Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Центр образования «Наследие»
МБОУ ЦО «Наследие»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Народные праздники татар Урала»
Составитель: Вагапова Э.Г.
учитель русского языка и литературы
Оглавление
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Цель программы
Задачи
Режим, формы проведения занятий
Принципы реализации программы
Планируемые результаты освоения Программы
Способы определения результативности
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
• Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
• Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России МБОУ ЦО "Наследие" д.Урмикеево
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально-региональным ценностям культуры. Их сбалансированность влияет на формирование многоуровневой самоидентификации: этнокультурной, личностной, гражданской, профессиональной.
Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основывается прежде всего на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.
Актуальность программы «Народные праздники татар Урала»
обусловлена тем, что обращение к духовному наследию уральских татар, изучение особенностей татарской культуры на Урале – важная задача в нравственном и патриотическом воспитании обучающихся в национальной татарской школе с русским языком обучения.
В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя учащихся в своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия татарского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество, свою малую родину, гордились ею не на словах, а на деле, необходимо знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена ориентацией на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у обучающихся нравственных ценностей, толерантности, адекватных оценок событий, происходящих в окружающем мире, патриотизма, гражданственности, развитие художественного вкуса.
Курс «Народные праздники татар Урала» способствует также формированию таких компонентов учебной деятельности, как умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Цель программы:
Создать условия для развития познавательной мотивации обучающихся к народным традициям, обычаям, праздникам уральских татар.
Задачи программы:
• образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «народные праздники»;
• развивающая: способствовать развитию коммуникативных компетенций, общего кругозора, интереса к народному творчеству, его истории;
• воспитательная: способствовать воспитанию чувства национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, внимательного отношения к слову, культуры речи;
Сроки реализации программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Формы организации деятельности учащихся – индивидуально-групповая, работа по подгруппам.
Формы проведения занятий: беседы, викторины, заочные экскурсии, выставки, гостиные, обсуждение, занятие-игра, мини -концерт, круглый стол, посиделки с чаепитием, творческая мастерская, сказка, творческий отчет
Принципы реализации программы
• личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
• природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей школьного возраста);
• педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников; необходимость социализации ребёнка);
• культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника).
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта:
совершенствование коммуникативных учебных действий
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей нации;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, адекватных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Способы определения результативности
Способы и формы выявления результатов: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание, творческий отчет.
Способы и формы фиксации результатов: грамоты за достижения обучающихся, журнал учета, анкеты.
Способы и формы предъявления результатов: выставка работ обучающихся, участие в конкурсах (чтецов, вокального и хореографического искусства), в традиционных школьных и сельских праздниках, концерт для родителей, концерт перед ветеранами войны и тыла.
Формы подведения итогов реализации Программы.
• творческий отчет для родителей
мастер-классы для родителей, обучающихся
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
I | Старинный татарский быт | 12 | 2 | 10 |
II | Татарские народные праздники | 12 | 2 | 10 |
III | Татарская народная кукла из соломы | 3 | 1 | 2 |
IV | Татарские народные игры, песни, танцы | 8 | 1 | 7 |
| Итого | 35 | 6 | 29 |
Содержание Программы
Раздел I. Старинный татарский быт (12 часов).
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян.
Одежда. Традиционный костюм. Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, передники у женщин, украшенные полихромной тамбурной вышивкой растительного характера. Украшения национального костюма: нагрудник, браслеты, сережки, кольца, сагалдирык( приложение № 1), муенса(приложение №2).
Женские головные уборы: покрывало полотенцеобразной, квадратной и треугольной формы. Калфак – небольшие красивые шапочки (приложение №3). Вышивание бисером.
Техника вышивки тамбуром для изготовления национального костюма.
Мужская одежда. Рубахи и штаны, сшитые из легких тканей. Поверх рубахи камзол -вид домашней одежды. Кафтаны. Матерчатые пояса. Головной убор- тюбетейки.
Обувь домашнего изготовления (лапти, обувь зимняя на меху и коже (приложение №4).
Домашние тапочки, связанные из льняных и конопляных ниток.
