Миронов Н.Н.
г. Железногорск
2015г.
Данная рабочая программа составлена на основе методической литературы по физической культуре. Программа рассчитана на один год по 3 часа в неделю (102 часа) для учащихся 7- х классов.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение».М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни.
Цели и задачи кружка по баскетболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства, помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в баскетбол.
– расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и основ индивидуального образа жизни;
– совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
– воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.
Учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии,конкурсы, соревнования.
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей.
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Каждое занятие является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
№ п/п | Название темы | Тип урока | Виды деятельности/Элементы содержания | Дата по плану | Дата по факту |
1. | 1 | Развитие баскетбола в России | Теор. | История зарождения баскетбола в России. Где и кем был зарожден этот вид спорта. | | |
2. | 2 | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | Теор. | Инструктаж по т/б на занятиях баскетбола, правила поведения при получение травмы. | | |
3. | | Общая и специальная физическая подготовка | | Круговая тренировка,6 станций по 6 повторений. | | |
| 3 | Единая спортивная классификация.. ОФП | Теор. ОФП | Классификация по баскетболу от юношеских разрядов до мастера спорта международного класса,10 станций по 4 круга. | | |
| 4 | Совершенствование техники передвижения при нападении. | Техн. | Правильное передвижение при нападении, постановка ног. | | |
| 5 | Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. | Техн. | Показ правильного отбора, положение ног и рук. Финт с мячом. | | |
| 6 | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контр. Интегр. | Броски на время,броски на 2 шага,штрафной бросок. 4 по 8-10мин. | | |
| 7 | Костно-мышечная система, ее строение, функции. Техника передвижения приставными шагами. | Теор. Техн. | Рассказ про правильное строение человека, полезное выполнение упр. Для организма. | | |
| 8 | Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. | Такт. | Правильное выполнение упр. С мячом и без него | | |
| 9 | Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. | Такт. Интегр. | Правильное выполнение упр. С мячом и без него.4 по 8-10мин учебная игра. | | |
| 10 | Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | Составление режима питания,6 кругов по 8 станций. | | |
| 11 | Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. | Техн. СФП | Передвижение с изменением направления и скорости. 5 кругов по 4 станции. | | |
| 12 | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Такт. | Правильный прием в зависимости,как он летит от партнера. | | |
| 13 | Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра. | Такт. Интегр. | Обучение игроков техники заслона,учебная игра 4 по 8-10 мин | | |
| 14 | Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. | Теор. Техн. | Прием мяча в различных положениях и из различных положений. | | |
| 15 | Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». | Такт. | Правильное выполнение переходов игроков в ходе движения атаки. | | |
| 16 | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. | Интегр. | Специальные упражнения по баскетболу,учебная игра 4 по 8-10 мин | | |
| 17 | Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | Правильное питание. Режим питания | | |
| 18 | Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП | Техн. СФП | Правильная передача мяча в парах. специальные физические упражнения по баскетболу. | | |
| 19 | Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. | Такт. | Выполнение заданий в парах с мячом. | | |
| 20 | Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. | Такт. | Правильное выполнение заданий прр прессинге. | | |
| 21 | Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра | Теор. Интегр. | Упражнение на восстановление. Правила судейства игры в баскетбол. Учебная игра 4 по 10мин. | | |
| 22 | Контрольные испытания. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк). СФП | Контр. Техн. СФП | Упражнения на время и точность.специальная физическая подготовка по баскетболу. | | |
| 23 | Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении. | Теор. ОФП Такт. | Общая физическая подготовка,правильное выполнение заданий в командном нападении. | | |
| 24 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. | Такт. Интегр. | Правильное применение изученного материала в игре. | | |
| 25 | Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. ОФП | Теор. Техн. ОФП | Правильное ведение мяча, общая физическая подготовка. | | |
| 26 | Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. | Техн. | Правильное выполнение броска. | | |
| 27 | Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. | Такт. Интегр. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 28 | Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП | Такт. СФП | Специальная физическая подготовка. | | |
| 29 | Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага. | Теор. ОФП Техн. | Общая физическая подготовка, правильное выполнение броска мяча. | | |
| 30 | Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. | Такт. | Правильное выполнение задания, блокировка мяча. | | |
| 31 | Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. | Такт. | Правильное выполнение финтов с мячом и без него. | | |
| 32 | Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. | Такт. Интегр. | Игра 4 по 10 мин. | | |
| 33 | Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | Режим дня, правильное питание. Общая физическая подготовка. | | |
| 34 | Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. | Техн. СФП | Правильное передвижение игроков в игре | | |
| 35 | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Такт. | Принимание решение самостоятельно в игре во время ловли мяча. | | |
| 36 | Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра. | Такт. Интегр. | Выполнение «заслона»,игра 4 по 10 мин. | | |
| 37 | Взаимодействие трех игроков - «с крестный выход». | Такт. | Правильное передвижение игроком во время выполнения задания. | | |
| 38 | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. | Интегр. | Выполнение упражнений на разные группы мышц, учебная игра 4 по 10 мин. | | |
4. | | Основы техники и тактики игры | | | | |
| 39 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | Такт. Интегр. | | | |
| 40 | Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. | Теор. ОФП Техн. | Общая физическая подготовка,правильное выполнение передачи мяча. | | |
| 41 | Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. | Техн. Интегр. | Правильное передвижение игроков во время учебной игры, 4 по 10 мин. | | |
| 42 | Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | Такт. СФП | Правильное принятие решения во время защиты кольца против двух игроков, специальная физическая подготовка. | | |
| 43 | Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. | Теор. Техн. | Правильное распределение нагрузки во время тренировки. | | |
| 44 | Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Такт. | Правильное выполнение ранее изученного материала. | | |
| 45 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | Повторение технических и тактических приемов игры. | | |
