СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности» предназначена для учащихся 4 класса (8 вида)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности» предназначена для учащихся 4 класса (8 вида)»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности» предназначена для учащихся 4 «Б» класса ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1 и реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Внеурочная деятельность» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цель: формирование положительного социального опыта обучающегося, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

  • развивать у детей чувство ответственности за свое поведение;

  • развивать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработать умения и навыки безопасного поведения в реальной жизни;

Ценностные ориентиры программы

Основы безопасности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, обучение навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в интеллектуальном развитии со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которая является инструментарием к познанию и опосредует любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.

Занятия по основам безопасности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.

Программа по курсу «Основы безопасности» строится по концентрическому принципу, что даёт возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учащихся. Распределение изучаемого материала позволяет постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от лёгкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.

Основные направления коррекционной работы:


  • Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

  • Развитие артикуляционной моторики.

  • Развитие долговременной памяти.

  • Развитие аналитико-синтетической функции мышления.

  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

  • Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний детей.



Содержательные линии программы.

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Тема 1. Условия безопасного поведения учащихся

1.Предупреждение бытового травматизма

Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами.

Пожарная безопасность. Как правильно пользоваться огнетушителем. Практическое занятие.

2. Безопасность на воде

Водоёмы нашей местности. Правила купания в открытых водоёмах. Основные и подручные средства спасения на воде.

3. Безопасность пешеходов

Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Тормозной путь (тормозное расстояние)

4.Когда вы становитесь водителями

Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение Правил дорожного движения велосипедистами. Обобщение по теме «Когда вы становитесь водителями»

5.Знаем ли мы Правила дорожного движения?

Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов. Практическое занятие «Знаем ли мы Правила дорожного движения?»

6.Железнодорожный транспорт

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.

7.Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

Предназначение и задачи ГИБДД. Что делать в чрезвычайной ситуации на дороге.

Раздел 2. Основы медицинских знаний

Тема 2.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь

Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. Первая медицинская помощь при травмах. Выработка умения оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Понятие о само- и взаимопомощи. Лекарственные и ядовитые растения. Порядок сбора и применение лекарственных растений. Практическое занятие.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Тема 3. Основы здорового образа жизни и безопасности человека

1.Понятие о здоровье и факторы, на него влияющие

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и их профилактика. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Итоговое повторение. Викторина по пройденному материалу.

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности» для 4 класса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Возможно увеличение и уменьшение количества часов в зависимости от годового календарного учебного графика.




Планируемые результаты освоения программы за 4 класс (на конец года)

Личностные и предметные результаты:

Личностные результаты

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.


Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов


Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

  • оформлять свои мысли в устной речи;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.


Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

  • ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

  • уметь слушать; участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

  • составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;

  • названия и свойства изученных предметов и их частей, обобщающие названия изученных групп предметов;

  • использовать знако-символические средства с помощью учителя;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников




Формы организации обучения

На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организацию различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

Основные методы обучения:

-словесный метод (беседа, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации и др. )

-наглядные методы (наблюдение, схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии и др.)

-практические (сюжетно-ролевые игры, показ необходимого действия и др.).




Материально-техническое обеспечение.

Литература


  1. “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г.

  2. “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.

  3. “Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.

  4. “Правила дорожного движения” Н.А. Извекова. “Просвещение”, М. 1984 г.

  5. “Я бегу (?) через дорогу?” А.В.Петров, Г. Д. Дмитров. ИД “Карапуз”, М. 2003 г.

  6. “Бытовые травмы” Т.Н. Рузякова, М.1979 г.

  7. “В школе - без травм”. И. Ф. Кононев, “Просвещение”, М. 1980 г.

  8. “Предупреждайте грипп” Г.Ф. Крутова

  9. “Пробудитесь! Защитите себя от мошенничества!”, М.2004 г.

  10. “Пробудитесь! В чем задача родителей?”. М.2004 г.

  11. “Сторожевая башня”. С-П, 2001 г.

  12. “Птичья азбука”

  13. “Сборник сценариев по ОБЖ”. Е.М. Миткалёва, “Айрис-пресс”, М. 2006 г.

  14. Пособие Макеевой А.Г. и Лысенко И.А. “Долго ли до беды?” 2000 г. приложение к журналу “Обруч”.

  15. “Ваши права и обязанности дети”

  16. Книги по народной медицине.

  17. Справочники по лекарственным травам.

Мультимедийное учебное пособие:

  • Безопасность на улицах и дорогах.1-4 класс. Учебно-методическое пособие (2 диска). Студия «Премьер-УчФильм».

  • Сам Себе МЧС. 1-11 классы. Видеостудия МЧС России, видеостудия «Премьер-УчФильм».


  • Безопасное поведение на железной дороге. Видеоматериалу по травматизму для учащихся школ. Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД».


  • Чрезвычайные приключения Юли и Ромы. Учебный видеофильм (3 диска). Видеостудия МЧС России, видеостудия «Премьер-УчФильм».

  • ЭОР «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск.

  • Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс. DVD-диск.