национальной одежде нашли отражение занятия и ремесленничество наших предков.
Жилище. Изба. Холодное помещение, тёплая изба. Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Свободное расположение печи. Нары.
Традиционная татарская кухня. Пища. Продукты питания.
Хлеб - главный продукт питания. Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и мучные блюда. Домашняя мукомольня, где изготавливалась мука для приготовления пирогов, шанег, сладкой стряпни. Чай. Мед. Сладости.
Семейные праздники. Семейные обряды.
Девичьи посиделки. Сказки, баиты во время вечерних посиделок. Корбан- байрам, ураза-байрам. Обряд проводин молодого парня в армию, «кража невесты», «встреча жениха в доме невесты», жертвоприношения во время корбан-байрама.
Раздел II. Татарские народные праздники (12). Праздник - время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия.
Навруз. Навруз- 21 марта, праздник весеннего равноденствия, переводится как «Новый день». Навруз является древнейшим земледельческим праздником. Праздник, символизирующий приход весны, сопровождающийся песнями, танцами, театрализованными представлениями. «Карга боткасы» («Грачиная каша»)- созывание весны, угощение птиц, выражение радостных настроений по поводу наступления весны.
Проводы льда. Праздник «Проводы льда». Это первый выход односельчан на люди после зимы. Начало ледохода означало для многих конец наиболее тяжелого годового периода и ассоциировалось в сознании народа с возрождением новых надежд на лучшее будущее.
Праздник плуга (Сабантуй) – организованное массовое мероприятие в честь окончания полевых работ. Сбор подарков от населения. Конные скачки, спортивные игры, состязания, песни, пляски. Национальная борьба -кораш.
Жатва (Урак осте). Праздник связан со сбором урожая зерновых. Это праздник хлебороба.
Корбан байрам - праздник жертвоприношения с целью угождения высшим силам, пожелания здоровья и долгих лет жизни человеку, в честь которого происходит жертвоприношение.
Ураза байрам-завершение мусульманского поста.
Праздник окончания священного поста, длится 3 дня. Мусульмане ходят в гости друг другу на угощения с пожеланиями добра, счастья, удачи и благополучия. Праздничный стол во время этого праздника: национальная традиционная еда – суп-лапша, балеш с изюмом, очпочмак с мясом, чак-чак.
Эмэ - традиция помочей . Помощь односельчан во время всех крупных работ: при закладке и строительстве нового дома, ремонте хозяйственных построек, строительстве общественных зданий. Совместная работа завершалась обрядовой трапезой и гуляниями. Осенние « каз эмэсе» и «мал эмэсе» (помочи по заготовке мяса птицы и говядины).
Раздел III. Татарская народная кукла из соломы (3часа).
Кукла на основе соломы – оберег, детская игрушка, украшение дома.
История куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Технология создания соломенной куклы. Одежда для куклы. Элементы татарского народного костюма в одежде куклы.
Раздел IV. Татарские народные игры, песни, танцы (8 часов)
Татарские народные игры.
Роль игры в жизни: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Очты-очты (полетели-полетели). Прятки. Жмурки. Каравай. Салки. Море волнуется. Лапта. Старинные национальные игры, известные детям и сейчас: Колечко, «Чума урдак, чума каз» ( Буквальный перевод: ныряет утка, ныряет гусь), «Золотые ворота, откройтесь!».
Песни- отражение народной мудрости.
Песни колыбельнные. Загадки, пословицы, поговорки, считалки, баиты( лироэпические произведения, в основе которых – трагический эпизод из жизни), в которых повествование традиционно ведется от первого лица.
Народные танцы.
Хороводы. Игры-хороводы. Традиционные фигуры народного танца. Парный танец. Общий танец. Татарские хороводы, пришедшие из глубин древности.