| 46 | Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | Такт. Интегр. | Правильное выполнение защиты, учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 47 | Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. | Теор. ОФП Техн. | Общая физическая подготовка, правильное выполнение броска мяча в кольцо. | | |
| 48 | Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. | Такт. | Правильное выполнение техники защиты. | | |
| 49 | Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. | Такт. Интегр. | Тактика прорыва, учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 50 | Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. | Теор. СФП Техн. | Специальная физическая подготовка, психологическая подготовка игроков. | | |
| 51 | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контр. Интегр. | Учебная игра 4 по 10мин. | | |
| 52 | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | | Правила судейства, учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 53 | Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. | Такт. | Тактика нападения. | | |
| 54 | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Интегр. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 55 | Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП | Техн. ОФП | Общая физическая подготовка, круговая тренировка. | | |
| 56 | Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | Теор. СФП Техн. | Тактика передачи мяча в парах. | | |
| 57 | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Такт. | Тактика командных действий. | | |
| 58 | Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. | Теор. ОФП Техн. | Тактика подготовки спортсмена, общая физическая подготовка. | | |
| 59 | Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | Техн. Интегр | Техника броска мяча в кольцо. | | |
| 60 | Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Теор. Интегр. | Технически правильное выполнение передач мяча в парах. | | |
| 61 | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | Техн. | Правильное положения игрока во время пердвижения. | | |
| 62 | Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП | Такт. СФП | Специальная физическая подготовка, тактика противодействия трех игроков. | | |
| 63 | Сущность и назначение планирования и его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами. | Теор. Интегр. Техн. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 64 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | Тактика ловли, передачи, ведения, бросков мяча. | | |
| 65 | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Интегр. | Упражнения на все группы мыщц. | | |
| 66 | 63 Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). | Интегр. | Тактика действий во время игры. | | | |
| 67 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | Такт. Интегр. | Выполнение приемов игры. | | |
| 68 | Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. | Теор. ОФП Техн. | Тактика передачи мяча. | | |
| 69 | Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. | Техн. Интегр. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 70 | Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | Такт. СФП | Тактика защиты кольца против двух игроков в защите. | | |
| 71 | Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. | Теор. Техн. | Техника ведения мяча. | | |
| 72 | Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Такт. | Правильное применение стойки игрока во время игры. | | |
| 73 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | Правильное выполнение технических и тактических действий. | | |
| 74 | Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | Такт. Интегр. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 75 | Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. | Теор. ОФП Техн. | Общая физическая подготовка, круговая тренировка. | | |
| 76 | Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. | Такт. Интегр. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 77 | Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП | Техн. ОФП | Техника ведения мяча поочередно руками. | | |
| 78 | Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | Теор. СФП Техн. | Техника передачи мяча двумя руками от пола. | | |
| 79 | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Такт. | Правильный выбор и применение действий во время игры. | | |
| 80 | Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. | Теор. ОФП Техн. | Правильное чередование технически приемов игры. | | |
| 81 | Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | Техн. Интегр | Учебная ига 4 по 10 мин. | | |
| 82 | Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Теор. Интегр. | Техника выполнения передачи мяча в парах. | | |
| 83 | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | Техн. | Правильное перемещение игрока во время игры. | | |
| 84 | Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП | Такт. СФП | Специальная физическая подготовка. | | |
5. | | Контрольные игры и соревнования | | | | |
| 85 | Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра. | Теор. Интегр. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 86 | Совершенствование техники ведения мяча. | Техн. | Ведение мяча различными способами. | | |
| 87 | Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. | Теор. ОФП | Общая физическая подготовка. | | |
| 88 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | Правила судейства игры в баскетбол. | | |
| 89 | Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. | Теор. ОФП | Общая физическая подготовка. | | |
| 90 | Совершенствование техники ведения мяча. | Техн. | Ведение мяча различными способами. | | |
| 91 | Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП | Такт. СФП | Специальная физическая подготовка. | | |
| 92 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 93 | Совершенствование техники ведения мяча. | Техн. | Ведение мяча различными способами. | | |
| 94 | Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. | Теор. ОФП | Общая физическая подготовка. | | |
6. | | Тестирование | | | | |
| 95 | История развития баскетбола. Контрольные испытания. | Теор. Контр. | История баскетбола. | | |
| 96 | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | Теор. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | |
| 97 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техн. | Правильное положение рук во время передачи и приема мяча. | | |
| 98 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | Повторение упражнений. | | |
| 99-100 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | Повторение упражнений специальной физической подготовки. | | |
| 101 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техн. | Правильное выполнение приема и передачи мяча. | | |
| 102 | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | Техн. | Учебная игра 4 по 10 мин. | | | | 1 |
1. Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И Лях
2. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.
3. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.
4. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.
5. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.
6. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.
7 . Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.
8. «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
9. «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
10. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
11. «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
12. «Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
13. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
15.«Физическая культура »Н.В.РешетниковЮ.Л.КислицынР.Л.ПалтикевичГ.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008