ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 3–4классы общеобразовательных орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком которой выступает Минфин России.
Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 3–4 классов в сфере экономики семьи.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Составлена на 34 часа. Рассчитана на учащихся 3-4 классов.
Цель и задачи программы:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для ре-
шения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Задачи программы:
Формируемые компетенции
осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
определять актуальные и потенциальные источники доходов;
анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения; выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков; оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту; оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств; сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом; оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
Основные содержательные линии курса:
деньги, их история, виды и функции;
семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы стекстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие
в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семей-
ном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности
за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Методы преподавания
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе
лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом
оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за-
дачу (задачи), соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто
отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)
Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах1.
Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.
Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначенпрограмма Kidspiration (i-Pad).
Диаграмма связей .
Для младших школьников задания можно дифференцировать.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на
Критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс
оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев
лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни
семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых
таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий
и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка
цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и
действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность,
урок-практикум,
дискуссия, обсуждение.
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб–метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:
в работу вовлечены все участники;
используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Учебно-тематический план для 2 класса
№ занятия | Тема занятия | Тип занятия | Коли- чество часов |
ЧАСТЬ 1 | 16 |
1 | Что такое деньги | Постановка проектной задачи | 2 |
2 | Откуда взялись деньги | Решение проектной задачи | 2 |
3 | Рассмотрим деньги поближе | Мини-исследование | 2 |
4 | Защита денег от подделок | Решение проектной задачи | 2 |
5 | Какие деньги были раньше в России | Решение проектной задачи | 2 |
6 | Современные деньги России и других стран | Решение проектной задачи | 2 |
7 | Учимся обращаться с деньгами | Занятие-игра | 2 |
8 | Что мы узнали о деньгах? | Решение проектной задачи | 2 |
ЧАСТЬ 2 | 16 |
9 | Откуда в семье берутся деньги | Постановка проектной задачи | 2 |
10 | На что тратятся деньги | Решение проектной задачи | 2 |
11 | Как с умом управлять своими деньгами | Решение проектной задачи | 2 |
12 | Как считать доходы и расходы семьи | Решение проектной задачи | 2 |
13 | Как делать сбережения | Решение проектной задачи, практическое занятие | 2 |
14 | Учимся делать сбережения | Занятие-игра | 2 |
15 | Учимся считать доходы и расходы семьи | Занятие-игра, практическое занятие | 2 |
16 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | Решение проектной задачи | 2 |
17 | Решение проектной задачи | Итоговое оценивание | 2 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Часть 1 (занятия 1–8)
Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньги и для чего они нужны».
Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;
осознавать ответственность за расходование денег.
Метапредметные результаты:
использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;
использовать логические действия сравнения различных видов денег;
работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).
Предметные результаты Базовый уровень Обучающийся научится:
объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
называть признаки денег;
описывать ситуации, в которых используются деньги;
приводить примеры обмена;
приводить примеры товарных денег;
называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
считать деньги; правильно считать сдачу;
называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
решать задачи с элементарными денежными расчётами;
составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать товарные деньги;
объяснять, для чего нужны деньги.
Темы занятий
Занятие 1. Что такое деньги. Занятие 2. Откуда взялись деньги.
Занятие 3. Рассмотрим деньги поближе. Занятие 4. Защита денег от подделок.
Занятие 5. Какие деньги были раньше в России. Занятие 6. Современные деньги России и других стран. Занятие 7. Учимся обращаться с деньгами.
Занятие 8. Что мы узнали о деньгах?
Часть 2 (занятия 9–16)
Содержание занятий 9–16 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».
Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления; использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;
работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).
Предметные результаты:
Базовый уровень
Обучающийся научится:
объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
считать доходы и расходы семьи;
называть способы сокращения расходов и экономии;
называть способы увеличения доходов семьи;
приводить примеры различных видов сбережений;
объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
Темы занятий
Занятие 9. Откуда в семье берутся деньги. Занятие 10. На что тратятся деньги.
Занятие 11. Как с умом управлять своими деньгами. Занятие 12. Как считать доходы и расходы семьи.
Занятие 13. Как делать сбережения. Занятие 14. Учимся делать сбережения.
Занятие 15. Учимся считать доходы и расходы семьи. Занятие 16. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?
Список литературы
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu.
ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-
Центр, 2010.
4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/
magazine/article/204/
5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
6. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе — http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная
область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
Методика
1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/
index.html
2. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru Содержит учебно-методические материалы для школьного курса
экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статисти-
ческие данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для
учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов
российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному образованию.
3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru 4. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —http://zanimatika.narod.ru/
5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —http://festival.1september.ru/
6. Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» —http://www.mind-map.ru
Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, мен-
тальные карты, диаграммы связей).
7. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/lib/mindmap/economic/
Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике.