Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска
Обсуждено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №1 от 29 августа 2019г. Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./ | Согласовано с зам. директора по УВР Протокол МС №1 От 29 августа 2019г. Председатель МС ________/ Кудрявцева В.В./ | Утверждаю директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска _____________ Новикова О.Е. Приказ №282 от 30.08.19г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ОГЭ по химии на «5»»
9 класс
Форма обучения – очная
Уровень образования – основное общее образование
на 2019---2020--- учебный год
Составитель:
учитель химии
без квалификационной категории
Завалеева Марина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
ФГОС основного общего образования;
Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;
Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;
Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ
Положения о порядке разработки рабочих программ
Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.
Основные задачи курса:
изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;
формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;
закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы;
развитие навыков самостоятельной работы;
формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
формирование навыков исследовательской деятельности;
формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
\
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
На внеурочную деятельность в 9 классе отводится 1 час в неделю
Рабочая программа рассчитана на 34 часа
Класс | Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Всего |
9 | | | 1 | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На занятиях внеурочной деятельности «Мир химии» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
2. Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/ понимать:
химическую символику:
знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
характерные признаки важнейших химических понятий;
о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;
смысл основных законов и теории химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева
Уметь:
Называть:
химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;
сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена
Характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.
Определять, классифицировать;
состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении;
вид химической связи в соединениях;
принадлежность веществ к определенному классу соединений;
типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.
Составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
формулы неорганических соединений изученных классов;
уравнения химических реакций.
Обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием.
распознавать опытным путем: газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
Вычислять:
массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе;
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Вещество. (7 часов)
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Чистые вещества и смеси.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Тема 2. Химическая реакция. (7 часов)
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты.
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. (9 часов)
Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Химические свойства сложных веществ.
Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований.
Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних).
Комплексные соли.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии. (8часов)
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.
Разделение смесей и очистка веществ.
Приготовление растворов.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Решение задания 23 в экзаменационной работе «реальный химический эксперимент»
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа)
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Название темы | Всего часов |
Тема 1 | Вещество. | 7 |
Тема 2 | Химические реакции | 7 |
Тема 3 | Элементарные основы неорганической химии. | 9 |
Тема 4 | Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. | 8 |
Тема 5 | Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока п/п | № урока в теме | Тема | Дата | Прим |
Планир. | Фактич. |
Тема 1. Вещество. (7 часов) |
1 | 1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева | | | |
2 | 2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | | | |
3 | 3 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов | | | |
4 | 4 | Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая) | | | |
5 | 5 | Валентность и степень окисления химических элементов | | | |
6 | 6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений | | | |
7 | 7 | Контрольное тестирование №1 по теме «Вещество» | | | |
Тема 2. Химические реакции (7 часов) |
8 | 1 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | | | |
9 | 2 | Классификация химических реакций по различным признакам | | | |
10 | 3 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы | | | |
11 | 4 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) | | | |
12 | 5 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления | | | |
13 | 6 | Окислительно-восстановительные реакции | | | |
14 | 7 | Урок – упражнение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | | | |
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. (9 часов) |
15 | 1 | Химические свойства простых веществ - металлов | | | |
16 | 2 | Химические свойства простых веществ - неметаллов | | | |
17 | 3 | Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | | | |
18 | 4 | Химические свойства оснований. Химические свойства кислот | | | |
19 | 5 | Химические свойства солей (средних) | | | |
20 | 6 | Понятие о комплексных солях. Их получение. | | | |
21 | 7 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. | | | |
22 | 8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементарные основы неорганической химии.» | | | |
23 | 9 | Контрольное тестирование №2 по теме «Элементарные основы неорганической химии.» | | | |
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. (8 часов) |
24 | 1 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. | | | |
25 | 2 | Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные вещества. | | | |
26 | 3 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | | | |
27 | 4 | Решение задания 23 в экзаменационной работе «реальный химический эксперимент» | | | |
28 | 5 | Решение задания 23 в экзаменационной работе «реальный химический эксперимент» | | | |
29 | 6 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. | | | |
30 | 7 | Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | | | |
31 | 8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии» | | | |
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа) |
32 | 1 | Тестирование по вариантам ОГЭ 2019 и демоверсии 2020 года | | | |
33 | 2 | Тестирование по вариантам ОГЭ 2019 и демоверсии 2020 года | | | |
34 | 3 | Итоговое тестирование | | | |
| | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Открытый Банк заданий на сайте ФИПИ.
ОГЭ 2020. Химия. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий. Ю.Н. Медведев - М.:Издательство «Экзамен», 2019
ОГЭ 2020. Химия. 12 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданийот разработчиков ОГЭ / Ю.Н. Медведев - М.:Издательство «Экзамен», 2019
ОГЭ 2020. Химия. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданийот разработчиков ОГЭ / Ю.Н. Медведев, Г.Н. Молчанова, А.С. Корощенко - М.:Издательство «Экзамен», 2019 и
Химия. Основной государственный экзамен. Готовимся к тоговой аттетации.: (учебное пособие) / Д.Ю. Добротин, Г.Н. Молчанова. - Москва: Издательство «Интелект – центр», 2020
ОГЭ 2019. Химия : теория и практика / А.Э. Антошин. – Москва: «Эксмо», 2018
Химические уравнения: тренажер для подготовки к ОГЭ / Е.В. Зыкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019