Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишненская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
«Наследие веков живое»
7 (8) класс
Учитель: Пелевина Т.З.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Общие положения
Программа для 7 (8) классов «Наследие веков живое» по духовно-нравственному развитию разработана в соответствии с требованиями Закона РФ “Об образовании”, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., 2011 г.), Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. 1 Программа определяет основные подходы, принципы, цели духовно-нравственного развития и обучения обучающихся.
Актуальность программы
определяется современными требованиями образования, потребностями общества. Необходимо сохранять и развивать сформированную веками общероссийскую культуру, духовно-нравственные основы межличностного, межкультурного сотрудничества, совместного проживания и развития российских народов, уберечь нашу страну от распада, а молодежь от чуждых нам «ценностей». Для этого важно понимать историческое и культурное прошлое России, особенности бытия её коренных народов, общие закономерности взаимоотношений между ними, существующие и зарождающиеся потребности, связи, социокультурные, психологические и этнокультурные традиции.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 13–14 лет, т.е. занятия можно проводить только в 7 или только в 8 классе (1 час в неделю).. На изучение курса выделено 34 часа, каждый из которых предполагает организацию определённого направления. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, виртуального посещения театра несколько занятий могут объединяться в одно с увеличением количества часов.
Предметное содержание программы содержание состоит из трех модулей:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающий в себя два блока «Я и культура моего народа», «Основы православной культуры»;
«Патриотизм и гражданственность»;
«Культурное наследие России».
Программа подготовлена с учётом интеграции предметов гуманитарного и эстетического цикла.
Принципы:
Принцип культуросообразности.
Принцип духовности.
Принцип интеграции ценностей этнокультур народов России в содержание гуманитарного образования.
Принцип активной толерантности.
Принцип диалога культур.
Принцип свободы культурного выбора.
Принцип историзма.
Принцип субъектности.
Цели и задачи | Цели: развитие общей культуры учащихся, формирование у них гражданской идентичности, осознания своей принадлежности к Российской локальной цивилизации, Российской общности, уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию. Задачи: – развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; – развитие способностей учащихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; – развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой; – воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии культуры общества и конкретного человека; – воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; – осознание того, что человеческое общество и конкретный человек может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному; – формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений; – осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах; – формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. |
Формы организации занятия | лекция с элементами беседы творческие встречи с интересными людьми виртуальные экскурсии продуктивные игры интервью репортаж с фотовыставкой |
Формы контроля знаний | Промежуточный контроль проводится в различных учебных формах: в форме презентации, фоторепортажа, в форме создания авторского текста (выступления, рассказа, очерков и статей в школьную газету). Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими занятиями (в форме защиты проектов). |
Оценивание | Реализация курса внеурочной деятельности «Наследие веков живое» осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса. |
Планируемые результаты освоения учебного курса: | Личностные результаты: - осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину и свой народ; - уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в обществе; - мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах. - осознание основ культурного наследия народов России и человечества. Метапредметные результаты: - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с целями и задачами; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность разрешать конфликты. Предметные результаты : - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах; - формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции; - использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного поселка, города, района, области, края, республики. |
Литература | Для учащихся: Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России.– М.: Мнемозина, 2012 Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА –Книжный клуб, 1998. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,2006 Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. протоиерей А. Соколов, М., “Паломник”, 1999. Свящ. Е. Ф. Сосунцов. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. М., ”Мартис”, 1993. Коротких С., священник. Мир Божий: Основы христианской культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть II. Калининград: Золотое сечение, 2001. Ганаго Б. Детям о слове. Минск, 2001. Ганаго Б. Детям о вере. Минск, 2000. Ганаго Б. Детям о молитве. Минск, 2000. Ганаго Б. Детям о душе. Минск, 2000. Святая юность. Рассказы о святых детях и детстве и отрочестве святых. Международный издательский центр литературы, 1994. Рябцев Ю.С. История русской культуры – Москва, РОСМЭН, 2003. Интернет ресурсы: http://www.metodkabinet.eu/ http://www.uroki.net/doc.htm http://www.1september.ru/ http://www.moyashkola.net/ https://www.culture.ru/ http://orkce.apkpro.ru/metodicheskie_razrabotki.html http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru http://patriarchia.ru http://www.otdelro.ru Для учителя: Библейская энциклопедия в 2-х книгах, Репринтное изд. М. 1990. Даль В. Толковый словарь живиго великорусского языка, т.1-4, М. 1994. Виницкая, Н. В. Духовно-нравственное воспитание: религиозно-этические ценности : учеб.-метод. пособие / Н. В. Виницкая, Е. П. Шабалина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина» . - Бийск : АГАО, 2015. - 89 с. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета словарь-справочник СПб, 1996. Краткая философская энциклопедия, М. 1994. Т.И. Петрикова, Духовные основы нравственного воспитания, М. «ИМПЭТО», 1997. Человенко Т.И., Кононова Е.С. Благотворительность в истории русской православной церкви, изд. социально-образовательного центра, Орел, 1997. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд.АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров»,2003. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год. Учебное пособие для общеобразовательных школ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», Кураев А.В., 2012. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 1 час
Мир вокруг нас. Наследие веков живое
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 18 ч.
