1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке.
Личностными результатами изучения курса «Краевед» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Краевед» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Дальний Восток России.
Хабаровский край, Родина, страна. Дальний Восток России. Федерация. Субъект федерации. Хабаровский край — субъект Российской Федерации. Система управления краем: избиратели, Законодательная Дума Хабаровского края, губернатор. Символика Хабаровского края. Хабаровский край на карте России. Государственная граница на территории Хабаровского края. Административная граница Хабаровского края. 20 октября 1938 года — образование Хабаровского края. Хабаровск — краевой центр. История появления города и его названия. Статус и символика Хабаровска. Геральдика — наука о гербах. Исторический экскурс в прошлое Хабаровска как центра Приморской области, Приамурского генерал-губернаторства, Приамурского края, Хабаровского края. Гербы города Хабаровска, их история, символика, авторы, время создания. (Геральдический практикум.) Я.В. Дьяченко. Переселенцы, их быт и труд, чувства. Встреча переселенцев и коренных народов при освоении Приамурья в середине XIХ века. Дальневосточный федеральный округ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ, место их расположения, названия, символика, столицы, краевые, областные и окружные центры. Хабаровск — центр Дальневосточного федерального округа, краевой центр Хабаровского края. Россияне-дальневосточники. Население Дальнего Востока России многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке. Их быт, традиции и культурное наследие. Многообразие национальных праздников народов Дальнего Востока: названия, особенности проведения. Тотемические праздники коренных народов Дальнего Востока (праздники в честь животных рода: медведя, тигра, моржа, оленя). Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом. Города-побратимы Хабаровска. Международные связи Хабаровского края. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Их быт, традиции и культурное наследие, достопримечательности. Виза. Заграничный паспорт россиянина. Туризм.
Раздел 2. История Хабаровского края.
Муниципальное образование, муниципальный округ, муниципальный район, муниципальное поселение. Два городских округа (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и 17 муниципальных районов — муниципальные образования Хабаровского края. Население и символика муниципальных образований в Хабаровском крае. Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр, число жителей, количество городов и сел, названия городских округов для Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Рукотворные и природные достопримечательности района. Вклад района в хозяйственную жизнь края. (Игра «Восьмое чудо света»). История района (округа) в лицах и судьбах его жителей. Интервью. Журналист. Журналистская этика. Учимся договариваться. Вопросы местного значения. Местный референдум и процедура его проведения. (Игра «Моя гражданская инициатива»). Наш город /село в жизни района, края, страны. Интернет. Сайт. Создаем Интернет страничку о своем городе или селе. Организация условий для досуга и активного отдыха населения — компетенция муниципального поселения. Места активного отдыха горожан/селян. Проектирование парка отдыха, места отдыха горожан/ селян (пляжа, пристани, набережной, парковой зоны, парка аттракционов…). Здоровый образ жизни. Мир игр. Игры национальные, для детей, которые проводятся в квартире, за столом, на улице, на спортивной площадке... Любимые детские игры бабушек и дедушек, родителей младших школьников. Презентация игр и их разучивание.
Организация условий для спорта и физической культуры населения — компетенция муниципального поселения. Спортивные и детские городки. Спортивные школы и секции города/ села. Олимпийское движение дворовых команд. Дворовые олимпийские игры: символика, виды спорта, участники.
Раздел 3. Главные вопросы экономики.
Экономика. Потребители. Потребности. Производители. Товар. Услуга. Деньги. Конкуренция. Рынок. Цена. Бизнесмен. Бартер. Купля–продажа. (Экономическая игра «Бартер»). (Деловая игра «Я губернатор, или, как и почему так организована экономика Хабаровского края»). Природные ресурсы. Основные отрасли народного хозяйства и профессии, представленные в Хабаровском крае. (Работа с картами и атласами края). Покупать. Производить. Экспорт. Импорт. Страны, торгующие с Хабаровским краем. Транспорт и основные дорожные магистрали (работа с картами и атласами края). Малый бизнес. Технология производства. (Экскурсия на предприятие малого и среднего бизнеса). Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. Изготовитель. Сертификат качества. (Игра «Общественное жюри».)
Раздел 4. Природа Хабаровского края.
Азбука экологии. Экология и экологические кризисы. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды. Международные отношения в сфере сохранения природы Земли. Способы защиты природы и улучшения жизни людей в нашем районе. Гармония человека и природы. Ландшафтный дизайн. Декор. Дизайнер. Обобщение. Хабаровский край — наша Родина. Дальневосточные просторы. Презентация туристических маршрутов по территории Хабаровского края.
Раздел 5. Семья, мир, здоровье
Общечеловеческие ценности: человек, культура, труд, мир, дом, семья, знания, здоровье. Их значение в жизни людей. Золотые правила общения и поведения. (Тренинг «Я свободный человек»). Родословная. Генеалогия. Поколение, предки, потомки, род. Генеалогическое дерево и способы его составления. Родовые семейные традиции. Родовая память. Семейные фотоальбомы и письма. Миролюбие. Мир. Война. Проект «Я голосую за мир». Символ мира. Способы сохранения мира в семье, дворе, городе/селе, крае, стране, на Земле. ОБЖ детей летом. Готовимся в поход. Его планирование и организация. ОБЖ детей во время похода.
3. Тематическое планирование (34 часа)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
-
| Дальний Восток России. | 12 часов |
-
| История Хабаровского края. | 8 часов |
-
| Главные вопросы экономики. | 6 часов |
-
| Природа Хабаровского края. | 4 часа |
-
| Семья, мир, здоровье | 4 часа |
Итого: | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
Название курса: «Краевед»
Класс:
№ п/п | Дата | Раздел, тема программы, кол-во часов | Тема занятия | Формы организации и виды деятельности |
План | Факт |
-
| | | Раздел 1. Дальний Восток России. (12 часов) | Хабаровский край, Родина, страна. Дальний Восток России. Федерация. Субъект федерации. Хабаровский край — субъект Российской Федерации. | Работа с картой Хабаровского края. |
-
| | | Система управления краем: избиратели, Законодательная Дума Хабаровского края, губернатор. | Знакомство с системой управления Хабаровского края. |
-
| | | Символика Хабаровского края. Статус и символика Хабаровска. Геральдика — наука о гербах. Исторический экскурс в прошлое Хабаровска как центра Приморской области, Приамурского генералгубернаторства, Приамурского края, Хабаровского края. Гербы города Хабаровска, их история, символика, авторы, время создания. (Геральдический практикум.) | Знакомство с символикой Хабаровского края. |
-
| | | Хабаровский край на карте России. Государственная граница на территории Хабаровского края. Административная граница Хабаровского края. | Работа с картой Хабаровского края. |
-
| | | 20 октября 1938 года — образование Хабаровского края. Хабаровск — краевой центр. История появления города и его названия. Я.В. Дьяченко. Переселенцы, их быт и труд, чувства. Встреча переселенцев и коренных народов при освоении Приамурья в середине XIХ века. | Знакомство с историей возникновения города, с понятиями аборигены, солдаты-линейцы, стойбище, гольд, ценности. |
-
| | | Дальневосточный федеральный округ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ, место их расположения, названия, символика, столицы, краевые, областные и окружные центры. | Знакомство с понятием Дальневосточный федеральный округ и Хабаровский край как субъект Российской Федерации. |
-
| | | | Хабаровск — центр Дальневосточного федерального округа, краевой центр Хабаровского края. | Разработка маршрута по достопримечательностям Хабаровска. |
-
| | | Россияне-дальневосточники. Население Дальнего Востока России многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке. Их быт, традиции и культурное наследие. | Знакомство с народами, проживающими в Хабаровском крае, их национальными праздниками, традиционными занятиями и образом жизни. |
-
| | | Многообразие национальных праздников народов Дальнего Востока: названия, особенности проведения. Тотемические праздники коренных народов Дальнего Востока (праздники в честь животных рода: медведя, тигра, моржа, оленя). |
-
| | | Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом. Города-побратимы Хабаровска. Международные связи Хабаровского края. | Работа с картой Хабаровского края и мира. |
-
| | | Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Их быт, традиции и культурное наследие, достопримечательности. |
-
| | | Виза. Заграничный паспорт россиянина. Туризм. | Разработка маршрута по достопримечательностям Хабаровского края. Обсуждение и выбор интересного путешествия. |
-
| | | Раздел 2. История Хабаровского края.(8 часов) | Муниципальное образование, муниципальный округ, муниципальный район, муниципальное поселение. Два городских округа (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и 17 муниципальных районов — муниципальные образования Хабаровского края. | Работа с картой Хабаровского края |
-
| | | Население и символика муниципальных образований в Хабаровском крае. Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр, число жителей, количество городов и сел, названия городских округов для Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. | Работа с картой Хабаровского края |
