СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"»

Муниципальное образовательное учреждение

Глебовская основная общеобразовательная школа

Переславского муниципального района Ярославской области




Согласована на заседании МО № протокола _____ от «___»____________20 __г.


Утверждена директором школы

____________________________

(ФИО)

№ приказа _____ от «___»_____________20__г.






Рабочая программа внеурочной деятельности

« Моя малая Родина »

5 класс









Составитель:


Лялин А. В.










2014

Пояснительная записка.

 Главной целью, стоящей перед программой – познакомить детей с их малой Родиной, Ярославским и Переславским краем ; с их историческим прошлым и настоящим. У школьника познание окружающего мира происходит не столько на уроке, но в большей степени во внеурочное время, когда ребята получают возможность для непосредственного общения со сверстниками. Младшие школьники имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. Грамотная организация разносторонней внеурочной деятельности для учащихся начальной школы может стать трамплином последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения. Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости ярославцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Цель программы:

  •  способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  •  пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Ярославского края;

  •  воспитание любви к природе родного края;

  •  формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
    стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.





Задачи программы:

  • совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

  •  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

  • создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

  •   поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и спорта;

  •   формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников;

  • овладение первоначальными навыками работы с краеведческими и научно-познавательными источниками, совершенствование всех видов речевой деятельности.

  • Воспитание патриотизма. Уважения к истории и традициям нашего народа, населявшего Ярославский край на протяжении всей его истории.

  • Освоение знаний о важнейших событиях, процессах, происходивших на территории нашего края в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления и исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


  • вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;

  • придать историческим знаниям большую конкрет­ность и личностную значимость, показать, что каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;

  • содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;

  • воспитывать стремление к сохранению и приумно­жению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей областью сложных проблем.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса ученики должны

Знать/понимать

  • Основные этапы и ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей истории. Политики, культуры изучаемого периода;

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • Изученные виды исторических источников по истории края.

Уметь

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

  • Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.


Объем и сроки обучения

       Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся младших классов.На изучение краеведения отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, причем значимую часть составляют практические занятия.



Содержание программы

 

Наименование раздела программы

Содержание программы

Требования к уровню подготовки учащихся

Универсальные учебные действия

Малая Родина

 

Теория

«Большая» и «малая» Родина. История названия страны, области, города.Значение изучения истории родного края.Краеведение, его цели и задачи.Как мы узнаем об истории края? Почему нужно изучать прошлое и настоящее своего родного края.

Краткая история России.

История Ярославского края в истории России, его роль в ключевых событиях российской истории.

Наш край в далеком прошлом. История освоения и развития края.

История г. Переславля-Залесского.

Главные улицы города. Достопримечательности города.

Практика

Практическая работа: составление фотовыставки «Моя малая Родина»

 

Знать название страны, области, города, улицы.

Иметь представление о главных вехах в истории города и района, о памятниках истории и культуры города и района.

Дать понятие «краеведения», «градоведения». Понятие «малая Родина».

 

Личностные.

Формирование чувства гордости за свою «малую» родину, уважение к культуре предков. Осознание культурной принадлежности родному краю.

Регулятивные.

Формировать способность к организации своей деятельности, ставить цель и следовать ей в познавательной деятельности.

Познавательные.

Развитие познавательных мотивов, интересов и любознательности, ориентации в возможностях информационного поиска.

Коммуникативные.

Учить осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение получать необходимые сведения от товарища.

Способы получения информации

 

Теория

Основные источники информации: периодическая печать (газеты, журналы); художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель достоверно отражает действительность); архивные фонды, фонды музеев, планы и карты, произведения скульптуры, живописи, архитектуры; материалы статистики; устные свидетельства старожилов.

Исторические источники. Методика сбора и анализа источников.

Работа с источниками, библиографическими справочниками. Поиск, фиксация, систематизация литературы по краеведческим темам. Оформление библиографических данных по отдельным темам.

Практика

Практическая работа: классификация исторических источников. Определение их подлинности. Посещение библиотеки, музея, архивов различных учреждений.

 

Дать понятие «периодическая печать», «архив», «источники».

Уметь работать с библиографическими справочниками.

Знать, как проводится систематизация литературы краеведческой направленности.

Иметь представления об архивных фондах, фондах музеев.

Уметь читать географические карты, планы.

Личностные

Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные.

Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение.

Познавательные.

Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Коммуникативные.

Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую...); учиться отвечать на поставленный вопрос.

Что нас окружает

 

Теория

Моё родное село Глебовское. История села.

Природа и мы. Национальный парк « Плещеево озеро».



Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; установить связь с названием улицы.

Народные песни.

Природа и детская фантазия, поделки из природного материала.

Практика

Практическое занятие: научиться по карте находить границы села и города, викторина по вопросам темы.