  • Академия младшего школьника. DVD-диск

Альбомы:

    1. Папка: “Азбука природы”. Иванова О.Д. 2006 г.

    2. Папка: “Методическая копилка по ОБЖ”. Иванова О.Д. 2006 г.

    3. Папка: “Подбор картинок и иллюстраций по ОБЖ”.

Используемые мультимедийные продукты (перечень используемых программ, используемых дисков)

  1. Смешарики. Азбука безопасности https://www.youtube.com/watch?v=GOudRLTtYHY

  2. Уроки осторожности Тетушки Совы https://www.youtube.com/watch?v=Hq_ybPa8Jss

  3. Уроки осторожности Тетушки Совы https://www.youtube.com/watch?v=uq1JfX_byH8

Технические средства обучения

  • Ноутбук

  • Интерактивная доска

  • Мультимедийный проектор

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Основы безопасности» в 4 «б» классе.

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности» предназначена для учащихся 3 класса ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1). С использованием учебно- методического комплекса Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»


Количество часов в неделю-1

Годовое количество часов-33




№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

1 четверть -8 ч

1.

Штормовое предупреждение.

1

05.09

Познакомиться с правилами поведения при ЧС: штормовое предупреждение применять на практике правила экстренной эвакуации;

2.

Сигнал "Внимание всем !"

1

12.09

Познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации;

3.

Землетрясение.

1

19.09

Познакомиться с правилами поведения при ЧС: землетрясение, применять на практике правила экстренной эвакуации;

4.

Наводнение.

1

26.09

Познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации;

5.

Ураган, буря, смерч, шторм.

1

03.10

Познакомиться с правилами поведения при ЧС: ураган, , буря, смерч, шторм, шквал, вихрь; применять на практике правила экстренной эвакуации;

6.

Метель.

1

10.10

Познакомиться с правилами поведения при ЧС: метель, вьюга, пурга, снежная буря, обморожение, снежные заносы; применять на практике правила экстренной эвакуации;

7.

Безопасность на водном транспорте ( морской, речной).

1

17.10

Моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на водном транспорте

8.

Безопасность на железнодорожном транспорте.

1

24.10

Моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на железнодорожном транспорте

2 четверть -7 ч

1.

Правила безопасного поведения в метро.

1

07.11

Моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на метро

2.

Пиротехнические изделия и правильное обращение с ними.

1

14.11

Объяснять правила противопожарной безопасности при использовании пиротехнической техники;

3.

Табакокурение.

1

21.11

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от табака);

4.

Алкоголь и алкоголизм.

1

28.11

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от алкоголя);






5.

Вывих.

1

05.12

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при вывихах, попадания инородного тела в организм, накладывание повязок.

6

Инородное тело.

1

12.12

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при попадании инородного тела в организм,

7

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. П/р «Оказание первой помощи при занозе, кровотечении, укусе, ушибе.»

1

19.12

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи, накладывание повязок.

3 четверть-11 ч

1

От чего зависит наше здоровье

1

09.01

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2

Как живет наш организм. Из чего состоит тело человека

1

16.01

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

3

Наши органы. Органы дыхания.

1

23.01

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при попадании инородного тела в органы дыхания.

4

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных болезней.

1

30.01

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

5

Травмы, порезы, ссадины и царапины. «Оказание первой помощи».

1

06.02

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при вывихах, попадания инородного тела в организм, накладывание повязок.

6

Ожоги. Обморожения. П/р «Оказание первой мед. Помощи при ожогах, обморожениях.

1

13.02

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при ожогах и обморожениях.

7

Отравления. Причины, признаки отравлений. Первая помощи при отравлении.

1

20.02

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при отравлении.

8

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности .

1

20.02

27.02

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при укусах животных, насекомых.

9

Лекарство и средства бытовой химии, как источники опасности.

1

06.03

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, признаки отравления, чем могут быть опасны лекаства.

10

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

1

13.03

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, признаки отравления.

11

Организация оповещения населения о ЧС.

1

20.03

Познакомиться с правилами поведения при ЧС.

4 четверть -6 ч

1


Здоровое питание.

1

03.04

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, знать правила правильного питания.

2

Профилактика переедания, пищевых отравлений.

1

10.04

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, знать правила питания, признаки пищевых отравлений.

3

Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.

1

17.04

Моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, признаки отравления, болезни и их пути передачи .

4

Наши озеро, река, пруд.

1

24.04

Анализ опасных ситуаций поведения на водоёмах при купании, при катании на лодках.

Знакомство с основными спасательными средствами.

Вырабатывать навык осторожного купания.

5

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

1

15.05

Анализ опасных ситуаций поведения на водоёмах при купании, при катании на лодках.

Знакомство с основными спасательными средствами.

Вырабатывать навык осторожного купания.

6

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. Обязанности пассажиров.

1

22.05

Анализ наиболее опасных ситуаций на дорогах:

-выход из-за препятствия или транспорта, закрывающего обзор;

-внезапный выход на дорогу;

-переход проезжей части дороги в неустановленном месте.