Рабочая программа курса «Крымоведение» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 г. № 273 –ФЗ; с Федеральным базисным учебным планом и Примерным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказа от 01.02.2012№ 74)(приложение 4, 6); с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, (с изменениями); Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым», Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2018 г. № 01-14/1915 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018-2019 учебный год» (с дополнением от 22.08.2018 г. № 01-14\2335; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»; ООП начального общего образования МБОУ «СОШ№5» и Планируемых результатов начального общего образования, Авторской программы Рудяков А.Н. , Наумова Л.В., Супрычев А.В. «Крымоведение», утвержденной коллегией Минобразования Крыма. (Протокол №5/5 от 25.08.2017)
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи:
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
использовать полученные знания в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.«Крымчане – это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Крым – орден на груди планеты Земля.
Знакомство с понятием «полуостров» и «залив». Географическое положение Крыма. Симферополь – столица Крыма. Крупные города Крыма. Знакомство с государственной символикой Крыма.
Природные особенности и богатства Крыма.
Рельеф Крымского полуострова. Крымские горы и равнины. Какая погода бывает в Крыму. Особенности погоды моего региона. Крымские реки и озёра. Охрана водных ресурсов. Растения Крымских лесов. Типичные и редкие растения. Растения Крымских лесов. Лекарственные растения. Крымская степь. Что растёт в степи. Животные Крыма. Кто обитает в Крымских лесах. Звери, обитающие в степях Крыма. Насекомые Крымского полуострова. Полезные и вредные насекомые. Чем богаты наши моря. Млекопитающие и рыбы Чёрного и Азовского морей. Птичий мир Крыма. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Какие растения и животные нуждаются в охране. Красная книга Крыма. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
Учимся путешествовать и дружить с природой
Что такое путешествие. Я собираю рюкзачок. Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Знай, люби, береги! Ядовитые растения и грибы. Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Историко-культурное наследие Крыма
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Детские крымские поэты и писатели. Произведения В.Н. Орлова, Л.В. Огурцовой для детей. Экскурсия в Крымскую библиотеку им. Н.В. Орлова (очная, интерактивная).
Профессиональная деятельность Крыма и моего региона
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Название раздела | Кол-во часов |
-
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 2 |
2. | Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 3 |
3. | Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 16 |
4. | Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 |
5. | Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 5 |
6. | Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 |
ИТОГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Введение 2 часа Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. | 1 | | |
2. | «Прерасны Вы - брега Тавриды…» Цели и задачи курса. | 1 | | |
3. | Крым – орден на груди планеты Земля (3 часа) Знакомство с понятием «полуостров» и «залив». Географическое положение Крыма. | 1 | | |
4. | Симферополь – столица Крыма. Крупные города Крыма. | 1 | | |
5. | Знакомство с государственной символикой Крыма. | 1 | | |
6. | Природные особенности и богатства Крыма (16 часов) Рельеф Крымского полуострова. Крымские горы и равнины. | 1 | | |
7. | Какая погода бывает в Крыму. Особенности погоды моего региона. | 1 | | |
8. | Крымские реки и озёра. Охрана водных ресурсов. | 1 | | |
9. | Растения Крымских лесов. Типичные и редкие растения. | 1 | | |
10. | Растения Крымских лесов. Лекарственные растения. | 1 | | |
11. | Крымская степь. Что растёт в степи. | 1 | | |
12. | Животные Крыма. Кто обитает в Крымских лесах. | 1 | | |
13. | Звери, обитающие в степях Крыма. | 1 | | |
14. | Насекомые Крымского полуострова. Полезные и вредные насекомые. | 1 | | |
15. | Чем богаты наши моря. Млекопитающие и рыбы Чёрного и Азовского морей. | 1 | | |
16. | Птичий мир Крыма. | 1 | | |
17. | Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. | 1 | | |
18. | Какие растения и животные нуждаются в охране. Красная книга Крыма. | 1 | | |
19. | Крымские вулканы и гейзеры. | 1 | | |
20. | Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. | 1 | | |
21. | Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. | 1 | | |
22. | Учимся путешествовать и дружить с природой (4 часа)
Что такое путешествие. Я собираю рюкзачок. | 1 | | |
23. | Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Знай, люби, береги! | 1 | | |
24. | Ядовитые растения и грибы. | 1 | | |
25. | Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. | 1 | | |
26. | Историко-культурное наследие Крыма (5 часа) Что такое археологические и исторические памятники. Памятники моего края. | 1 | | |
27. | Знакомство с древними городами Крымского полуострова. История моего города (села). | 1 | | |
28. | Знакомство с театром и музеем. Важные социально-культурные объекты моего региона. | 1 | | |
29. | Детские крымские поэты и писатели. Произведения В.Н. Орлова, Л.В. Огурцовой для детей. | 1 | | |
30. | Экскурсия в Крымскую библиотеку им. Н.В. Орлова (очная, интерактивная). | 1 | | |
31. | Профессиональная деятельность Крыма и моего региона (4 часа) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. | 1 | | |
32. | «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. | 1 | | |
33. | Какие профессии я знаю. Профессии моих родителей. | 1 | | |
34. | Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». | 1 | | |
Лист коррекции
№ | Тема | Дата (количество по плану) | Фактическое выполнение программы (дата, количество часов) | Причина коррекции |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
14