Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барсовская средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Информатика»
направление развития личности школьника: интеллектуальное
уровень образования: основное общее 5 А, Б, В класс
количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
срок реализации 2017-2018 учебный год
программа разработана на основе программы по внеурочной деятельности для начальной и средней школы «Информатика»: 3-6 классы. ФГОС / Цветкова М.С., Богомолова О.Б. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Разработчик рабочей программы: учитель информатики
первой квалификационной
категории Васильева Е.А.
пгт Барсово
2016
Содержание рабочей программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения сформируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты освоения предмета
Познавательные универсальные учебные действия
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации с помощью ИКТ;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Регулятивные универсальные учебные действия
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровни усвоения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные учебные действия
У обучающегося будут сформированы навыки:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
По окончании изучения курса обучающиеся научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
Учащийся получит возможность:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными слайды;
создавать презентации;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Содержание курса внеурочной деятельности. Раздел 1. Компьютер для начинающих (16 часов) Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. Раздел 2. Информация вокруг нас (19 часов). Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Содержание учебного предмета
Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания | Вид занятий (кол-во часов) | УУД | Виды деятельности |
теоретические занятия | контрольные и диктанты | | |
Раздел 1. Компьютер для начинающих. | Устройство компьютера. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. | 16 | 1 | Регулятивные: Описывать основные устройства ПК. Управлять ПК с помощью клавиатуры, мыши. Познавательные: Знать положение пальцев на клавиатуре. Задавать имя файла. Изменять настройки рабочего стола. Знать клавиши. Сочетание клавиш. | Самостоятельная работа, тест, опрос. |
Раздел 2. Информация вокруг нас | Способы получения информации. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. | 19 | 1 | Приводить примеры видов информации и способы хранения. Составлять алгоритмы обработки информации. Решать текстовые задачи на кодирование информации. задачи. Распознавать на чертежах и рисунках шифр. код . Классифицировать память человека и ПК. Находить с помощью метода координат положение предмета. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять табличные модели. Уметь принимать точку зрения другого. Уметь организовывать учебное взаимодействие в группе. | Самостоятельная работа, тест, опрос. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Количество часов в неделю -1
Количество часов в год -35
№ | Тема урока | Сроки изучения | Примечание |
план | факт | |
Раздел 1. Компьютер для начинающих (16 часов). |
| Правила поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. | 4.09 | | |
| Информация. Информатика. Компьютер. | 11.09 | | |
| Как устроен компьютер. | 18.09 | | |
| Ввод информации в память компьютера. | 25.09 | | |
| Клавиатура. | 2.10 | | |
| Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 9.10 | | |
| Клавиатурный тренажер. | 16.10 | | |
| Программы и файлы. | 23.10 | | |
| Интерфейс клавиатурного тренажера. | 11.11 | | |
| Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв. | 13.11 | | |
| Клавиатурный тренажер в режиме игры. | 20.11 | | |
| Запуск программ с рабочего стола. | 27.11 | | |
| Главное меню. | 04.12 | | |
| Запуск программ с помощью главного меню. | 11.12 | | |
| Управление компьютером с помощью меню. | 18.12 | | |
| Выполнение заданий. | 25.12 | | |
Раздел 2. Информация вокруг нас (19 часов). |
| Действия с информацией. | 15.01 | | |
| Хранение информации. Логическая игра. | 22.01 | | |
| Носители информации. | 29.01 | | |
| Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 5.02 | | |
| Передача информации. | 12.02 | | |
| Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | 19.02 | | |
| Кодирование информации. | 26.02 | | |
| Коды и способы кодирования. | 5.03 | | |
| Формы представления информации. | 12.03 | | |
| Кодирование информации методом координат. | 19.03 | | |
| Текст как форма представления информации. | 2.04 | | |
| Табличная форма представления информации. | 9.04 | | |
| Наглядные формы представления информации. | 16.04 | | |
| Представление информации в форме таблиц. | 23.04 | | |
| Представление информации в форме схем. | 30.04 | | |
| Представление информации в форме графика. | 7.05 | | |
| Обработка информации. | 14.05 | | |
| Изменение формы представления информации. | 21.05 | | |
| Работа с готовыми текстами. | 28.05 | | |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Количество часов в неделю -1
Количество часов в год -35
Класс 5В
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
№ | Тема урока | Сроки изучения | Примечание |
план | факт | |
Раздел 1. Компьютер для начинающих (16 часов) |
| Правила поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров | 6.09 | | |
| Информация. Информатика. Компьютер | 13.09 | | |
| Как устроен компьютер | 20.09 | | |
| Ввод информации в память компьютера | 27.09 | | |
| Клавиатура | 4.10 | | |
| Основная позиция пальцев на клавиатуре | 11.10 | | |
| Клавиатурный тренажер | 18.10 | | |
| Программы и файлы | 25.10 | | |
| Интерфейс клавиатурного тренажера | 08.11 | | |
| Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв | 15.11 | | |
| Клавиатурный тренажер в режиме игры | 22.11 | | |
| Запуск программ с рабочего стола | 29.11 | | |
| Главное меню | 06.12 | | |
| Запуск программ с помощью главного меню | 13.12 | | |
| Управление компьютером с помощью меню | 20.12 | | |
| Выполнение заданий | 27.12 | | |
Раздел 2. Информация вокруг нас (19 часов). |
| Действия с информацией | 10.01 | | |
| Хранение информации. Логическая игра | 17.01 | | |
| Носители информации | 24.01 | | |
| Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 31.01 | | |
| Передача информации | 7.02 | | |
| Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений | 14.02 | | |
| Кодирование информации | 21.02 | | |
| Коды и способы кодирования | 28.02 | | |
| Формы представления информации | 7.03 | | |
| Кодирование информации методом координат | 14.03 | | |
| Текст как форма представления информации | 21.03 | | |
| Табличная форма представления информации. | 4.04 | | |
| Наглядные формы представления информации | 11.04 | | |
| Представление информации в форме таблиц | 18.04 | | |
| Представление информации в форме схем | 25.04 | | |
| Представление информации в форме графика | 16.05 | | |
| Обработка информации | 23.05 | | |
| Изменение формы представления информации | 30.05 | | |
| Работа с готовыми текстами | 31.05 | | |
1