СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОГЭ по химии на «5»»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «ОГЭ по химии на «5»»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска



Обсуждено на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 29 августа 2019г.

Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./


Согласовано с зам. директора

по УВР

Протокол МС №1

От 29 августа 2019г.

Председатель МС

________/ Кудрявцева В.В./



Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска

_____________ Новикова О.Е.

Приказ №282 от 30.08.19г.










Рабочая программа

внеурочной деятельности

«ОГЭ по химии на «5»»

9 класс



Форма обучения – очная

Уровень образования – основное общее образование


на 2019---2020--- учебный год
















Составитель:

учитель химии

без квалификационной категории

Завалеева Марина Владимировна






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • ФГОС основного общего образования;

  • Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;

  • Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;

  • Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ

  • Положения о порядке разработки рабочих программ

Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.


Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.

Основные задачи курса:

  • изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;

  • формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;

  • закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;

  • развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

  • формирование навыков исследовательской деятельности;

  • формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

\

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

На внеурочную деятельность в 9 классе отводится 1 час в неделю

Рабочая программа рассчитана на 34 часа


Класс

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Всего

9



1

1












ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На занятиях внеурочной деятельности «Мир химии» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.

Предметными результатами освоения программы являются:

- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;

- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;

- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностными результатами являются:

- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;

- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использовать различные источники для получения химической информации.


Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:

В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:

1. Когнитивного компонента будут сформированы:

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

3. Деятельностного компонента будут сформированы:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

- готовность выбора профильного образования.

2. Обучающийся получить возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся

1. Научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей.

2. Получить возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся

1. Научится:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

2. Получить возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.


В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся

1. Научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

2. Получит возможность научиться:

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;

- организовать исследование с целью проверки гипотезы;

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/ понимать:

  • химическую символику:

  • знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия:

  • вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

  • характерные признаки важнейших химических понятий;

  • о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;

  • смысл основных законов и теории химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева

Уметь:

Называть:

химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

Объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;

сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

Характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ;

химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.

Определять, классифицировать;

состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении;

вид химической связи в соединениях;

принадлежность веществ к определенному классу соединений;

типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.

Составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

формулы неорганических соединений изученных классов;

уравнения химических реакций.

Обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием.

распознавать опытным путем: газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

Вычислять:

массовую долю химического элемента по формуле соединения;

массовую долю вещества в растворе;

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

(34 часа, 1 час в неделю)


Тема 1. Вещество. (7 часов)

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

Чистые вещества и смеси.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.


Тема 2. Химическая реакция. (7 часов)

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Электролиты и неэлектролиты.

Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.


Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. (9 часов)

Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа

Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Химические свойства сложных веществ.

Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.

Химические свойства оснований.

Химические свойства кислот.

Химические свойства солей (средних).

Комплексные соли.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.


Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии. (8часов)

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Разделение смесей и очистка веществ.

Приготовление растворов.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Решение задания 23 в экзаменационной работе «реальный химический эксперимент»


Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа)

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Всего часов

Тема 1

Вещество.

7

Тема 2

Химические реакции

7

Тема 3

Элементарные основы неорганической химии.

9

Тема 4

Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии.

8

Тема 5

Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы

3


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


урока п/п

урока в теме

Тема

Дата

Прим

Планир.

Фактич.

Тема 1. Вещество. (7 часов)

1

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева




2

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева




3

3

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов




4

4

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая)




5

5

Валентность и степень окисления химических элементов




6

6

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений




7

7

Контрольное тестирование №1 по теме «Вещество»




Тема 2. Химические реакции (7 часов)

8

1

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях




9

2

Классификация химических реакций по различным признакам




10

3

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы




11

4

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)




12

5

Реакции ионного обмена и условия их осуществления




13

6

Окислительно-восстановительные реакции




14

7

Урок – упражнение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»




Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. (9 часов)

15

1

Химические свойства простых веществ - металлов




16

2

Химические свойства простых веществ - неметаллов




17

3

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных




18

4

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот




19

5

Химические свойства солей (средних)




20

6

Понятие о комплексных солях. Их получение.




21

7

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.




22

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементарные основы неорганической химии.»




23

9

Контрольное тестирование №2 по теме «Элементарные основы неорганической химии.»




Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии. (8 часов)

24

1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.




25

2

Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные вещества.




26

3

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)




27

4

Решение задания 23 в экзаменационной работе «реальный химический эксперимент»




28

5

Решение задания 23 в экзаменационной работе «реальный химический эксперимент»




29

6

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.




30

7

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.




31

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии»




Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа)

32

1

Тестирование по вариантам ОГЭ 2019 и демоверсии 2020 года




33

2

Тестирование по вариантам ОГЭ 2019 и демоверсии 2020 года




34

3

Итоговое тестирование













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


  1. Открытый Банк заданий на сайте ФИПИ.

  2. ОГЭ 2020. Химия. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий. Ю.Н. Медведев - М.:Издательство «Экзамен», 2019

  3. ОГЭ 2020. Химия. 12 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданийот разработчиков ОГЭ / Ю.Н. Медведев - М.:Издательство «Экзамен», 2019

  4. ОГЭ 2020. Химия. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданийот разработчиков ОГЭ / Ю.Н. Медведев, Г.Н. Молчанова, А.С. Корощенко - М.:Издательство «Экзамен», 2019 и

  5. Химия. Основной государственный экзамен. Готовимся к тоговой аттетации.: (учебное пособие) / Д.Ю. Добротин, Г.Н. Молчанова. - Москва: Издательство «Интелект – центр», 2020

  6. ОГЭ 2019. Химия : теория и практика / А.Э. Антошин. – Москва: «Эксмо», 2018

  7. Химические уравнения: тренажер для подготовки к ОГЭ / Е.В. Зыкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019