РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Германия. Страна и люди»
общеинтеллектуальное
(Направление внеурочной деятельности)
Лето 2020 г.
(срок реализации программы)
7 класс
(возраст обучающихся (классы))
Фахрутдинова Г.Д.,
учитель немецкого языка,
высшая категория
(Ф.И.О. учителя, составителя)
2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по немецкому языку «Германия. Страна и люди» для обучающихся 7 класса составлена на основе: «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения); авторской программы: Рабочие программы. Немецкий язык. Предметная линия учебников И.Л. Бим Л.В. Садомова 5 - 9 классы ФГОС Просвещение – М. 2011; Методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Иностранный язык» в 2015 – 2016 учебном году
Раcширение международных связей нашего государства в различных сферах жизнедеятельности повышает роль владения иностранными языками, оcнова которых закладывается в общеобразовательной школе.
Программа содержит 8 уроков (2 урока в неделю).
Цель – -содействие интеллектуальному, духовному и физическому развитию личности школьника, становлению и проявлению его индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самого себя и окружающей действительности; развитие артистических способностей- Материал, который содержится в программе, направлен на развитие и поддержание интереса к истории, культуре, литературе, обычаям, фольклору Германии, к самому немецкому языку и стремлению изучать его дальше.
Цели реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Германия. Страна и люди»:
- создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по курсу внеурочной деятельности «Германия. Страна и люди». Продолжить культуроведческое обогащение за счет сведений о стране изучаемого языка;
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции;
- формирование у обучающихся познавательного интереса и творческой активности в изучении немецкого языка;
- знакомство с иcторией Германии;
- приобщение к культуре немецкого народа;
- совершенствование коммуникативных компетенций учащихся в иноязычном общении.
Основные задачи:
- знакомить учащихся с вариативностью и разнообразием культур стран изучаемого языка;
- вовлекать обучающихся через участие в работе над проектами в диалог культур;
- стимулировать самостоятельную работу учащихся, обеспечить уровень усвоения реалий, национально-специфической информации;
- интегрировать знания с другими науками;
- способствовать развитию творческих cпособностей обучающихся;
- помогать обучающимся в подготовке и проведении внеклассных мероприятий на немецком языке.
- при работе со знаками и символами культур развивать способности к догадке, сравнению, сопоставлению, к формированию выводов из полученной информации.
Данный курс рассчитан на 8 учебных часов и состоит из 8 тем. По окончанию изучения каждой темы, ученик выбирает тему проекта и форму его защиты. Работа учащихся в ходе изучения курса оценивается с учетом их активности, качества подготовленных сообщений и выступлений, докладов и творческих проектов.
2. Общая характеристика программы по немецкому языку.
Рабочая программа «Германия. Страна и люди» способствует развитию социокультурных знаний и умений. Она помогает удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и интересы обучающихся, а также воспитывает толерантное отношение к необычным проявлениям культур стран изучаемого языка, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка.
Одним из факторов повышения результативности обучения и качества усвоения учащимися знаний по немецкому языку является использование современных и эффективных приёмов и методов, активных форм деятельности. Сюда отноcится и внеклассная работа по предмету, одной из форм которой является организация внеурочной деятельности. Добровольноcть участия, разнообразие видов деятельности делает такую внеурочную форму привлекательной и полезной.
Немецкий язык служит средством получения новой интересной информации, средством общения. Ученик включается учителем в деятельность, стимулирующую его активность, самостоятельность и способность к творчеству. Содержание программы развивает интереc к овладению немецким языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самоcтоятельную работу над языком, знакомит учащихся с наиболее известными городами Германии, с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, национальными праздниками.
Создание нестандартной обстановки, яркая наглядность поможет сделать оcвоение языка более успешным, будет способствовать развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии и любознательности, желанию сотрудничать. Творческие проекты предоставят обучающимся возможность общаться и выражать себя; видеть конкретный результат своих достижений и прогресс в овладении языком.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Программа «Германия. Страна и люди» предусматривает разучивание пословиц и поговорок, чтение текстов и сказок на немецком языке, знакомство с достопримечательностями городов, с праздниками, нравами и обычаями Германии, разработку творческих индивидуальных и групповых проектов, в том числе с использованием ИКТ.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что немецкие слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки- артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Новизна программы заключается в приобретении навыков дистанционной работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на немецком языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Изучение школьниками немецкого языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Направленность: интеллектуально-познавательная
I. Познавательный аспект:
- познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,
- наблюдаемые в родном и иностранном языках;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой; - развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по немецкому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций ценностей и норм собственной, выявлять сходства и различия и проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий.
Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.
Данная программа способствует развитию социокультурных знаний и умений. Он помогает удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и интересы обучающихся, а также воспитывает толерантное отношение к необычным проявлениям культур стран изучаемого языка, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка.
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам
освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
личностные.
метапредметные;
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 6 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
самосовершенствование в образовательной области “Иностранный язык”;
осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры;
расширение лексического запаса;
Метапредметные результаты:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми, выполняя разные социальные роли;
формирование осознанного и уважительного к другому человеку, его мнению, культуре, истории, традициям.
Содержание программы
Программа состоит из восьми тем, каждая из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
1.Знакомство с Германией. Заочное путешествие по Германии-овладение навыками смыслового чтения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, проектная работа «Моё знакомство с Германией»
2. Викторина «Знаешь ли ты Германию?»
Что мы знаем о Германии? – закрепление аутентичных знаний посредством проведения страноведческих викторин, чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей. Запоминают необходимые для речевого общения фразы.
3. Письма немецких солдат с Восточного фронта.
22 июня в нашей стране – сакральный, священный день. Начало Великой войны – это начало пути к великой Победе. Более массового подвига история не знает. Но и более кровавого, дорогого по своей цене – возможно, тоже. Вместе с тем, рядом с бесчеловечностью торжествовали воинская выучка, отвага и самопожертвование, благодаря которым исход битвы народов был предрешен в самые первые ее часы. Об этом говорят фрагменты писем и донесений солдат и офицеров германских вооруженных сил с Восточного фронта.
4. Школьный обмен (с использованием бытового немецкого языка)-творчество детей бытовой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
- составление рассказа о себе - чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей. Презентуют индивидуальный продукт всему классу
- проектная работа по теме «Моя семья» - чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей. Выступают перед всем классом, отвечают на вопросы
-презентации участников школьного обмена – обсуждение работ учащихся.
5. Творчество немецких поэтов: И.В. Гёте, Г.Гейне, Ф.Шиллер.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 7 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика.
6. Мифы и легенды немецкого народа (общий обзор) – познакомить учащихся и представить им аутентичный материал с использованием презентаций о мифах и легендах немецкого народа.
7. «В мире сказки». Легенда «Крысолов из Гамельна».
Сказка – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на немецком языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
8.Праздники немецкого народа.
На данном этапе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов.Как средство активизации и мотивации познавательной активности школьников на уроках немецкого языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности
Нравы и обычаи немцев - чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей. Запоминают необходимые для речевого общения фразы.
Традиции страны изучаемого языка - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Обучающиеся делятся на группы, с помощью учителя распределяют роли, проводят «мозговой штурм»
Песенки, рифмовки, считалки по теме «Я учу немецкий» - активное средство информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Запоминают необходимые для речевого общения фразы.
Фразы и жесты приветствия - навыки аудирования, формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке. Просматривают обучающий видеофильм и презентацию, учат лексические единицы
Фразы и жесты прощания- активное средство информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Обучающиеся делятся на группы, с помощью учителя распределяют роли, проводят «мозговой штурм»
Разучивание песен, музыкальные игры - навыки аудирования, формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке. Выступают перед всем классом, отвечают на вопросы
- праздники немецкого народа. Национальные традиции празднования Рождества в Германии и России, национальные традиции празднования Нового года в Германии и России, Пасха в Германии
Чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей
Тренируют употребление лексики
Просматривают обучающий видеофильм и презентацию, учат лексические единицы.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-иллюстративный материал:
-слайды, презентации по темам;
-видеоматериалы по темам;
-аудиоматериалы по темам;
-иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
-наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
-натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам;
Материалы по результатам освоения программы:
-перечень творческих достижений;
-видеозаписи итоговых постановок;
-фотографии и аудиозаписи мероприятий
Материально-техническое обеспечение:
-персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран.
Свободные Интернет-ресурсы:
htt:// shool- collekction.edu.ru
http://www.lernspiele.at/ lese2000
http://www.lesen.zdf.de
http://www.deutschesprache.ru
studygerman.ru Тесты по немецкому языку online, игры online.
[email protected]
Характеристика деятельности обучающихся
Создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
Формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях подготовки к инсценировке:
- знакомство обучающихся с вариативностью и разнообразием культур страны изучаемого языка;
- знакомство обучающихся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- формирование коммуникативной компетенции учащихся на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении; - стимулирование самостоятельной работы учащихся, обеспечение уровня усвоения реалий, национально-специфической информации;
- развитие общеучебных умений и формирование умений: найти решение проблемы, излагать свою мысль, вести дискуссию;
- вовлечение обучающихся через участие в работе над проектами в диалог культур.
Предполагаемая результативность курса:
- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
– приобретение опыта самостоятельного социального действия; выход за пределы аудитории (участие в планируемых школой делах и мероприятиях: участие обучающихся в конкурсах и викторинах, предметной олимпиаде, конкурсе на лучшую презентацию о Германии и немецких городах, выход в Интернет).