Практическое занятие: игра-путешествие по стациям «По дорогам родного села и города». Разработка проекта «Район, в котором я живу».

Выставка детских работ «Природа и красота».

Знать: историю родного села , природные памятники, значение природы для городских и сельских жителей.

Уметь выполнять поделки из природного материала.

Уметь по карте находить границы города.

Уметь выбирать безопасный путь в школу и из школы домой.

 

Личностные.

Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому, восприятие красоты сохранившихся памятников природы.

Регулятивные.

Формировать умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения.

Познавательные.

Развитие творчества и фантазии, познавательных интересов и мотивов.

Коммуникативные.

Учить работать в коллективе, приходить на помощь друг другу, находить общее решение.

Рождение города

 

Теория

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Знакомство учащихся с краеведческим музеем города Переславля-Залесского. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города.
Практика

Практическое занятие: выставка творческих работ «Герб моего района».

Уметь различать и выделять сезонные признаки, описывать картины времен года различными средствами художественной выразительности.

Знать учащимся о происхождении названия города Иванова.

Иметь общие представления о гербе города.

Личностные.

Формировать умение воспринимать красоту природы родного города на основе целостного восприятия окружающего мира.

Регулятивные.

Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.

Познавательные.

Развивать познавательную инициативу, расширять кругозор по экологии и биологии.

Коммуникативные.

Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения.

Понятие о народной культуре

 

Теория

Традиционные и народные праздники, народные забавы.

Готовимся к зимним святкам. Зимние праздники: «Русская зима». Зимние игры и забавы. Учимся и играем в старинные и современные детские игры. Встреча Нового года. Рождественский сочельник, колядование, колядки, ряженые. День защитников Отечества. «Масленица – честная, широкая, веселая». Масленичные песни, приговоры, игры. 8 Марта. Моя мама, бабушка, сестра. Стихи и песни о маме. Колыбельные песни. Стихи ивановских поэтов. Играем – сочиняем стихи. Ждем весну. Весенние заклички, песни.

Старинные обычаи . Народные приметы.

Устное народное творчество. Считалки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, народные легенды родного края. Учимся сочинять сказки.

Народное творчество и русское народное искусство.

Ремёсла Руси и нашего края.

Знаменитые народные промыслы.

Руская изба.

История русского костюма

.Русский характер.

Практика

Дискуссия «Нужны ли нам традиции?» Исследовательская работа «Традиции моего народа: прошлое и настоящее». Участие в праздниках города.

Детские рисунки «В мире сказки».

Иметь представление о жанрах русского народного творчества.

Знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы и поговорки.

Знать основные народные и современные праздники, расширять знания о народной культуре.

Иметь представление об ярославских писателях и поэтах.

Личностные.

Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

Формирование чувства сопричастности к истории страны, народа.

Регулятивные.

Формировать умение анализировать свое поведение и соотносить его с историческими нормами, отраженными в народном творчестве.

Познавательные.

Развитие любознательности, читательского кругозора, умения выделять главное, существенное.

Коммуникативные.

Уметь аргументировать свое решение, уважать иную точку зрения.

Листая страницы истории

 

Теория

Прославленные земляки нашего района и города. Почётные граждане района и города. Знакомство с биографиями знаменитых земляков.

Наш земляк – святой благоверный князь Александр Невский.

Сергий Радонежский – игумен земли русской.

Знаменитые люди города в истории России. Изучение источников по жизни и деятельности знаменитых земляков (книги, воспоминания, мемуары, газеты и пр.).

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Подвиг ярославцев и переславцев в годы Великой Отечественной войны.

Практика

Практическое занятие: исследовательская работа «Улицы нашего города»

Практическое занятие: выпуск газеты «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Составление «Книги памяти».

Подготовка сообщений совместно с родителями о знаменитых людях нашего города. Составление книги «Знаменитые люди нашего города».

Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.
Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны.

Знать материал о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.

Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом.

Личностные.

Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Регулятивные.

Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.

Познавательные.

Развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки.

Коммуникативные.

Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения.

Моя семья и мои близкие.

Родословная человека.

Теория

Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного города.

Папа, мама, бабушка и дедушка, брат и сестра. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического дерева.

Практика
Практическое занятие:

Исследовательская деятельность:

« История и судьба моей семьи в истории России и родного края ».

Практическое занятие: выставка творческих работ «Герб моей семьи»

Знать свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах.

Уметь рассказать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей, о любимом животном.

Уметь восстановить родословное древо своей семьи.

Личностные.

Формировать нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе восприятия чувств других людей. Ознакомить с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Регулятивные.

Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение.

Познавательные.

Осмысление понятий, связанных с темой «Семья». Осознание своей роли в семье.

Коммуникативные.

Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье.

Развивать желания познавать и сохранять семейные, родовые традиции.

