СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию 5-6 класс «ЗОЖ школьника»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности “ЗОЖ школьника” (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся  умений и навыков здорового образа жизни.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна  в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть  предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию 5-6 класс «ЗОЖ школьника»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»



Утверждаю: Рассмотрено на заседании ШМО

Директор Протокол № 1

М.М. Ядыкин __________ « » августа 2016 г.

« » сентября 2016 г. Руководитель: Л.В. Петухова


Программа рекомендована

педагогическим советом школы

Протокол №1

от « » августа 2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному развитию

5-6 класс


«ЗОЖ школьника»






Рабочую программу составила: Е.В. Караваева

учитель биологии















Новокузнецк

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности “ЗОЖ школьника” (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся умений и навыков здорового образа жизни.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

Программа внеурочной деятельности включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования школы.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени общего образования являются:

  • Закон РФ “Об образовании”;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования (2009 г.)

Цель курса внеурочной деятельности:

  • укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.


Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.

Критерии оценки знаний, умений и навыков:

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.

Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни ученик основной школы.

Личностными результатами программы является формирование следующих умений

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.









Содержание программы

5 класс

Программа внеурочной деятельности “ЗОЖ школьника” в 5 классе разбита на три раздела:

  • “Наша школа” (4 часа): направлен на развитие навыков пользования правилами личной гигиены, понимания значения утренней гимнастики для организма, повышение физической активности и улучшение здоровья детей.


  • “Здоровое питание”(6 часов) – изучение основ правильного питания, развитие гигиенических навыков культуры поведения во время приема пищи, изучение кулинарных традиций современности и прошлого, составление дневного рациона школьника с учетом правил здорового питания и энергетической ценности продуктов



  • “Бережём здоровье”(7 часов): влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, основы здорового образа жизни, профилактика соматических заболеваний и нарушений ( зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата), правил оказания первой доврачебной помощи.



6 класс

Программа внеурочной деятельности “ЗОЖ школьника” в 6 классе разбита на три раздела:

  • “Бережём здоровье”( 2 часа): режим труда и отдыха школьника, основы гигиены умственного труда.

  • “Я в школе и дома”(10 часов): социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; гигиена сна, основы эмоционального здоровья , особенностей восприятия и хранения информации(механизмы памяти человека)



  • “Я и мое ближайшее окружение”(5 часов): развитие познавательных процессов, значимые «взрослые» вредные привычки, настроение в школе и дома, зависимость здоровья человека от экологических условий окружающей среды.


Данные разделы программы способствуют обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Это содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.



Тематическое планирование

5 класс


темы

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Наша школа

4

1

3

2

Здоровое питание

6

4

2

3

Бережем здоровье

7

3

4



Итого

17

8

9


Тематическое планирование

темы

Название темы

Количество часов



всего

теория

практика

1

Бережем здоровье

2

1

1

2

Я в школе и дома

10

5

5

3

Я и мое ближайшее окружение

5

3

2


Итого:

17

9

8

6 класс



Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Виды внеурочной деятельности

I

Введение “Наша школа”

4

2

3


1.1

Здоровый образ жизни и мое здоровье.

1

 1


Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение

1.2

Личная гигиена

1

 

1

Познавательная деятельность.

1.3

Физическая активность и здоровье.

1


 1

Познавательная деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность



1.4

Гигиенический режим двигательной активности.

1


1

Познавательная деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность

II

Здоровое питание

6

4

2


2.1

Питание-необходимое условие для жизни человека.

1

1

 

Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение


2.2

Здоровая пища для всей семьи.

1

1


Познавательная деятельность

2.3

Пища наших предков.

1


 1

Познавательная деятельность. Краеведческая деятельность.

2.4

Современное меню

1

1


Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

2.5

Здоровое питание. Дневной рацион школьника.

1

1

 

Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение

2.6

Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды

1


1

Познавательная деятельность.

Краеведческая деятельность.

III

Бережем здоровье

10

6

4


3.1

Домашняя аптечка

1

1

 

Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение

3.2

Мы за здоровый образ жизни.

1


 1

Познавательная деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность

3.3

Как вести себя, когда что-то болит?

1

1

 

Познавательная деятельность

3.4

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

 

1

. Познавательная деятельность.

Игровая деятельность

3.5

Как избежать искривления позвоночника.

1

 

1

Познавательная деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

3.6

Профилактика плоскостопия.

1

1


Познавательная деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность

3.7

Гигиена зрения.

1


1

Познавательная деятельность

3.8

Гигиена слуха.

1

1


Познавательная деятельность






Всего:

17

8

9
















Тематическое планирование

6 класс

п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Виды внеурочной деятельности

I

Бережем здоровье

2

1

1


1.1

Стань сильным!

1


1

Познавательная деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность

1.2

Учись учиться. Как правильно готовить уроки.

1

1


Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение

II

Я в школе и дома

10

5

5


2.1

Биоритмы у организмов.

1

1


Познавательная деятельность

2.2

Режим дня школьника

1


 1

. Познавательная деятельность

2.3

Чувства и поступки. Учимся находить причину и последствия событий

1

 

1

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение

2.4


Дружба. Кто может считаться настоящим другом?

1

 

1

Познавательная деятельность

2.5

Как дружить в школе.

1


1

Проблемно-ценностное общение

2.6

Делу время – потехе час.

1

 

1

Познавательная деятельность

2.7

Мода и школьные будни.

1

1


Познавательная деятельность. Краеведческая деятельность

2.8

Сон, гигиена сна.

1

1


Познавательная деятельность

2.9

Эмоциональное здоровье.

1

1


Познавательная деятельность

2.10

Какая бывает память. Законы памяти.

1

1


Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение

III

Я и мое ближайшее окружение.

5

3

2


3.1

Почему некоторые привычки называются вредными?

1

1

 

Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение

3.2

Что делать, если не хочется в школу. Школа и настроение.

1

 

1

Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

3.3

Интересное в мире здоровья.

1

 1


Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

3.4

Размышления об экологии.

1

1


Познавательная деятельность.

Краеведческая деятельность.

3.5

Будьте здоровы!

1


1

Познавательная деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

 

Итого:

17

9

8









Методическое обеспечение программы


Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий. Для осуществления образовательного процесса по Программе “ЗОЖ школьника” необходимы следующие принадлежности:

- спортивный инвентарь;

- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

- набор ЦОР по тематике курса.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 35 часов.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника.









Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса

  1. Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009

  2. Езушина Е.В. “Азбука правильного питания.

  3. Суслов В.Н. Этикет. . Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010

  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы ”- М.: “Вако”, 2008

  5. Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников” - Москва.:, 2007

  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000

  2. Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999

  3. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993

  4. Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998

  5. Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998

  6. Большая книга правил для воспитанных детей

  7. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992