СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ № 10
______ А.А. Остапенко _____ Г.В. Проценко
«29»августа 2019 года 29 августа 2019 г
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
им. П.П. Грибачева
х. Куликовского
муниципального образования Ленинградский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности
курса «Народные игры кубанских казаков»
Направление программы - спортивно-оздоровительное
Вид программы - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная деятельность.
Уровень образования, класс - начальное общее образование, 1-4 класс
Количество часов всего – 135 в неделю - 1
Автор – Леонов Роман Юрьевич, учитель физической культуры
Программа разработана на основе авторской программы «Кубанские казачьи игры и забавы для учащихся 1-4 классов» рецензия ККИДППО – 2012 года
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве казачьего общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям казачьего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование казака и казачьего общества.
Программа курса дает возможность достижения результатов первого уровня и частично второго.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений - сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения подвижных игр , двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
оказывать первую доврачебную помощь;
анализировать технику своего бега и определять ошибки;
подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий .
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
повысить уровень своей физической подготовленности;
приобрести навыки и умения по изучаемым разделам программы;
уметь технически правильно осуществлять двигательные действия
избранных казачьих и обрядовых подвижных игр;
казачьих праздников;
уметь играть в обрядовые и подвижные игры донского казачества;
бережно относиться к своей малой родине, к прошлому и настоящему, к памятникам культуры и искусства;
изучить традиции казачества;
быть наблюдательными, активными, прилежными в учебном труде,
добросовестными, трудолюбивыми, отзывчивыми
2.Содержание программы:
Вводное занятие: знакомство с общими правилами игр, правилами безопасности во время игр.
История казачества России. Казачья игра «Лошадки». Знакомство учащихся с возникновением казачества.
История казачества Кубани . Игра «Казачата». Знакомство учащихся с возникновением Кубанского казачества.
История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху». Знакомство учащихся с традиционными казачьими играми.
Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Знакомство с атаманом Кубанского казачества, его вклад в развитие России.
Подвижные казачьи игры.
Игры и эстафеты.
Казачьи национальные игры. Знакомство с национальными играми казаков.
3.Тематическое планирование с указанием форм организации и видов деятельности курса «Народные игры кубанских казаков»
3.Тематическое планирование с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид организации | Форма деятельности |
Всего | Теория | Практика |
1 класс | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
2 | История казачества России. | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа, презентация. |
3 | Казачья игра «Лошадки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа,игра |
4 | История казачества Северного кавказа | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
5 | Игра «Казаки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
6 | История казачьих игр | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
7 | Казачья игра «Надень папаху» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
8 | Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
9 | Подвижная игра « Хлибчик» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
10 | Подвижная игра «Мельница» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
11 | Подвижная игра «Капуста » | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
12 | Подвижная игра «Лень» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
13 | Подвижная игра «Селезень и утка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
14 | Подвижная игра « Игра в шапку» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
15 | Подвижная игра « Зевака» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
16 | Подвижная игра» Борьба на коленях», «Перетяни за черту» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
17 | Релаксационная игра « Ручеёк». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
18 | Игры – эстафеты « Послушай мяч» « передал садись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
19 | Эстафеты с бегом и прыжками | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
20 | Эстафеты преодолением препятствий | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
21 | Игры – эстафеты «Чемпионы малого мяча» « Вызов номеров» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
22 | Разминка. Строевые упражнения «Лапта». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
23 | Подвижная игра « Салки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
24 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Иголка, нитка, узелок». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
25 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Ляпка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
26 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Жмурки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
27 | Разминка. Строевые упражнения. «Горелки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
28 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Челнок» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
29 | Разминка. Строевые упражнения « Перебежки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
30 | Подвижная игра « В три бабки», « Стоп» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
31 | Разминка. Строевые упражнения. Игра « Берегись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
32 | Подвижная игра « Игра в шапку». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
33 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Чехарда» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
| | | | | | |
| Всего | 33 | 5 | 28 | | |
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид организации | Форма деятельности |
Всего | Теория | Практика |
2 класс | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
2 | История казачества России. | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа, презентация. |
3 | Казачья игра «Лошадки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа,игра |
4 | История казачества Северного кавказа | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
5 | Игра «Казаки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
6 | История казачьих игр | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
7 | Казачья игра «Надень папаху» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
8 | Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
9 | Подвижная игра « Хлибчик» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
10 | Подвижная игра «Мельница» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
11 | Подвижная игра «Капуста » | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
12 | Подвижная игра «Лень» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
13 | Подвижная игра «Селезень и утка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
14 | Подвижная игра « Игра в шапку» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
15 | Подвижная игра « Зевака» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
16 | Подвижная игра» Борьба на коленях», «Перетяни за черту» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
17 | Релаксационная игра « Ручеёк». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
18 | Игры – эстафеты « Послушай мяч» « передал садись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
19 | Эстафеты с бегом и прыжками | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
20 | Эстафеты преодолением препятствий | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
21 | Игры – эстафеты «Чемпионы малого мяча» « Вызов номеров» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
22 | Разминка. Строевые упражнения «Лапта». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
