СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка" 2 класс»


Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. 

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. 

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год.(34 занятия). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель, задачи и принципы программы:
Цель: развивать математический образ мышления

Задачи: 


обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;


повышение уровня математического развития;


углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;


учить правильно применять математическую терминологию;


пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;


уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.



Принципы программы:


Актуальность


Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.


Научность 


Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность


Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).


Практическая направленность


Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.


Обеспечение мотивации


Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.


Реалистичность 


С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.


Курс ориентационный


Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


Основные виды деятельности учащихся:


решение занимательных задач;


оформление математических газет;


знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;


творческие работы


Способы отслеживания результатов

• наблюдение за детьми в ходе работы

• проведение практических работ

• выполнение творческих работ

Материально – техническое обеспечение.

Библиотечный фонд.

1.Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике:1-4класс.-М.: ВАКО, 2006.-272с.- (Мастерская учителя).

2.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.- 128с.

3.Клименко С.Ф. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной деятельности (математика): библиотека учителя начальной школы. - Армавир: АФ ГОУ ДО Краснодарского края «ККИДППО», 2008.-48с.

4.Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2003.-190с.

5.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.- 160с.

6.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя.- М.: Просвещение,2005. -176с.

Печатные пособия.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Сканер.

Игры и игрушки.

Настольные развивающие игры.

Спортивный инвентарь.

Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. 


Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Математическая шкатулка»


I


Исторические сведения о математике


3






Использование интересных приемов устного счета; 


Применение приемов, упрощающих сложение и вычитание;
Разгадывание и составление простых математических ребусов, магических квадратов;

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач;
Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный;


Работать с информацией;

Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений 


Нахождение периметра и площади составных фигур

Изготавливать модели геометрических фигур;

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами

Классифицировать геометрические фигуры;


Планир. дата


Фактич.
дата


1


Нумерация древних римлян. 


1





2


Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика»


1





3


История одной копейки. Русские счеты.


1





II


Числа и операции над ними


7





4-6


Интересные приемы устного счета.


3





7-8


Задачи, связанные с нумерацией.


2





9-10


Приемы, упрощающие сложение и вычитание


2





III


Составление и разгадывание математических ребусов 


7





11


Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов.


1





12-13


Числовые головоломки


2





14-15


Разгадывание и составление математических ребусов.


2





16


Приемы вычислений.


1





17


Разгадывание магических квадратов


1





IV


Нестандартные и занимательные задачи


7





18


Простейшие математические софизмы.


1





19


Задачи на сообразительность.


1





20


Задачи-смекалки.


1





21


Комбинаторные задачи.


1





22


Задачи-маршруты.


1





23


Задачи на переливание.


1





24


Олимпиадные задачи.


1





V


Геометрия вокруг нас


5





25-26


Периметр и площадь составных фигур.


2





27-29


Решение задач с геометрическим содержанием.


3





VI


Математические развлечения


5





30


Праздник «Удача».


1





31


По страницам «Книги рекордов Гиннеса»


1





32


Математические фокусы. Секреты математических фокусов.


1





33


Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех»


1





34


Математический КВН.


1





Итого:


34




 Содержание программы

(34 часа, 1 час в неделю)


  1. Исторические сведения о математике (3ч) Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты.


  2.  Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание. 


  3. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов. 


  4.  Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Простейшие математические софизмы. Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи. 


  5.  Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием. 


  6. Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех». По страницам «Книги рекордов Гиннесса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН.