СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы программирования и робототехники"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для использования на дополнительных занятиях по Робототехнике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы программирования и робототехники"»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Департамент образования администрации муниципального образования

город Краснодар


МАОУ лицей № 64





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

______________________

Скорченко Т.А.

Протокол № 1

От «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________________

Гроздева И.В.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ лицей № 64

_________________________

Карлова С.П.

Протокол № 1 педагогического совета

От «31» августа 2023 г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы программирования и Робототехника»

Для обучающихся 5-6 классов










Программу составил: учитель Дмитренко С.И.






2023 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы программирования и робототехника» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по технологии, составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», утвержденным Приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370 и федеральной учебной программы по учебному предмету. С учетом рабочей программы воспитания по учебному предмету МАОУ лицей № 64 г.Краснодара.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования), конструктора

«Базовый набор» LEGO® Education SPIKE™ Prime в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования.

Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

Актуальность Программы Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.

Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.

Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного 3 ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.

Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.


Нормативно правовое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы на 2023-2024 учебный год.

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).

  2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 403-ФЗ.

  3. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.

  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).

  5. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)

  6. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. 1726-р.

  7. Федеральный проект Патриотического воспитания граждан Российской Федерации от

01.01.2021 г.

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от

09.11.2018 г. № 196).

  1. 06 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об Целевой модели развития региональных систем утверждении дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467.

  2. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).

11, Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

12. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки РФ от 11,12, 2006 №06-1844).

Цель: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей Задачи: Личностные

воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности;

  • формирование уважительного отношения к труду;

  • развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей. метапредметные

  • умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;

  • умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, Интернет источники);

  • умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою

  • точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора. предметные

  • познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime;

  • научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные

  • знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

  • научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу,

  • научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов; уметь демонстрировать технические

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности.

- личностные результаты:

  • проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;

  • проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности;  проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

  • метапредметные результаты:

    • умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации;

    • умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения;

    • проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать;

    • умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность;

    • умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    • проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

  • предметные результаты:

    • знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики)

    • знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач;

    • умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом;

    • владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime;

    • понимает принципы устройства робота как кибернетической системы;

    • умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания;

    • умеет демонстрировать технические возможности роботов.

Отличительные особенности Программы

Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.

Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению.

Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой.

В объединение принимаются мальчики и девочки 10-14 лет, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.

Срок реализации программы 1 год

На обучение отводится 34 часа - 1 занятие в неделю по 1 часу (40 мин).

В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают интеллектуальные и командные игры роботов.

Форма обучения очная.

Форма проведения занятий планируется как для всей группы (групповая) - для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и мелкогрупповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию

Материально-техническое оснащение Программы
  • учебная аудитория № 12;

  • столы учебные - 12 шт;

  • стулья ученические - 12 шт;

  • доска учебная - 1 шт;

  • компьютеры (ноутбуки) - шт.;

  • набор конструктор LEGO MINDSTORMS EV3 – 12 шт.



Информационное обеспечение:

  • -Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники.

  • Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация:

образовательная программа, дидактические материалы). Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Вводное занятие:

Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ.

  1. Основы конструирования

Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей.

Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести.

Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения.

  1. Введение в робототехнику

Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.

Практика: Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Кегельринг

  1. Основы управления роботом

Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями. Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик

  1. Состязания роботов. Игры роботов.

Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы).

Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы». Управляемый футбол роботов. Теннис роботов

Теория: Использование микроконтроллера Smart hub.

Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Кегельринг. Следование по линии. Лабиринт) Регулярные поездки.

  1. Творческие проекты

Теория: Одиночные и групповые проекты.

Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека.

Роботы-артисты

ОБЖ. Темы бесед.

  1. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

  2. Профилактика ДДТП

  3. Поведение во время пожара.

  4. О терроризме

  5. Поведение на водоеме.

Инструктаж по ТБ.

Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере.

Практика: Зачёт по прослушанному материалу.

Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.

Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.

Календарный учебный график

п/п

Дата

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля\ аттестации

1

Беседа, видеоролики,

демонстрация конструктора

1

Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот?

Ответы на вопросы во время беседы.

Зачет по ТБ

2

Беседа, видеоролики,

демонстрация проекта

1

Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы, межпредметные связи.

Индивидуальный, фронтальный опрос

3

Беседа, демонстрация

Lego Mindstorms EV3

1

Знакомство с конструктором Lego Mindstorms EV3

Индивидуальный, фронтальный опрос

4

Беседа

1

Программное обеспечение зарубежное и отечественное

Практическая работа

5

Беседа, демонстрация различий

1

Различия принципов конструирования RIS и NXT

Индивидуальный, фронтальный опрос

6

Беседа,

Демонстрация конструктора

1

Способы крепления деталей (выдуманное животное, хваталка и т.д.)

Практическая работа

7

Беседа,

Демонстрация датчика

1

Виды передач

Практическая работа

8

Беседа,

Демонстрация датчика

1

"Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы"

Практическая работа

9

Беседа,

Демонстрация датчика

1

Редуктор релейный и пропорциональный

Проверочная работа

10

Беседа, демонстрация робота

1

Маятник Капицы

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

11

Беседа, демонстрация робота

1

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаем ые действия

12

Беседа, демонстрация робота

1

Обзор датчиков

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

13

Беседа, демонстрация робота

1

Мозг роботов контроллеры

Соревнование роботов

14

Беседа, демонстрация робота

1

Знакомство с контроллером NXT и RCX.

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

15

Беседа, демонстрация робота

1

Среда программирования. NXT-G

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

16

Беседа, демонстрация робота

1

Среда программирования EV3

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

17

Беседа, демонстрация робота

1

Построение зубчатой передачи

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


18

Беседа, демонстрация робота

1

Построение конической передачи

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

19

Беседа, демонстрация робота

1

Программирование без компьютера

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


20

Беседа, демонстрация

1

Циклы

Соревнования роботов


21

Беседа, демонстрация

СП, робота

1

Ветвления

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


22

Беседа, демонстрация

СП, робота

1

Параллельные задачи

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


23

Беседа, демонстрация

СП, робота

1

Задачи для роботов

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


24

Беседа, демонстрация

СП, робота

1

Виды соревнований

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


25

Беседа, демонстрация

СП, робота

1

Кегельринг

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

26

Беседа, демонстрация

СП, робота

1

Защита от застреваний, пересеченная местность

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

27

Беседа, демонстрация

СП, робота

1

Анализ показаний разносторонних датчиков

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

28

Беседа

1

Роботы барабанщики

Соревнование роботов


29

Беседа, видеоролики

1

Лабиринт

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


30

Беседа, видеоролики

1

Удаленное управление

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия

31

Беседа

1

Подготовка творческих проектов

Соревнование роботов


32

Беседа, видеоролики

1

Свободные темы

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


33

Беседа, видеоролики

1

Творческий проект

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


34

Беседа, видеоролики

1

Итоговая аттестация (лабораторное заняте)

Практическая работа, собранная модель,

выполняющая

предполагаемые действия


Список использованной литературы. I. Литература для педагога.

  1. Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос, 2018.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017г.

  3. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение, 2016.

  4. Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института).

2019г.

  1. Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г.

II. Специальная литература.

  1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.

  2. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3,

Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», 2016. -300с.

  1. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс].

  2. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks

  3. Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2

Интернет-ресурс:

  1. http://www.mindstorms.su

  2. https://education.lego.com/ru-ru

  3. http://robototechnika.ucoz.ru

  4. http://www.nxtprograms.com/projects1.html

  5. http://www.prorobot.ru/lego.php

  6. https://education.lego.com/ru-ru/lessons?pagesize=24

  7. https://robot-help.ru/lessons/lesson-1.html

  8. http://www.prorobot.ru

Литература для родителей, детей

  1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.

  2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018

  3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Издво МАИ, 2017.