СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастер- золотые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастер- золотые руки"»




1.Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности « Мастер - золотые руки» разработана в соответствии с действующей в сфере образования с нормативно – правовой базой:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 № 1576);

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 2 г. Сычевки

Программа внеурочной деятельности « Мастер-золотые руки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.


Актуальность программы определена следующими факторами:

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Внеурочная деятельность « Мастер - золотые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.


Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.


Задачи:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.


Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Мастер-золотые руки» рассчитана на 1 час в неделю. Количество часов за год: 34 часа.


























2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности « Мастер - золотые руки»

Предметные результаты программы внеурочной деятельности

Выпускник научится:

  • усвоят первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

  • приобретут навыки самообслуживания; овладеют технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоят правила техники безопасности;

  • научатся использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

  • приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

  • приобретут первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Выпускник получит возможность научиться:

– соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

–создавать мысленный образ конструкции с целью решения

определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно­эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Личностные результаты освоения программы:

У выпускника будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • устойчивый интерес к новым способам познания.


Метапредметные результаты:

Регулятивные

Выпускник научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные

Выпускник научится:

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Выпускник получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные

Выпускник научится:

- Осознавать,что есть существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-контролировать действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.





















3.Содержание программы

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края.

При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом(4 часа).

  • Рассказ о флористике.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Изготовление животных из шишек.

  • Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).

Работа с бумагой и картоном (11 часа).

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изделия из оригами «Сундучок санбо», «Стрелочка», «Оригинальные закладки».

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление «Чудо-ёлочки».

  • Цветочные фантазии.

  • Наряд для баночки.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с пластическими материалами (8 часов).

  • Рассказ о глине и пластилине, солёном тесте. Некоторые изделия из теста в русской кухне.

  • Рисование пластилином

  • Разрезание смешанного пластилина

  • «Расписной» пластилин, полученный способом резания.

  • Лепка из солёного теста.

  • Лепка из солёного теста по образцу или замыслу детей.

Работа с тканью (4 часа).

  • Знакомство с наперстком.

  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

  • Изготовление куколки-оберега из ткани. Куколка-оберег в русской народной традиции.

  • Знакомство с пришиванием пуговиц.

  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

  • Изготовление аппликаций из жатой ткани.

Текстильные материалы 6 часов).

  • Аппликация «Матрешка». Русский народный сувенир.

  • Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

  • Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». НРК «Лён».

  • Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». НРК «Шерсть».

  • Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Подведение итогов (1 час).


Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.

Связь занятий « Мастер –золотые руки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)

Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.


Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

  Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Особенности реализации программы:

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;

- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.


Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, друзьям и близким людям.






4. Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Работа с пластическими материалами

9

2

Поделки из гофрированной бумаги

3

3

Модульное оригами

5

4

Текстильные материалы

5

5

Шитьё и вязание

12

ИТОГО


34 ч.





































Материально-техническое обеспечение

Список литературы для учителя:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Список сайтов:

4. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

5. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

Список литературы для учащихся

1. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

Ноутбук, компьютер, проектор































Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

курса «Мастер – золотые руки»

4 класс

на 2022-2023 учебный год

учитель: Иванова О.Л.

Кольцова О. В.


п/п

Тема

Дата

Корректировка

I. Работа с пластическими материалами (9 часов)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1.09


2.

Разрезание смешанного пластилина.

8.09


3.

Разрезание смешанного пластилина. Барельеф.

15.09


4.

Разрезание смешанного пластилина. Барельеф.

22.09


5.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

29.09


6.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

6.10


7.

Торцевание на пластилине.

13.10


8.

Пластилиновое рисование.

20.10


9.

Пластилиновое рисование.

27.10


II. Поделки из гофрированной бумаги (3 часов)

10.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

10.11


11.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

17.11


12.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

24.11


3. Модульное оригами (5 часов)

13.

Треугольный модуль оригами.

1.12


14.

Замыкание модулей в кольцо.

8.12


15.

Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка».

15.12


16.

Объёмное изделие «Сундучок санбо».

22.12


17.

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки».

13201



4. Текстильные материалы (5 часов)

18.

Аппликация из цельных нитей. «Снежинка».

19.01


19.

Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик».

26.01


20.

Аппликация из резаных нитей. «Африканская хижина».

2.02


21.

Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

9.02


22.

Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

16.02


5. Шитьё и вязание (12 часов)

23.

Шитьё медвежонка. Раскрой деталей.

2.03


24.

Сшивание деталей медвежонка.

9.03


25.

Сшивание деталей медвежонка.

16.03


26.

Оформление медвежонка: пришивание пуговиц (глаз). Набивание мягкой игрушки мягким материалом.

23.03


27.

Шитьё мягкой игрушки «Кругляш».

6.04


28.

Раскрой деталей «Кругляша».

13.04


29.

Сшивание деталей мягкой игрушки «Кругляш».

20.04


30-31.

Вязание крючком прихватки «Овечка».

27.04-

4.05


32-33.

Вязание крючком прихватки «Овечка».

11.05

18.05


34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

25.05



17