-
| | | Рукотворные и природные достопримечательности района. Вклад района в хозяйственную жизнь края. (Игра «Восьмое чудо света»). История района (округа) в лицах и судьбах его жителей. Интервью. Журналист. Журналистская этика. Учимся договариваться. | Знакомство с природой и Красной книгой Хабаровского края, с проблемами исчезновения видов живой природы, связанных с жизнедеятельностью человека. |
-
| | | Вопросы местного значения. Местный референдум и процедура его проведения. (Игра «Моя гражданская инициатива»). Наш город /село в жизни района, края, страны. Интернет. Сайт. | Создание Интернет странички о своем городе или селе. |
-
| | | Организация условий для досуга и активного отдыха населения — компетенция муниципального поселения. Места активного отдыха горожан/селян. Проектирование парка отдыха, места отдыха горожан/ селян (пляжа, пристани, набережной, парковой зоны, парка аттракционов…). | Разработка маршрута по достопримечательностям гСоветская Гавань |
-
| | | Здоровый образ жизни. Мир игр. Игры национальные, для детей, которые проводятся в квартире, за столом, на улице, на спортивной площадке... | Знакомство с национальными играми, именами земляков дальневосточников - чемпионами и призерами Олимпийских игр. |
-
| | | Любимые детские игры бабушек и дедушек, родителей младших школьников. Презентация игр и их разучивание. |
-
| | | Организация условий для спорта и физической культуры населения — компетенция муниципального поселения. Спортивные и детские городки. Спортивные школы и секции города/ села. Олимпийское движение дворовых команд. Дворовые олимпийские игры: символика, виды спорта, участники. |
-
| | | Раздел 3. Главные вопросы экономики. (6 часов) | Экономика. Потребители. Потребности. Производители. Товар. Услуга. Деньги. Конкуренция. Рынок. Цена. Бизнесмен. Бартер. Купля–продажа. (Экономическая игра «Бартер»). (Деловая игра «Я губернатор, или, как и почему так организована экономика Хабаровского края»). | Знакомство с основными понятия экономики. |
-
| | | Природные ресурсы. Основные отрасли народного хозяйства и профессии, представленные в Хабаровском крае. (Работа с картами и атласами края). | Знакомство с профессиями, представленными в Хабаровском крае |
-
| | | Покупать. Производить. Экспорт. Импорт. Страны, торгующие с Хабаровским краем. | Знакомство с основными понятия экономики. |
-
| | | Транспорт и основные дорожные магистрали (работа с картами и атласами края). | Работа с картой Хабаровского края |
-
| | | Малый бизнес. Технология производства. | Экскурсия на предприятие малого и среднего бизнеса |
-
| | | Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. Изготовитель. Сертификат качества.» | Игра «Общественное жюри |
-
| | | Раздел 4. Природа Хабаровского края. (4 часа) | Азбука экологии. Экология и экологические кризисы. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды. | Знакомство с природой и Красной книгой Хабаровского края, с проблемами исчезновения видов живой природы, связанных с жизнедеятельностью человека. |
-
| | | Международные отношения в сфере сохранения природы Земли. Способы защиты природы и улучшения жизни людей в нашем районе. |
-
| | | Гармония человека и природы. Ландшафтный дизайн. Декор. Дизайнер. | Знакомство с основными понятиями ландшафтного дизайна. |
-
| | | Хабаровский край — наша Родина. Дальневосточные просторы. Презентация туристических маршрутов по территории Хабаровского края. | Разработка маршрута по заповедным местам Хабаровского края |
-
| | | Раздел 5. Семья, мир, здоровье. (4 часа) | Общечеловеческие ценности: человек, культура, труд, мир, дом, семья, знания, здоровье. Их значение в жизни людей. Золотые правила общения и поведения. | Тренинг «Я свободный человек» |
-
| | | Родословная. Генеалогия. Поколение, предки, потомки, род. Генеалогическое дерево и способы его составления. Родовые семейные традиции. Родовая память. Семейные фотоальбомы и письма. | Папка исследователя. Генеалогическое дерево. Провести исследование и составить свою родословную, выделить часть родословной, которая состоит из родственников, живущих на территории Хабаровского края. |
-
| | | Миролюбие. Мир. Война. Символ мира. Способы сохранения мира в семье, дворе, городе/селе, крае, стране, на Земле. | Проект «Я голосую за мир». |
-
| | | ОБЖ детей летом. Готовимся в поход. Его планирование и организация. ОБЖ детей во время похода. | Знакомство с правилами, как можно планировать дела на лето, а также полезные советы для путешественников. |