СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"»

Рассмотрено

на заседании методического

объединения классных

руководителей

МБОУ Калачеевская гимназия №1

им. Н.М.Дудецкого

________________Блощицына И.А.

Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Принято

на заседании

педагогического совета

МБОУ Калачеевская

гимназия №1 им. Н.М.Дудецкого


Протокол №1 от 30.08.2022 г.


Утверждено

Директор МБОУ Калачеевская гимназия №1 им. Н.М.Дудецкого

_____________Федорова Л.Н.


Приказ № ОД- 104

от 30.08.2022г


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калачеевская гимназия №1 им. Н.М. Дудецкого







ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


«Мир вокруг нас»

в 3 классах

Крюковой Татьяны Викторовны

Возраст обучающихся – 9-10 лет










г. Калач

2022- 2023 уч. год

  1. Пояснительная записка


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

- постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее Сан ПиН 2.4.2.2821-10);

- Устав Гимназии.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Данная программа соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Цель изучения курса: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Место курса в учебном плане:

Согласно учебному плану МБОУ Калачеевская гимназия №1 им.Н.М.Дудецкого на 2022-2023 учебный год на изучение курса (внеурочной деятельности) «Мир вокруг нас» в 3-х классах отводится 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.

Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуальная,

  • Коллективная,

  • Работа в малых группах.

Технологии обучения:

  • Технология продуктивного чтения.

  • Технология критического мышления.

  • Технология проектной деятельности.

  • Проблемно – диалогическая технология.

  • Здоровьесберегающие технологии.

Виды и формы контроля: тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения программы являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Планируемые результаты изучения курса «Мир вокруг нас»

Обучающиеся должны знать:

- что такое природа;

- разнообразие растений на планете;

- разнообразие животных на планете;

- что такое глобус;

- что такое карта;

- в чем различие глобуса и карты;

- формы поверхности земли и родного края;

- что такое водоемы, какие виды водоемов есть на земле;

- что такое экология;

- в чем заключаются экологические связи в живой природе;

- какие способы охраны природы существуют;

- какие животные и растения подвержены исчезновению.

Обучающиеся должны уметь:

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- составлять план и последовательность действий;

- определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;

- собирать , обрабатывать и передавать информацию различными способами;

- определять общую цель и пути её достижения;

- осознавать ответственности человека за общее благополучие;

- выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах;

- строить рассуждения, обобщения и интерпретацию информации.

  1. Содержание программы

1 раздел «Окружающий мир» - 14 ч

    1. Природа вокруг нас .

    2. Животные вокруг нас.

    3. Растения вокруг нас.

2 раздел «Планета Земля» - 10 ч.

    1. Наша земля на глобусе и карте.

    2. Формы поверхности земли и родного края.

    3. Водоёмы.

    4. Заочное путешествие по родной стране.

    5. Путешествие по планетарию.

3 раздел «Человек и его место на Земле» - 10ч.

3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.

3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.

3.3 Изучаем способы охраны природы.

3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете.

IV. Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

1 раздел «Окружающий мир»

14 ч


Природа вокруг нас

2

Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Заочная экскурсия в парк

1

Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений

Заочная экскурсия в лес

1

Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений

Животные вокруг нас

3

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Разнообразие птиц

3

Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Растения вокруг нас

3

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Что такое экология.

1

Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология.

2 раздел «Планета Земля»

10 ч.


Наша земля на глобусе и карте

2

Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Формы поверхности земли и родного края.

2

Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы.

Водоёмы.

2

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Заочное путешествие по родной стране.

1

Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте

Планеты Солнечной системы.

2

Узнают, какие планеты существуют, что такое спутники, кометы, астероиды.

Экскурсия по школьному двору.

1

Узнают, какие деревья растут вокруг школы, какие памятники возле школы, достопримечательности

3 раздел «Человек и его место на Земле»

10ч.


Изучаем экологические связи в живой природе

2

Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что защитные приспособления у растений и животных- это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

2

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Изучаем способы охраны природы

2

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности);

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения;

моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

2

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Мы в борьбе за чистоту на планете.

2

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Итого

34 часа












































V. Календарно-тематическое планирование

Название темы

Дата

По плану

По факту


1 раздел «Окружающий мир»



1-2

Природа вокруг нас



3

Заочная экскурсия в парк



4

Заочная экскурсия в лес



5-7

Животные вокруг нас



8-10

Разнообразие птиц



11-13

Растения вокруг нас



14

Что такое экология.




2раздел «Планета Земля»



15-16

Наша земля на глобусе и карте



17-18

Формы поверхности земли и родного края.



19-20

Водоёмы.



21

Заочное путешествие по родной стране.



22-23

Планеты Солнечной системы.



24

Экскурсия по школьному двору.




3 раздел «Человек и его место на Земле»



25-26

Изучаем экологические связи в живой природе



27-28

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение



29-30

Изучаем способы охраны природы



31-32

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.



33-34

Мы в борьбе за чистоту на планете.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!