Рассмотрена и рекомендована к использованию педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2018 | Утверждаю Директор школы:_______________ Краюшкина О.М. «1» сентября 2018 г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Лобановская средняя школа № 11»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Шахматы в школе»
1-4 класс
Составитель программы: Гераськина Татьяна Михайловна
Категория: высшая
с.Лобаново, Ефремовский район,
Тульская область
Пояснительная записка
Программа для младших школьников «Шахматы в школе» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
УМК курса «Шахматы в школе» (авторы Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова):
- «Шахматы в школе». Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций – М. : Просвещение, 2017.
- «Шахматы в школе».Первый год обучения./Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018
- «Шахматы в школе». Второй год обучения./ Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018
- «Шахматы в школе». Третий год обучения./ Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018
- «Шахматы в школе». Четвёртый год обучения./ Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018
- «Шахматы в школе». Первый год обучения. Рабочая тетрадь;
- «Шахматы в школе». Второй год обучения. Рабочая тетрадь;
- «Шахматы в школе». Третий год обучения. Рабочая тетрадь;
- «Шахматы в школе». Четвёртый год обучения. Рабочая тетрадь;
- Методические рекомендации.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов ежегодно.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной организации, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников для 1–4 годов обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Курс внеурочной деятельности – характеризует умение и опыт обучающихся, которые приобретается и закрепляется в процессе освоения.
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся должны:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигуры;
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;
овладеть способом «взятия на проходе»;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, напа-
дать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го-
ризонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в нача-
ле партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать боль-
шое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан-
тов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–
три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые
дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака приравносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов |
| | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Сведения из истории шахмат | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 27 | 20 | 20 | 22 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
3 | Конкурсы решения позиций | – | 4 | 4 | 2 |
4 | Соревнования | 2 | 8 | 8 | 8 |
5 | Шахматные праздники | – | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов |
Тематическое планирование
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 класс (30 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. | Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. | Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. |
2 класс (34 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. | Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Основы шахматной игры (повторение материала 1-го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
3 класс (34 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. | Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
4 класс (34 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. | Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. | Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации. | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
Учебный год: 2018-2019
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
1 | | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. | 1 |
2 | | Шахматная доска | 1 |
3 | | Горизонталь | 1 |
4 | | Вертикаль | 1 |
5 | | Диагональ | 1 |
6 | | Шахматная нотация | 1 |
7 | | Шахматные фигуры и начальная позиция | 1 |
8 | | Ладья | 1 |
9 | | Слон | 1 |
10 | | Ферзь | 1 |
11 | | Конь | 1 |
12 | | Пешка | 1 |
13 | | Превращение пешки | 1 |
14 | | Король | 1 |
15 | | Ценность фигур | 1 |
16 | | Нападение | 1 |
17 | | Взятие. Взятие на проходе. | 1 |
18 | | Шах и защита от шаха | 1 |
19 | | Мат | 1 |
20 | | Пат – ничья | 1 |
21 | | Рокировка | 1 |
22 | | Основные принципы игры в начале партии | 1 |
23 | | Мат двумя ладьями одинокому королю | 1 |
24 | | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | 1 |
25 | | Мат ферзём и королём одинокому королю | 1 |
26 | | Материальное преимущество | 1 |
27 | | Нарушение основных принципов игры в начале партии | 1 |
28 | | Партии-миниатюры | 1 |
29 | | Запись шахматной партии | 1 |
30 | | Шахматный этикет | 1 |
Учебный год: 2019-2020
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
1 | | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 1 |
2 | | Шахматные фигуры (повторение) | 1 |
3 | | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). | 1 |
4 | | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю конём и ладьёй. | 1 |
5 | | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 1 |
6 | | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 1 |
7 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 |
8 | | Тактический приём «двойной удар» | 1 |
9 | | Тактический приём «связка» | 1 |
10 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 |
11 | | Тактический приём «ловля фигуры» | 1 |
12 | | Тактический приём «сквозной удар» | 1 |
13 | | Мат на последней горизонтали | 1 |
14 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 |
15 | | Тактический приём «открытый шах» | 1 |
16 | | Тактический приём «двойной шах» | 1 |
17-20 | | Шахматный турнир | 4 |
21 | | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 |
22-23 | | Основы игры в дебюте: атака на короля | 2 |
24-25 | | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 2 |
26-28 | | Основы анализа шахматной партии | 3 |
29 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 |
30-33 | | Шахматный турнир | 4 |
34 | | Шахматный праздник | 1 |