23 | Подвижная игра « Салки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
24 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Иголка, нитка, узелок». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
25 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Ляпка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
26 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Жмурки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
27 | Разминка. Строевые упражнения. «Горелки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
28 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Челнок» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
29 | Разминка. Строевые упражнения « Перебежки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
30 | Подвижная игра « В три бабки», « Стоп» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
31 | Разминка. Строевые упражнения. Игра « Берегись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
32 | Подвижная игра « Игра в шапку». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
33 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Чехарда» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
34 | Подвижная игра «Салки». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
| Всего | 34 | 10 | 23 | | |
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид организации | Форма деятельности |
Всего | Теория | Практика |
3 класс | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
2 | История казачества России. | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа, презентация. |
3 | Казачья игра «Лошадки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа,игра |
4 | История казачества Северного кавказа | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
5 | Игра «Казаки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
6 | История казачьих игр | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
7 | Казачья игра «Надень папаху» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
8 | Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
9 | Подвижная игра « Хлибчик» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
10 | Подвижная игра «Мельница» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
11 | Подвижная игра «Капуста » | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
12 | Подвижная игра «Лень» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
13 | Подвижная игра «Селезень и утка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
14 | Подвижная игра « Игра в шапку» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
15 | Подвижная игра « Зевака» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
16 | Подвижная игра» Борьба на коленях», «Перетяни за черту» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
17 | Релаксационная игра « Ручеёк». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
18 | Игры – эстафеты « Послушай мяч» « передал садись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
19 | Эстафеты с бегом и прыжками | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
20 | Эстафеты преодолением препятствий | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
21 | Игры – эстафеты «Чемпионы малого мяча» « Вызов номеров» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
22 | Разминка. Строевые упражнения «Лапта». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
23 | Подвижная игра « Салки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
24 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Иголка, нитка, узелок». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
25 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Ляпка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
26 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Жмурки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
27 | Разминка. Строевые упражнения. «Горелки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
28 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Челнок» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
29 | Разминка. Строевые упражнения « Перебежки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
30 | Подвижная игра « В три бабки», « Стоп» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
31 | Разминка. Строевые упражнения. Игра « Берегись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
32 | Подвижная игра « Игра в шапку». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
33 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Чехарда» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
34 | Подвижная игра «Салки». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
| Всего | 34 | 5 | 29 | | |
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид организации | Форма деятельности |
Всего | Теория | Практика |
4 класс | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
2 | История казачества России. | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа, презентация. |
3 | Казачья игра «Лошадки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа,игра |
4 | История казачества Северного кавказа | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
5 | Игра «Казаки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
6 | История казачьих игр | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
7 | Казачья игра «Надень папаху» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
8 | Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России | 1 | 1 | | Познавательная | Беседа |
9 | Подвижная игра « Хлибчик» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
10 | Подвижная игра «Мельница» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
11 | Подвижная игра «Капуста » | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
12 | Подвижная игра «Лень» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
13 | Подвижная игра «Селезень и утка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
14 | Подвижная игра « Игра в шапку» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
15 | Подвижная игра « Зевака» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
16 | Подвижная игра» Борьба на коленях», «Перетяни за черту» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
17 | Релаксационная игра « Ручеёк». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
18 | Игры – эстафеты « Послушай мяч» « передал садись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
19 | Эстафеты с бегом и прыжками | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
20 | Эстафеты преодолением препятствий | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
21 | Игры – эстафеты «Чемпионы малого мяча» « Вызов номеров» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
22 | Разминка. Строевые упражнения «Лапта». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
23 | Подвижная игра « Салки» | 1 | | 1 | Игровая | Беседа, игра |
24 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Иголка, нитка, узелок». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
25 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Ляпка» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
26 | Разминка. Строевые упражнения. Игра «Жмурки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
27 | Разминка. Строевые упражнения. «Горелки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
28 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Челнок» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
29 | Разминка. Строевые упражнения « Перебежки» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
30 | Подвижная игра « В три бабки», « Стоп» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
31 | Разминка. Строевые упражнения. Игра « Берегись». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
32 | Подвижная игра « Игра в шапку». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
33 | Разминка. Строевые упражнения. Игра« Чехарда» | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
34 | Подвижная игра «Салки». | 1 | | 1 | Игровая | Игра |
| Всего | 34 | 5 | 29 | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения _____________А.А. Остапенко
учителей________________ ____августа 2019 года
МБОУ СОШ № 10
от ___ августа 2019 года № 1
_________________________