Растительный и животный мир моего края

 

Теория

Травы, кустарники, деревья наших лесов и парков. Экскурсия в парк.

Насекомые, птицы, звери – обитатели наших полей, лесов и лугов. Экскурсия в краеведческий музей.

Редкие растения и животные Ярославской области.

Практика

Практическое занятие – составление «Красной книги» растений Ярославской области.

Практическое занятие: создание кроссворда «Растения и животные Ярославской области».

 

 

Иметь представления о растительном и животом мире родного края.

Уметь рассказать о наиболее ярких представителях тамбовской флоры и фауны.

Знать представителей Красной книги Ярославской области.

Иметь представление о способах охраны редких растений и животных.

 

Личностные.

Формирование чувства ответственности за окружающую природу, навыков здорового образа жизни.

Формировать нетерпимость действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни редких растений и животных.

Регулятивные.

Формировать готовность к преодолению трудностей, умение преодолевать импульсивность поведения.

Познавательные.

Развитие познавательных интересов и мотивов, готовности к решению познавательных задач, работать с информационными источниками.

Коммуникативные.

Учить договариваться, слышать друг друга, понимать позицию других людей.

Нормы и правила поведения в природе

 

 

Теория

Правила поведения в природе.

Практика

Практическая работа: составление памятки «Как правильно вести себя на природе», конкурс на лучший «запрещающий» и «разрешающий» знаки.

Практическое занятие: создание экологических троп.

 

Знать правила поведения в природе.

Иметь представление об экологических тропах.

Познакомиться с садово-парковой культурой города; учиться видеть прекрасное в окружающем мире и стремиться к сохранению природных богатств родного края.

Личностные.

Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные.

Формировать умение взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности, умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.

Познавательные.

Развивать познавательные интересы и мотивы, творчество, ориентацию в возможностях информационного поиска.

Коммуникативные.

Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях, договариваться, находить общее решение, уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.




Личностные.

-осмысление нравственно- этических

понятий и общепринятых норм, знакомство с

культурно- историческими ценностями.

Регулятивные.

Формировать основы оптимистического восприятия мира.

Познавательные.

Развитие познавательной инициативы, ориентации в возможностях информационного поиска, умения осознанно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные.

Учить уважать иную точку зрения.




Личностные.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности к делам страны.

Регулятивные.

Формировать учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные.

Развитие умения выделять главное, анализировать информацию, обобщать.

Коммуникативные.

Учить строить взаимоотношения в коллективе на основе взаимопонимания и взаимопомощи.


 

 

 

Тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов



Всего

Теория

Практ.






1

«Большая» и «малая» Родина. История названия страны, области, города.Значение изучения истории родного края.Краеведение, его цели и задачи.




2

Краткая история России.





3

История Ярославского края в истории России, его роль в ключевых событиях российской истории.





4

Наш край в далеком прошлом. История освоения и развития края.





5

История г. Переславля-Залесского.





6

Главные улицы города. Достопримечательности города.





7

Практическая работа: составление фотовыставки «Моя малая Родина»





8

Исторические источники. Методика сбора и анализа источников.





9

Работа с источниками, библиографическими справочниками. Поиск, фиксация, систематизация литературы по краеведческим темам. Оформление библиографических данных по отдельным темам.





10

Практическая работа: классификация исторических источников. Определение их подлинности. Посещение библиотеки, музея, архивов различных учреждений.





11

Моё родное село Глебовское. История села.





12

Природа и мы. Национальный парк « Плещеево озеро».





13

Название улиц.





14

Народные песни.





15

Практическое занятие: научиться по карте находить границы села и города, викторина по вопросам темы.





16

Практическое занятие: игра-путешествие по станциям «По дорогам родного села и города».




17

Наша Родина (город или село, родной край, страна, дом). Знакомство учащихся с краеведческим музеем города Переславля-Залесского.




18

Традиционные и народные праздники, народные забавы.





19

Старинные обычаи . Народные приметы.





20

Устное народное творчество. Считалки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, народные легенды родного края. Учимся сочинять сказки.





21

Народное творчество и русское народное искусство.





22

Ремёсла Руси и нашего края.





23

Знаменитые народные промыслы.





24

Руская изба.





25

История русского костюма





26

Русский характер.





27

Прославленные земляки нашего района и города. Почётные граждане района и города. Знакомство с биографиями знаменитых земляков.





28

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Подвиг ярославцев и переславцев в годы Великой Отечественной войны.





29

Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного города.





30

Травы, кустарники, деревья наших лесов и парков. Экскурсия в парк.

Редкие растения и животные Ярославской области.





31

Насекомые, птицы, звери – обитатели наших полей, лесов и лугов. Экскурсия в краеведческий музей.





32

Практическое занятие: создание кроссворда «Растения и животные Ярославской области».




33

Правила поведения в природе.





34

Подведение итогов. Итоговое обобщение.