Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей МБОУ Калачеевская гимназия №1 им. Н.М.Дудецкого ________________Блощицына И.А. Протокол № 1 от 30.08.2022 г. | Принято на заседании педагогического совета МБОУ Калачеевская гимназия №1 им. Н.М.Дудецкого Протокол №1 от 30.08.2022 г. | | Утверждено Директор МБОУ Калачеевская гимназия №1 им. Н.М.Дудецкого _____________Федорова Л.Н. Приказ № ОД- 104 от 30.08.2022г |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калачеевская гимназия №1 им. Н.М. Дудецкого
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
в 3 классах
Крюковой Татьяны Викторовны
Возраст обучающихся – 9-10 лет
г. Калач
2022- 2023 уч. год
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее Сан ПиН 2.4.2.2821-10);
- Устав Гимназии.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Данная программа соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Цель изучения курса: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Место курса в учебном плане:
Согласно учебному плану МБОУ Калачеевская гимназия №1 им.Н.М.Дудецкого на 2022-2023 учебный год на изучение курса (внеурочной деятельности) «Мир вокруг нас» в 3-х классах отводится 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная,
Коллективная,
Работа в малых группах.
Технологии обучения:
Технология продуктивного чтения.
Технология критического мышления.
Технология проектной деятельности.
Проблемно – диалогическая технология.
Здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля: тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Планируемые результаты изучения курса «Мир вокруг нас»
Обучающиеся должны знать:
- что такое природа;
- разнообразие растений на планете;
- разнообразие животных на планете;
- что такое глобус;
- что такое карта;
- в чем различие глобуса и карты;
- формы поверхности земли и родного края;
- что такое водоемы, какие виды водоемов есть на земле;
- что такое экология;
- в чем заключаются экологические связи в живой природе;
- какие способы охраны природы существуют;
- какие животные и растения подвержены исчезновению.
Обучающиеся должны уметь:
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- составлять план и последовательность действий;
- определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;
- собирать , обрабатывать и передавать информацию различными способами;
- определять общую цель и пути её достижения;
- осознавать ответственности человека за общее благополучие;
- выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах;
- строить рассуждения, обобщения и интерпретацию информации.
Содержание программы
1 раздел «Окружающий мир» - 14 ч
Природа вокруг нас .
Животные вокруг нас.
Растения вокруг нас.
2 раздел «Планета Земля» - 10 ч.
Наша земля на глобусе и карте.
Формы поверхности земли и родного края.
Водоёмы.
Заочное путешествие по родной стране.
Путешествие по планетарию.
3 раздел «Человек и его место на Земле» - 10ч.
3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.
3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
3.3 Изучаем способы охраны природы.
3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете.
IV. Тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов | Планируемые результаты |
1 раздел «Окружающий мир» | 14 ч | |
Природа вокруг нас | 2 | Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. |
Заочная экскурсия в парк | 1 | Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений |
Заочная экскурсия в лес | 1 | Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений |
Животные вокруг нас | 3 | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Разнообразие птиц | 3 | Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы |
Растения вокруг нас | 3 | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
Что такое экология. | 1 | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология. |
2 раздел «Планета Земля» | 10 ч. | |
Наша земля на глобусе и карте | 2 | Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. |
Формы поверхности земли и родного края. | 2 | Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы. |
Водоёмы. | 2 | Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. |
Заочное путешествие по родной стране. | 1 | Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте |
Планеты Солнечной системы. | 2 | Узнают, какие планеты существуют, что такое спутники, кометы, астероиды. |
Экскурсия по школьному двору. | 1 | Узнают, какие деревья растут вокруг школы, какие памятники возле школы, достопримечательности |
3 раздел «Человек и его место на Земле» | 10ч. | |
Изучаем экологические связи в живой природе | 2 | Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что защитные приспособления у растений и животных- это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. |
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | 2 | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
Изучаем способы охраны природы | 2 | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности); извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения; моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 2 | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
Мы в борьбе за чистоту на планете. | 2 | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
Итого | 34 часа | |
V. Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата |
По плану | По факту |
| 1 раздел «Окружающий мир» | | |
1-2 | Природа вокруг нас | | |
3 | Заочная экскурсия в парк | | |
4 | Заочная экскурсия в лес | | |
5-7 | Животные вокруг нас | | |
8-10 | Разнообразие птиц | | |
11-13 | Растения вокруг нас | | |
14 | Что такое экология. | | |
| 2раздел «Планета Земля» | | |
15-16 | Наша земля на глобусе и карте | | |
17-18 | Формы поверхности земли и родного края. | | |
19-20 | Водоёмы. | | |
21 | Заочное путешествие по родной стране. | | |
22-23 | Планеты Солнечной системы. | | |
24 | Экскурсия по школьному двору. | | |
| 3 раздел «Человек и его место на Земле» | | |
25-26 | Изучаем экологические связи в живой природе | | |
27-28 | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | | |
29-30 | Изучаем способы охраны природы | | |
31-32 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | | |
33-34 | Мы в борьбе за чистоту на планете. | | |
| | | |
| | | |