«Я И КУЛЬТУРА МОЕГО НАРОДА» - 9 часов
Роль религий в развитии культур народов России. Взаимоотношения и взгляды людей. Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. Принцип «свободы совести». Стереотип. Опасность и недопустимость «стереотипного» отношения к носителям тех или иных культур.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Наша Родина – Россия.
Обзор основных традиционных религиозных культур России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской. Их особенности и роль в истории России. Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа. Календарный цикл праздников и памятных дат моего народа. Религиозные праздники, посты и их смысл. Календарные даты народа, традиции (как и когда встречают Новый год, весну, лето и т.д., как обставляют рождение и взросление ребенка, заключение брака, старость и смерть человека и т.д.).
Здоровый образ жизни в национальной культуре. Закаливание, физические упражнения в национальных традициях. Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в русской национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства. Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.
«Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни.
Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве русского народа. Необходимость сохранения форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России.
Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном искусстве (музыка, литература, изобразительное искусство, театр и т.д.) Традиционная культура как база, основа развития современной культуры.
Отражение героического прошлого в эпосе русского народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России.
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ - 9 часов
Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Богодухновенность Библии. Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста, их символы.
Человек – венец творения. Душа человека. Сотворение человека по образу и подобию Божию. Благодать.
Заповеди Божьи. Зачем творить добро? Притчи Иисуса Христа. Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств – ступеньки духовного восхождения.
Евангельские притчи. Притча о сеятеле. Притча о богатом и Лазаре. Притча о мытаре и фарисее. Притча о блудном сыне. Притча о десяти девах. Притча о талантах.
Православная нравственная культура. Совесть, любовь, благо, истина, красота, добро в православной культуре. Христианские добродетели. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Ответственность человека за свою жизнь. Каждый поступок – ступенька вверх или вниз. Выбор совести. Почему нужно выбирать добро? Обманчивая притягательность зла и его разрушительность.
Притча о милосердном самарянине. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики.
Христианские праздники.
Православная Россия в лицах.
Иконография.
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - 5 часов
Наша Родина – Россия. «Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре. Путешествие по родному краю, изучение памятников истории и культуры, знакомство с документами в музеях. Духовное наследие родного края.
Я - гражданин России. Что означает быть гражданином своей страны? Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.
Литературная и историческая карта Ростовского района. Знакомство с литературным и историческим наследием Ярославской области.
«Славься, Отечество!» Преемственность поколений. Герои России. Великие победы России. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Духовные ценности российской культуры, их сохранение и приумножение. Хранение памяти предков – забота всех поколений.
Благотворительность в истории России. Русские меценаты. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ - 10 часов
Средневековая культура. Ювелирное искусство, древнерусский костюм, «По Сеньке и шапка», стрижка «под горшок», какова она, древнерусская красавица, старинное оружие. Виртуальная экскурсия в Оружейную палату .
Жизнь и быт крестьян. Жилище и утварь, крестьянская семья, трапеза, труд земледельца, народные праздники. (Виртуальная экскурсия в Пушгоры (пушкинская деревня).
Жизнь и быт царей . Венчание на царство, государев двор, торжественные выходы и выезды царя, развлечения царей, царская свадьба, царские дети и их воспитание, царские пиры, русский посольский обычай. (Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю).
Культура XVIII века. Архитектура Северной столицы. Рождение российской прессы, первая библиотека, первый университет, старожилы Петербурга. Чудо Петергофа. (Виртуальная экскурсия по Санкт – Петербургу).
Рождение русского театра (театр им. Волкова, в Большом и Мариинском театрах (виртуальная экскурсия)).
Жизнь вельмож и императоров. Моды галантного века. Коронация императоров, императорский двор, придворная жизнь и развлечения (Виртуальная экскурсия в Царское село).
Мир дворянской усадьбы. (Виртуальная экскурсия по барскому дому (Тригорское, Михайловское, Петровское, Кусково, Хмелита и др.).
Жизнь и быт дворян. Моды пушкинского времени, барское застолье, светский человек и его развлечения, балы пушкинского времени, дуэли. Культура XX века. Русский город начала XX века, быт горожан, городские праздники, жизнь купцов. (Виртуальная экскурсия по Москве).
Проект по теме «Наследие и наследники».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени |
1 | Наследие веков живое | 1 |
2 | Основы духовно-нравственной культуры народов России Я и культура моего народа | 18 9 |
Основы православной культуры | 9 |
3 | Патриотизм и гражданственность | 5 |
4 | Культурное наследие России | 10 |
Итого: | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ ЖИВОЕ»
Тематическое планирование | Кол -во часов | Содержание курса | Характеристика деятельности обуча- ющихся |
теоретическая часть | практическая часть | планируемые результаты |
НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ ЖИВОЕ | 1 | Вводное занятие. Мир вокруг нас. Наследие веков живое. | 1 | - | Личностные результаты: - осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества; - уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе; - осознание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Метапредметные результаты определяются кругом универсальных учебных действий разного типа (регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые успешно формируются средствами данного предмета: - освоение и овладение культуросообразными способами выполнения универсальных учебных действий; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в области духовно-нравственной культуры народов России; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты нацелены на решение, прежде всего, следующих задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах; - формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции; - использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». |
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ: «Я и культура моего народа» Основы православной культуры | 18 9 9 | Культура и религия. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Традиционные религиозные культуры в России. Историческая судьба моего народа. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни. Язык традиционной культуры. Отражение народных культурных традиций в современном искусстве. Герои, памятники и святыни моего народа. Священное Писание. Православное учение о человеке. Заповеди Закона Божьего. Евангельские притчи. Добродетели и страсти. Совесть и раскаяние. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Христианские праздники. Православная Россия в лицах. Иконография. | 13 7 6 | 5 2 3 |
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ | 5 | Россия – наша Родина. Я - гражданин России. Литературная и историческая карта Рогстовского района. «Славься, Отечество!» Хранение памяти предков – забота всех поколений. | 4 | 1 |
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ | 10 | Средневековая культура (Виртуальная экскурсия в Оружейную палату). Жизнь и быт крестьян (Виртуальная экскурсия в Пушгоры (пушкинская деревня). Жизнь и быт царей (Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю). Культура XVIII века (Виртуальная экскурсия по Санкт – Петербургу). Рождение русского театра (В Волковском, Большом и Мариинском театрах (виртуальная экскурсия)). Жизнь вельмож и императоров (Виртуальная экскурсия в Царское село). Мир дворянской усадьбы (Виртуальная экскурсия по барскому дому (Тригорское, Михайловское, Петровское, Кусково, Хмелита и др.). Жизнь и быт дворян. Культура XX века (Виртуальная экскурсия по Москве). Проект по теме «Наследие и наследники» | 8 | 1 1 |
ИТОГО | 34 | | 26 | 8 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ ЖИВОЕ»
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Элементы содержания |
|
НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ ЖИВОЕ – 1 час |
1 | | Мир вокруг нас. Наследие веков живое. | Введение в курс « Наследие веков живое». Мир вокруг нас. |
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ - 18 часов |
Я И КУЛЬТУРА МОЕГО НАРОДА - 9 часов |
2 | | Культура и религия. | Роль традиционных религий в развитии культур народов России. Какими должны быть взаимоотношения людей, придерживающихся разных религиозных и внерелигиозных взглядов? Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. Принцип «свободы совести». Что такое «стереотип»? Опасность и недопустимость «стереотипного» отношения к носителям тех или иных культур. |
3 | | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. |
4 | | Традиционные религиозные культуры в России. | Обзор основных традиционных религиозных культур России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской. Их особенности и роль в истории России. |
5 | | Историческая судьба русского народа. | Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия русского народа. |
6 | | Традиции русского народа. | Календарный цикл праздников и памятных дат русского народа. Религиозные праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл. Какие календарные даты отмечают представители моего народа, как и когда встречают Новый год, весну, лето и т.д., как обставляют рождение и взросление ребенка, заключение брака, старость и смерть человека. Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание, физические упражнения в национальных традициях. Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре. Домашняя утварь и ее ритуальный смысл. |
7 | | «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни. | «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни. |
8 | | Язык традиционной культуры. | Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России. |
9 | | Отражение народных культурных традиций в современном искусстве. | Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном искусстве (музыка, литература, изобразительное искусство, театр и т.д.) Традиционная культура как база, основа развития современной культуры. |
10 | | Герои, памятники и святыни русского народа. | Отражение героического прошлого в эпосе русского народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России. |
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ - 9 часов |
11 | | Священное Писание. | Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Богодухновенность Библии. Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста, их символы. |
12 | | Православное учение о человеке. | Человек – венец творения. Душа человека. Сотворение человека по образу и подобию Божию. Благодать. |
13 | | Заповеди Закона Божьего. | Заповеди Божьи. Зачем творить добро? Притчи Иисуса Христа. Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств – ступеньки духовного восхождения. |
14 | | Евангельские притчи. | Притча – источник мудрости. Притча о сеятеле. Притча о богатом и Лазаре. Притча о мытаре и фарисее. Притча о блудном сыне. Притча о десяти девах. Притча о талантах. |
15 | | Добродетели и страсти. Совесть и раскаяние. | Православная нравственная культура. Совесть, любовь, благо, истина, красота, добро в православной культуре. Христианские добродетели. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Ответственность человека за свою жизнь. Каждый поступок – ступенька вверх или вниз. Выбор совести. Почему нужно выбирать добро? Обманчивая притягательность зла и его разрушительность. |
16 | | Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. | Притча о милосердном самарянине. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики |
17 | | Христианские праздники. | Пасха, Рождество Христово, Троица. Чтение и обсуждение дополнительного материала (исторических, литературных источников): «История и традиции праздника». Работа с иллюстративным материалом, обсуждение докладов и презентаций. |
18 | | Православная Россия в лицах. | Святые заступники Земли русской. Виртуальная экскурсия в храмы России. Чтение и обсуждение дополнительного материала (исторических, литературных источников): «История храма Христа Спасителя, великие имена героев Отечественной войны 1812 года». Работа с иллюстративным материалом, обсуждение докладов и презентаций. Виртуальная экскурсия по храму Христа Спасителя. |
19 | | Иконография. | Виртуальная экскурсия в мастерскую иконографии. Обсуждение проекта «В мастерской». Работа с иллюстративным материалом, обсуждение докладов и презентаций |
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - 5 часов |
20 | | Наша Родина - Россия. | «Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре. Путешествие по родному краю, изучение памятников истории и культуры, знакомство с документами в музеях. Духовное наследие родного края. |
21 | | Я - гражданин России. | Что означает быть гражданином своей страны? Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной. |
22 | | Славься, Отечество. | Преемственность поколений. Герои России. Великие победы России. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Духовные ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Виртуальная экскурсия по Музею Отечественной войны 1812 года |
23 | | Литературная и историческая карта Оленегорского района. | Знакомство с литературным и историческим наследием Ростовского района и Ярославской области. |
24 | | Хранение памяти предков – забота всех поколений. | Благотворительность в истории России. Русские меценаты. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. |
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ - 10 часов |
25 | | Средневековая культура. Виртуальная экскурсия в Оружейную палату | Ювелирное искусство, древнерусский костюм, «По Сеньке и шапка», стрижка «под горшок», какова она, древнерусская красавица, старинное оружие. Виртуальная экскурсия в Оружейную палату |
26 | | Жизнь и быт крестьян. Виртуальная экскурсия в Пушгоры (пушкинская деревня). | Жилище и утварь, крестьянская семья, трапеза, труд земледельца, народные праздники. Виртуальная экскурсия в Пушгоры (пушкинская деревня). |
27 | | Жизнь и быт царей. Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю | Венчание на царство, государев двор, торжественные выходы и выезды царя, развлечения царей, царская свадьба, царские дети и их воспитание, царские пиры, русский посольский обычай. Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю |
28 | | Культура XVIII века. Виртуальная экскурсия по Санкт – Петербургу. | Виртуальная экскурсия по Санкт – Петербургу. Архитектура Северной столицы Рождение российской прессы, первая библиотека, первый университет, старожилы Петербурга. Чудо Петергофа. |
29 | | Рождение русского театра. В Мариинском и Большом театрах.. (виртуальная экскурсия). | Петровский театр, Шереметьевский театр, актеры и зрители. В Волковском, Мариинском и Большом театрах (виртуальная экскурсия). |
30 | | Жизнь вельмож и императоров. Виртуальная экскурсия в Царское село. | Моды галантного века. Коронация императоров, императорский двор, придворная жизнь и развлечения (Виртуальная экскурсия в Царское село). |
31 | | Мир дворянской усадьбы. Виртуальная экскурсия по барскому дому. | Виртуальная экскурсия по барскому дому (Тригорское, Михайловское, Петровское, Кусково, Хмелита и др.) |
32 | | Жизнь и быт дворян. | Моды пушкинского времени, барское застолье, светский человек и его развлечения, балы пушкинского времени, дуэли. Работа с иллюстративным материалом, обсуждение докладов и презентаций |
33 | | Культура XX века. Виртуальная экскурсия по Москве | Русский город начала XX века, быт горожан, городские праздники, жизнь купцов. Виртуальная экскурсия по Москве |
34 | | Проект по теме «Наследие и наследники». | Защита проектов |
1 За основу в составлении программы взята программа Шаменковой Татьяны Владимировны, сайт «Инфоурок»