Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»
Утверждаю: Рассмотрено на заседании ШМО
Директор Протокол № 1
М.М. Ядыкин __________ « » августа 2016 г.
« » сентября 2016 г. Руководитель: Л.В. Петухова
Программа рекомендована
педагогическим советом школы
Протокол №1
от « » августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному развитию
5-6 класс
«ЗОЖ школьника»
Рабочую программу составила: Е.В. Караваева
учитель биологии
Новокузнецк
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности “ЗОЖ школьника” (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся умений и навыков здорового образа жизни.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
Программа внеурочной деятельности включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования школы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени общего образования являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования (2009 г.)
Цель курса внеурочной деятельности:
укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Критерии оценки знаний, умений и навыков:
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни ученик основной школы.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
5 класс
Программа внеурочной деятельности “ЗОЖ школьника” в 5 классе разбита на три раздела:
“Наша школа” (4 часа): направлен на развитие навыков пользования правилами личной гигиены, понимания значения утренней гимнастики для организма, повышение физической активности и улучшение здоровья детей.
“Здоровое питание”(6 часов) – изучение основ правильного питания, развитие гигиенических навыков культуры поведения во время приема пищи, изучение кулинарных традиций современности и прошлого, составление дневного рациона школьника с учетом правил здорового питания и энергетической ценности продуктов
“Бережём здоровье”(7 часов): влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, основы здорового образа жизни, профилактика соматических заболеваний и нарушений ( зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата), правил оказания первой доврачебной помощи.
6 класс
Программа внеурочной деятельности “ЗОЖ школьника” в 6 классе разбита на три раздела:
“Бережём здоровье”( 2 часа): режим труда и отдыха школьника, основы гигиены умственного труда.
“Я в школе и дома”(10 часов): социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; гигиена сна, основы эмоционального здоровья , особенностей восприятия и хранения информации(механизмы памяти человека)
“Я и мое ближайшее окружение”(5 часов): развитие познавательных процессов, значимые «взрослые» вредные привычки, настроение в школе и дома, зависимость здоровья человека от экологических условий окружающей среды.
Данные разделы программы способствуют обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Это содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
Тематическое планирование
5 класс
№ темы | Название темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Наша школа | 4 | 1 | 3 |
2 | Здоровое питание | 6 | 4 | 2 |
3 | Бережем здоровье | 7 | 3 | 4 |
| Итого | 17 | 8 | 9 |
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов |
| | всего | теория | практика |
1 | Бережем здоровье | 2 | 1 | 1 |
2 | Я в школе и дома | 10 | 5 | 5 |
3 | Я и мое ближайшее окружение | 5 | 3 | 2 |
| Итого: | 17 | 9 | 8 |
6 класс
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Виды внеурочной деятельности |
I | Введение “Наша школа” | 4 | 2 | 3 | |
1.1 | Здоровый образ жизни и мое здоровье. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
1.2 | Личная гигиена | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. |
1.3 | Физическая активность и здоровье. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1.4 | Гигиенический режим двигательной активности. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность |
II | Здоровое питание | 6 | 4 | 2 | |
2.1 | Питание-необходимое условие для жизни человека. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
2.2 | Здоровая пища для всей семьи. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность |
2.3 | Пища наших предков. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Краеведческая деятельность. |
2.4 | Современное меню | 1 | 1 | | Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение |
2.5 | Здоровое питание. Дневной рацион школьника. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
2.6 | Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Краеведческая деятельность. |
III | Бережем здоровье | 10 | 6 | 4 | |
3.1 | Домашняя аптечка | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
3.2 | Мы за здоровый образ жизни. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность |
3.3 | Как вести себя, когда что-то болит? | 1 | 1 | | Познавательная деятельность |
3.4 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | | 1 | . Познавательная деятельность. Игровая деятельность |
3.5 | Как избежать искривления позвоночника. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность |
3.6 | Профилактика плоскостопия. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность |
3.7 | Гигиена зрения. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность |
3.8 | Гигиена слуха. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность |
| Всего: | 17 | 8 | 9 | |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Виды внеурочной деятельности |
I | Бережем здоровье | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | Стань сильным! | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1.2 | Учись учиться. Как правильно готовить уроки. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
II | Я в школе и дома | 10 | 5 | 5 | |
2.1 | Биоритмы у организмов. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность |
2.2 | Режим дня школьника | 1 | | 1 | . Познавательная деятельность |
2.3 | Чувства и поступки. Учимся находить причину и последствия событий | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
2.4 | Дружба. Кто может считаться настоящим другом? | 1 | | 1 | Познавательная деятельность |
2.5 | Как дружить в школе. | 1 | | 1 | Проблемно-ценностное общение |
2.6 | Делу время – потехе час. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность |
2.7 | Мода и школьные будни. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Краеведческая деятельность |
2.8 | Сон, гигиена сна. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность |
2.9 | Эмоциональное здоровье. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность |
2.10 | Какая бывает память. Законы памяти. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
III | Я и мое ближайшее окружение. | 5 | 3 | 2 | |
3.1 | Почему некоторые привычки называются вредными? | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение |
3.2 | Что делать, если не хочется в школу. Школа и настроение. | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. |
3.3 | Интересное в мире здоровья. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. |
3.4 | Размышления об экологии. | 1 | 1 | | Познавательная деятельность. Краеведческая деятельность. |
3.5 | Будьте здоровы! | 1 | | 1 | Познавательная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. |
| Итого: | 17 | 9 | 8 | |
Методическое обеспечение программы
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий. Для осуществления образовательного процесса по Программе “ЗОЖ школьника” необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЦОР по тематике курса.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 35 часов.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника.
Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
Езушина Е.В. “Азбука правильного питания.
Суслов В.Н. Этикет. . Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы ”- М.: “Вако”, 2008
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников” - Москва.:, 2007
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Большая книга правил для воспитанных детей
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992