МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Департамент образования администрации муниципального образования
город Краснодар
МАОУ лицей № 64
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ______________________ Скорченко Т.А. Протокол № 1 От «29» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________________ Гроздева И.В. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ лицей № 64 _________________________ Карлова С.П. Протокол № 1 педагогического совета От «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы программирования и Робототехника»
Для обучающихся 5-6 классов
Программу составил: учитель Дмитренко С.И.
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы программирования и робототехника» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по технологии, составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», утвержденным Приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370 и федеральной учебной программы по учебному предмету. С учетом рабочей программы воспитания по учебному предмету МАОУ лицей № 64 г.Краснодара.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования), конструктора
«Базовый набор» LEGO® Education SPIKE™ Prime в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования.
Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность Программы Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.
Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.
Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.
Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного 3 ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.
Нормативно правовое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы на 2023-2024 учебный год.
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).
Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 403-ФЗ.
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).
План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. 1726-р.
Федеральный проект Патриотического воспитания граждан Российской Федерации от
01.01.2021 г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от
09.11.2018 г. № 196).
06 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об Целевой модели развития региональных систем утверждении дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
11, Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
12. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Министерства образования и науки РФ от 11,12, 2006 №06-1844).
Цель: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей Задачи: Личностные
воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;
воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности;
формирование уважительного отношения к труду;
развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей. метапредметные
умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;
умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, Интернет источники);
умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора. предметные
познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime;
научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные
знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу,
научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов; уметь демонстрировать технические
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности.
- личностные результаты:
проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;
проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности; проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
метапредметные результаты:
умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации;
умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения;
проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать;
умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность;
умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
предметные результаты:
знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики)
знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач;
умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом;
владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime;
понимает принципы устройства робота как кибернетической системы;
умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания;
умеет демонстрировать технические возможности роботов.
Отличительные особенности Программы
Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.
Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.
Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению.
Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой.
В объединение принимаются мальчики и девочки 10-14 лет, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.
Срок реализации программы 1 год
На обучение отводится 34 часа - 1 занятие в неделю по 1 часу (40 мин).
В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают интеллектуальные и командные игры роботов.
Форма обучения очная.
Форма проведения занятий планируется как для всей группы (групповая) - для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и мелкогрупповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию
Материально-техническое оснащение Программы учебная аудитория № 12;
столы учебные - 12 шт;
стулья ученические - 12 шт;
доска учебная - 1 шт;
компьютеры (ноутбуки) - шт.;
набор конструктор LEGO MINDSTORMS EV3 – 12 шт.
Информационное обеспечение:
-Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники.
Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация:
образовательная программа, дидактические материалы). Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие:
Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ.
Основы конструирования
Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей.
Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести.
Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения.
Введение в робототехнику
Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.
Практика: Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Кегельринг
Основы управления роботом
Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями. Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик
Состязания роботов. Игры роботов.
Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы).
Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы». Управляемый футбол роботов. Теннис роботов
Теория: Использование микроконтроллера Smart hub.
Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Кегельринг. Следование по линии. Лабиринт) Регулярные поездки.
Творческие проекты
Теория: Одиночные и групповые проекты.
Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека.
Роботы-артисты
ОБЖ. Темы бесед.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Профилактика ДДТП
Поведение во время пожара.
О терроризме
Поведение на водоеме.
Инструктаж по ТБ.
Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере.
Практика: Зачёт по прослушанному материалу.
Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.
Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля\ аттестации |
1 | | | Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора | 1 | Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот? | | Ответы на вопросы во время беседы. Зачет по ТБ |
2 | | | Беседа, видеоролики, демонстрация проекта | 1 | Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы, межпредметные связи. | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
3 | | | Беседа, демонстрация Lego Mindstorms EV3 | 1 | Знакомство с конструктором Lego Mindstorms EV3 | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
4 | | | Беседа | 1 | Программное обеспечение зарубежное и отечественное | | Практическая работа |
5 | | | Беседа, демонстрация различий | 1 | Различия принципов конструирования RIS и NXT | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
6 | | | Беседа, Демонстрация конструктора | 1 | Способы крепления деталей (выдуманное животное, хваталка и т.д.) | | Практическая работа |
7 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Виды передач | | Практическая работа |
8 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | "Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы" | | Практическая работа |
9 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Редуктор релейный и пропорциональный | | Проверочная работа |
10 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Маятник Капицы | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
11 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3 | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаем ые действия |
12 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Обзор датчиков | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
13 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Мозг роботов контроллеры | | Соревнование роботов |
14 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Знакомство с контроллером NXT и RCX. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
15 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Среда программирования. NXT-G | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
16 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Среда программирования EV3 | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
17 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Построение зубчатой передачи | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
18 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Построение конической передачи | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
19 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Программирование без компьютера | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
20 | | | Беседа, демонстрация | 1 | Циклы | | Соревнования роботов | |
21 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Ветвления | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
22 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Параллельные задачи | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
23 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Задачи для роботов | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
24 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Виды соревнований | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
25 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Кегельринг | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
26 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Защита от застреваний, пересеченная местность | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
27 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Анализ показаний разносторонних датчиков | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
28 | | | Беседа | 1 | Роботы барабанщики | | Соревнование роботов | |
29 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Лабиринт | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
30 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Удаленное управление | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
31 | | | Беседа | 1 | Подготовка творческих проектов | | Соревнование роботов | |
32 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Свободные темы | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
33 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Творческий проект | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
34 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Итоговая аттестация (лабораторное заняте) | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия | |
Список использованной литературы. I. Литература для педагога.
Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос, 2018.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017г.
Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение, 2016.
Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института).
2019г.
Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г.
II. Специальная литература.
Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.
Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3,
Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», 2016. -300с.
Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс].
Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks
Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2
Интернет-ресурс:
http://www.mindstorms.su
https://education.lego.com/ru-ru
http://robototechnika.ucoz.ru
http://www.nxtprograms.com/projects1.html
http://www.prorobot.ru/lego.php
https://education.lego.com/ru-ru/lessons?pagesize=24
https://robot-help.ru/lessons/lesson-1.html
http://www.prorobot.ru
Литература для родителей, детей
Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018
Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Издво МАИ, 2017.