа


























Календарно – тематическое планирование

Название курса: «Краевед»

Класс:

п/п

Дата

Раздел,

тема программы, кол-во часов

Тема занятия

Формы организации и виды деятельности

План

Факт



Раздел 1.

Дальний Восток России.

(12 часов)

Хабаровский край, Родина, страна. Дальний Восток России. Федерация. Субъект федерации. Хабаровский край — субъект Российской Федерации.

Работа с картой Хабаровского края.




Система управления краем: избиратели, Законодательная Дума Хабаровского края, губернатор.

Знакомство с системой управления Хабаровского края.



Символика Хабаровского края. Статус и символика Хабаровска. Геральдика — наука о гербах. Исторический экскурс в прошлое Хабаровска как центра Приморской области, Приамурского генералгубернаторства, Приамурского края, Хабаровского края. Гербы города Хабаровска, их история, символика, авторы, время создания. (Геральдический практикум.)

Знакомство с символикой Хабаровского края.



Хабаровский край на карте России. Государственная граница на территории Хабаровского края. Административная граница Хабаровского края.

Работа с картой Хабаровского края.




20 октября 1938 года — образование Хабаровского края. Хабаровск — краевой центр. История появления города и его названия. Я.В. Дьяченко. Переселенцы, их быт и труд, чувства. Встреча переселенцев и коренных народов при освоении Приамурья в середине XIХ века.

Знакомство с историей возникновения города, с понятиями аборигены, солдаты-линейцы, стойбище, гольд, ценности.



Дальневосточный федеральный округ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ, место их расположения, названия, символика, столицы, краевые, областные и окружные центры.

Знакомство с понятием Дальневосточный федеральный округ и Хабаровский край как субъект Российской Федерации.




Хабаровск — центр Дальневосточного федерального округа, краевой центр Хабаровского края.

Разработка маршрута по достопримечательностям Хабаровска.



Россияне-дальневосточники. Население Дальнего Востока России многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке. Их быт, традиции и культурное наследие.

Знакомство с народами, проживающими в Хабаровском крае, их национальными праздниками, традиционными занятиями и образом жизни.




Многообразие национальных праздников народов Дальнего Востока: названия, особенности проведения. Тотемические праздники коренных народов Дальнего Востока (праздники в честь животных рода: медведя, тигра, моржа, оленя).



Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом. Города-побратимы Хабаровска. Международные связи Хабаровского края.

Работа с картой Хабаровского края и мира.




Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Их быт, традиции и культурное наследие, достопримечательности.



Виза. Заграничный паспорт россиянина. Туризм.

Разработка маршрута по достопримечательностям Хабаровского края. Обсуждение и выбор интересного путешествия.



Раздел 2. История Хабаровского края.(8 часов)

Муниципальное образование, муниципальный округ, муниципальный район, муниципальное поселение. Два городских округа (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и 17 муниципальных районов — муниципальные образования Хабаровского края.

Работа с картой Хабаровского края



Население и символика муниципальных образований в Хабаровском крае. Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр, число жителей, количество городов и сел, названия городских округов для Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Работа с картой Хабаровского края



Рукотворные и природные достопримечательности района. Вклад района в хозяйственную жизнь края. (Игра «Восьмое чудо света»). История района (округа) в лицах и судьбах его жителей. Интервью. Журналист. Журналистская этика. Учимся договариваться.

Знакомство с природой и Красной книгой Хабаровского края, с проблемами исчезновения видов живой природы, связанных с жизнедеятельностью человека.



Вопросы местного значения. Местный референдум и процедура его проведения. (Игра «Моя гражданская инициатива»). Наш город /село в жизни района, края, страны. Интернет. Сайт.

Создание Интернет странички о своем городе или селе.



Организация условий для досуга и активного отдыха населения — компетенция муниципального поселения. Места активного отдыха горожан/селян. Проектирование парка отдыха, места отдыха горожан/ селян (пляжа, пристани, набережной, парковой зоны, парка аттракционов…).

Разработка маршрута по достопримечательностям гСоветская Гавань



Здоровый образ жизни. Мир игр. Игры национальные, для детей, которые проводятся в квартире, за столом, на улице, на спортивной площадке...

Знакомство с национальными играми, именами земляков дальневосточников - чемпионами и призерами Олимпийских игр.



Любимые детские игры бабушек и дедушек, родителей младших школьников. Презентация игр и их разучивание.



Организация условий для спорта и физической культуры населения — компетенция муниципального поселения. Спортивные и детские городки. Спортивные школы и секции города/ села. Олимпийское движение дворовых команд. Дворовые олимпийские игры: символика, виды спорта, участники.



Раздел 3. Главные вопросы экономики. (6 часов)

Экономика. Потребители. Потребности. Производители. Товар. Услуга. Деньги. Конкуренция. Рынок. Цена. Бизнесмен. Бартер. Купля–продажа. (Экономическая игра «Бартер»). (Деловая игра «Я губернатор, или, как и почему так организована экономика Хабаровского края»).

Знакомство с основными понятия экономики.



Природные ресурсы. Основные отрасли народного хозяйства и профессии, представленные в Хабаровском крае. (Работа с картами и атласами края).

Знакомство с профессиями, представленными в Хабаровском крае



Покупать. Производить. Экспорт. Импорт. Страны, торгующие с Хабаровским краем.

Знакомство с основными понятия экономики.



Транспорт и основные дорожные магистрали (работа с картами и атласами края).

Работа с картой Хабаровского края



Малый бизнес. Технология производства.

Экскурсия на предприятие малого и среднего бизнеса



Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. Изготовитель. Сертификат качества.»

Игра «Общественное жюри



Раздел 4. Природа Хабаровского края. (4 часа)

Азбука экологии. Экология и экологические кризисы. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды.

Знакомство с природой и Красной книгой Хабаровского края, с проблемами исчезновения видов живой природы, связанных с жизнедеятельностью человека.



Международные отношения в сфере сохранения природы Земли. Способы защиты природы и улучшения жизни людей в нашем районе.



Гармония человека и природы. Ландшафтный дизайн. Декор. Дизайнер.

Знакомство с основными понятиями ландшафтного дизайна.



Хабаровский край — наша Родина. Дальневосточные просторы. Презентация туристических маршрутов по территории Хабаровского края.

Разработка маршрута по заповедным местам Хабаровского края



Раздел 5. Семья, мир, здоровье.

(4 часа)

Общечеловеческие ценности: человек, культура, труд, мир, дом, семья, знания, здоровье. Их значение в жизни людей. Золотые правила общения и поведения.

Тренинг «Я свободный человек»



Родословная. Генеалогия. Поколение, предки, потомки, род. Генеалогическое дерево и способы его составления. Родовые семейные традиции. Родовая память. Семейные фотоальбомы и письма.

Папка исследователя. Генеалогическое дерево. Провести исследование и составить свою родословную, выделить часть родословной, которая состоит из родственников, живущих на территории Хабаровского края.



Миролюбие. Мир. Война. Символ мира. Способы сохранения мира в семье, дворе, городе/селе, крае, стране, на Земле.

Проект «Я голосую за мир».



ОБЖ детей летом. Готовимся в поход. Его планирование и организация. ОБЖ детей во время похода.

Знакомство с правилами, как можно планировать дела на лето, а также полезные советы для путешественников.