Требования к результату освоения программы
Раздел I. Старинный татарский быт
Обучающийся знает
Элементы традиционного татарского костюма
Элементы жилища татар (крестьянской избы )
Блюда традиционной татарской кухни
Семейные праздники и обряды
Обучающийся умеет
* Определять, называть элементы традиционного татарского костюма
* Определять, называть элементы традиционного татарского жилища
*Составлять текст-описание, рассуждение, рассказ на основе предметов старины
* Вышивать крючком
Раздел II. Татарские народные праздники
Обучающийся знает
Названия татарских народных праздников в зависимости от календаря
Традиции и обряды татарских праздников
Обучающийся умеет
Инсценировать традиционные татарские обряды, связанные с календарными праздниками
Раздел III. Татарская народная кукла из соломы
Обучающийся знает
Историю куклы
Роль в жизни, татарских обрядах и традициях
Технологию изготовления куклы из соломы
Обучающийся умеет
Раздел IV. Татарские народные игры, песни, танцы
Обучающийся знает
Роль игры, песни, загадки, считалки, пословицы и поговорки в жизни
Роль народных танцев в жизни татарского народа
Традиционные фигуры народного танца
Обучающийся умеет
Играть в татарские народные игры
Петь народные песни
Водить хоровод, танцевать парный, общий танец.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Народные праздники татар Урала»
№ | Наименование темы и раздела | Кол-во часов | Дата проведения |
| | Теория | практика | По плану | Фактически |
I | Старинный татарский быт (12 часов) |
1-2 | Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Одежда женская и мужская. Традиционный национальный костюм, обувь крестьян. Украшения национального костюма: нагрудник, браслеты, сережки, кольца, сагалдирык, муенса. Женские головные уборы: покрывало полотенцеобразной, квадратной и треугольной формы. Калфак – небольшие красивые шапочки | 1 | 1 | | |
3-4 | Технология изготовления женского головного убора «Калфак». Вышивание бисером. | | 2 | | |
5-7 | Техника вышивки тамбуром для изготовления национального костюма. | | 3 | | |
8 | Жилище. Татарский дом . | | 1 | | |
9,10 | Традиционная татарская кухня. Пища. Продукты питания. Процесс приготовления пирогов, шанег, сладкой стряпни. | 1 | 1 | | |
11,12 | Семейные праздники. Семейные обряды. Девичьи посиделки. Сказки, баиты во время вечерних посиделок. Корбан- байрам, ураза-байрам. Обряд проводин молодого парня в армию, «кража невесты», «встреча жениха в доме невесты», жертвоприношения во время корбан-байрама. | | 2 | | |
II | Татарские народные праздники (12 часов) |
13, 14, 15,16 | Праздник - время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Навруз. «Карга боткасы». Проводы льда. | 1 | 3 | | |
17, 18,19 | Сабантуй. История, сценарий праздника. Традиционные спортивные, национальные народные игры. | | 3 | | |
20 | Жатва. | | 1 | | |
21,22 | Корбан байрам | 1 | 1 | | |
22, 23 | Ураза байрам | | 2 | | |
24 | «Каз эмэсе» и «мал эмэсе» - праздник, связанный с помощью по заготовке мяса птицы и говядины | | 1 | | |
III | Татарские народная кукла из соломы (3 часа) |
17 | Кукла на картонной основе. | 1 | | | |
18 | Кукла на картонной основе. | 1 | | | |
19 | Народная кукла. | 1 | | | |
20 | Татарские обряды и традиции. | 1 | | | |
21-22 | Бесшовные куклы. | 2 | | | |
23-24 | Техника – продевания: «Кукла– ремесленник»,«Хозяйка–рукодельница» | 2 | | | |
25 | Сувенирная кукла. | 1 | | | |
26 | Сувенирная кукла | 1 | | | |
27 | Кукла из подручных материалов (вата,солома, мех) | 1 | | | |
28 | Кукла – шкатулка | 1 | | | |
29 | Авторская кукла. | 1 | | | |
IV | Татарские народные игры, песни, танцы (8 часов) |
30 | Наиболее популярные детские игры. | 1 | | | |
31 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы | 1 | | | |
32 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы | 1 | | | |
33 | Общий танец | 1 | | | |
34 | «Золотые ворота, откройтесь!» | | | | |
35 | Заключительный | 1 | | | |