Городской округ с внутригородским делением «город Махачкала»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42 им. Н. Гаджимагомедова»
«ПРИНЯТО» решением Педагогического совета от «____»___________2022 г. Протокол № _____ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ____________ Османова Х.О. от «_____» __________ 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир информатики»
Класс: 6 «Ж»
Срок реализации: 2022-2023 уч. год
Учитель: Бабаева Г.Э.
г. Махачкала
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Мир информатики» в среднем звене становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.
Программа внеурочного занятия «Мир информатики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» Залоговой Л. А., а также авторской программы Н. В. Макаровой для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа рассчитана на 35 часов в 6 классе при 1 часе в неделю.
Программа внеурочной деятельности «Мир информатики» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)
Основная задача программы – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитию алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни, а также:
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Обучение информатике по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 25-30 минут, 20-25 минут теории. Во время работы за компьютером учащиеся останавливаются и следует минутка релаксации – выполнение упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 45 минут.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Коллективная и индивидуальная работа;
Работа в парах;
Практическая работа за компьютером;
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Беседа;
Игра: познавательная, развивающая;
Проектная работа;
Практическая работа;
Наглядный.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Мир информатики» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Получение обучающимися опыта работы на компьютере,.
На данном уровне воспитанники соблюдают:
- правила работы на компьютере;
- алгоритм построения графического объекта;
- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
- владеют коммуникативными моделями поведения.
- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- об основных моделях коммуникативного поведения.
ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ
1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.
2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
иметь понятие о множестве;
уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
уметь конструировать фигуру из её частей;
уметь находить истинное и ложное суждение;
уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наш друг - компьютер. (3 часа)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Компьютерная графика. (20 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Тоновая коррекция. Цветовая коррекция. Повышение резкости изображения. Методы устранения дефектов с фотографий. Обмен файлами между графическими программами. Рабочее окно программы векторного ГР. Особенности меню. Основы работы с объектами. Рисование объектов. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Инструменты для точного рисования: линейки, направляющие.
Создание рисунков из кривых. Изменение порядка расположения объектов. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
Создание текстов. (7 часов)
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Создание печатных публикаций. (4 часа)
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема модуля | Количество часов |
теория | практика |
1 | Наш друг - компьютер | 2 | 1 |
2 | Компьютерная графика | 8 | 12 |
3 | Создание текстов | 3 | 4 |
4 | Создание печатных публикаций | 2 | 3 |
Итого | 14 | 20 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема модуля / Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
| Наш друг - компьютер | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Компьютерные программы. | 1 | |
2 | Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. | 1 | |
3 | Работа с файлами и папками. | 1 | |
| Компьютерная графика | | |
4 | Кодирование графической информации | 1 | |
5 | Сравнение растровой и векторной графики. | 1 | |
6 | Простейший графический редактор | 1 | |
7 | Знакомство с программой. Основные элементы окна. | 1 | |
8 | Использование графических примитивов. | 1 | |
9 | Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | 1 | |
10 | Создание рисунков | 1 | |
11 | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | 1 | |
12 | Заливка цветом. Вставка графического объекта. | 1 | |
13 | Создание рисунка на тему «Природа». | 1 | |
14 | Создание рисунка на тему «Моя семья». | 1 | |
15 | Коррекция изображения. | 1 | |
16 | Обмен файлами между графическими программами. | 1 | |
17 | Особенности меню векторного графического редактора. | 1 | |
18 | Основы работы с объектами. | 1 | |
19 | Инструменты для точного рисования: линейки, направляющие. | 1 | |
20 | Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. | 1 | |
21 | Создание рисунков из графических примитивов. | 1 | |
22 | Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. | 1 | |
23 | Самостоятельное творчество. | 1 | |
| Создание текстов | | |
24 | Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. | 1 | |
25 | Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. | 1 | |
26 | Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. | 1 | |
27 | Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. | 1 | |
28 | Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | 1 | |
29 | Создание печатного текста: поздравление с праздником. | 1 | |
30 | Вставка картинки в текст. | 1 | |
| Создание печатных публикаций | | |
31 | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. | 1 | |
32 | Открытка к празднику. | 1 | |
33 | Печать текста с вставленным графическим объектом. | 1 | |
34 | Самостоятельное творчество. | 1 | |
| Итого | 34 | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Н.В. Макарова Информатика 5-6 класс. СПб.: Питер, 2005.
Н.В. Макарова. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2005.
Н.В. Макарова. Практикум-задачник по моделированию. СПб.: Питер, 2005.
А. Н. Жигарев, Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2005.
Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г.
Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002
Угринович Н.Д. и др. “Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Информационные технологии: В 2 ч./ Шафрин Ю.А. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
10