Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Южно-Сахалинский педагогический колледж
«Утверждаю» Директор МАОУ НОШ № 7 г. Южно-Сахалинск ________________ И.Н. Герасимович ____ ____________ 201__ г. |
программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Родной очаг»
срок реализации: 3-4 четверть
возраст учащихся: 9-10 лет
Погребнюк Александра Павловна, студентка
Южно-Сахалинск
2016 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родной очаг» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на формирование семейной культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Актуальность воспитания семейной культуры младших школьников определяется значимостью института семьи для культурного сохранения и развития общества, а также ее первостепенной ролью в развитии личности гражданина.
Социологические исследования последних лет показывают, что масштаб духовно-нравственного кризиса российского общества, особенно подрастающего поколения, достиг критической черты. В современных условиях рыночных отношений в России налицо утрата ориентации подрастающего поколения на развитие их внутреннего мира, при этом констатируется факт частичной утраты семьей воспитательных функций, способствующих духовно-нравственному формированию личности.
Негативная трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.
Многие исследователи отмечают, что важно в младшем школьном возрасте представлять, что такое семья и ее ценность, т.к. акценты представлений о семье могут быть смещены, и формируется не правильное или не полное представление о семье, семейных ценностях. Для развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире, важны именно правильные представления о семье.
Новизна данной программы заключается в организации целенаправленной работы по формированию семейной культуры младших школьников в соответствии с ФГОС НОО во внеурочной деятельности.
Цель программы: формирование семейной культуры младших школьников.
Задачи программы
1. Формирование у обучающихся:
отношения к семье как основе российского общества;
уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним.
2. Знакомство обучающихся с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.
3. Духовно-нравственное развитие обучающихся, через знакомство с традиционными ценностями и духовными идеалами своего народа.
Нормативно-правовая основа программы:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М.);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО)
Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года от 16.05.2013 г.
Принципы программы:
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком положительных примеров семьи с целью их полного понимания.
Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех детей к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение нравственных категорий и ценностей, формированию положительной мотивации к духовно-нравственному развитию.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Формирование нравственной основы поведения: человек живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать личные интересы и ценности, цели со своими общественными. Участие в жизни коллектива является мощным воспитательным средством.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности, основывается на осознанном выборе и интересе к истории России, своей семьи, заботе и уважении к близким.
Личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые формируются в ходе освоения программы:
Предметных результатов:
первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;
элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях своего народа.
Личностные универсальные учебные действия:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
В результате реализации программы учащийся должен знать:
первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;
элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях своего народа.
Таким образом, достигается основная цель воспитательной работы по программе – формирование семейной культуры младших школьников.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет, срок реализации 3-4 четверть учебного года.
Общая продолжительность обучения составляет 19 часов.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной, фронтальной.
Организационные формы: тематические классные часы, игры-упражнения, дискуссии.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 40-45 минут в 3 классе. Всего 19 часов.
Количество учащихся в группе - 25 человек.
Содержание курса внеурочной деятельности «Родной очаг»
Тема 1. Моя семья – мама, папа, я...
На этом занятии учащиеся в форме ресурсного курга участвуют в беседе на тему «Семья»
Презентация программы учащимся.
Основные понятия: семья.
Формы занятий: фронтальная, ресурсный круг.
Формы работы на занятии: ресурсный круг, фронтальная.
Методы:
эвристическая беседа, этическая беседа, метод проблемного диалога.
Тема 2. Семья на Руси. Детство Сергия Радонежского.
Русские семьи: состав, быт, традиции. Примеры русской семьи из жизни преп. Сергия Радонежского.
Основные понятия: семья, традиция.
Формы занятий: фронтальная
Формы работы на занятии: фронтальная, беседа с классом.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, убеждение, поощрение;
наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.
Тема 3. Мой род. Генеалогическое древо моей семьи.
Что такое «род», «родословная»? Кто такие «предки»? Что такое «поколение»? Что такое «семья»? Что такое «генеалогическое древо» и как его составить?
Основные понятия: род, родословная, предки, поколение, семья, генеалогическое древо.
Формы занятий: групповая.
Формы работы на занятии: беседа с классом, практическая работа в группах.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, убеждение.
наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.
Тема 4. Презентация семейных историй.
Защита презентаций (дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек).
Основные понятия: семья
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: индивидуальная работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: показ педагогом приемов исполнения.
Тема 5. Семейная фамилия.
Стихотворение «фамилии бродят по свету». История возникновения фамилии. Фамильная игротека.
Основные понятия: фамилия
Формы занятий: фронтальная
Формы работы на занятии: беседа с классом, игровая.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, убеждение
наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.
Тема 6. «Мамин портрет».
Легенда о матери. Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Мама моей мамы. Портреты мам.
Основные понятия: мама, сопереживание, забота, ответственность.
Формы занятий: фронтальная.
Формы работы на занятии: беседа с классом.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: плакат «Мы с мамой похожи как две капельки воды»
Тема 7. «Папа может все, что угодно».
Стихотворения о папах. Художественное творчество «Папин портрет».
Основные понятия: отец, отчество, Отечество, Отчизна.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: индивидуальная.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.
практические: Рисуем «Папин портрет»
Тема 8. Почитание родителей.
Стихотворение «Семья». Семья будет счастливой если…Что значит почитание родителей?
Основные понятия: семья, родители.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: беседа с классом.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.
Тема 9. «Послушание – ум ребенка»
Инсценированние сказки «Гуси-лебеди». Что обозначает слово «послушание». Притча об отце и сыне.
Формы занятий: фронтальная
Формы работы на занятии: практическая работа в группах, беседа с классом.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: применение мультимедийной презентации.
Тема 10. «Дом наш держится на них»
Дети зачитываю сочинения любимая бабушка, любимый дедушка которые подготовили заранее. Ученики разыгрывают сценку «Бабушка и внучка». Выставка фотографий.
Основные понятия: бабушка, дедушка, внуки.
Формы занятий: фронтальная
Формы работы на занятии: беседа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, рефлексия.
наглядные: применение мультимедийной презентации.
Тема 11. Мои лучшие друзья – брат и сестра (тест).
Рассказы детей о своих братьях и сестер. Фотовыставка «Мой брат и сестра».
Работа над притчей «Дружные ребята».
Основные понятия: брат, сестра.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: коллективная работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: выставка фотографий, применение мультимедийной презентации.
Тема 12. Традиции семьи (пример из истории).
Традиции в русских семьях: примеры из истории.
Основные понятия: семья, традиции.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: коллективная работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: выставка фотографий.
Тема 13. «Традиции моей семьи».
Рассказ «Наши семейные традиции». Оформление выставки «Моя семья».
Основные понятия: семья, традиции.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: коллективная работа, индивидуальная.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: применение мультимедийной презентации.
Тема 14. Честь семьи.
Поведение члена семьи как основа чести семьи, ее репутации в обществе, ее наследие. Примеры подвигов в истории российских семей и преступлений.
Основные понятия: честь, честь семьи.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: коллективная работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: фотогазета.
Тема 15. Творческая мастерская – «Письмо моей семье».
Дети изготавливают под руководством учителя поделку «Письмо моей семье», в котором пишут пожелания себе, своим родным и близким.
Основные понятия: семья.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: индивидуальная.
Методы:
Тема 16. Моя семья – мои чувства.
Организация фотовыставки «В кругу семьи». Дети приносят из дома готовые фотографии или специально для выставки и оформляют их. Проводится торжественное открытие выставки и презентация фотографий каждым участником.
Основные понятия: семья, чувства, родители.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: индивидуальная.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: фотовыставка.
Тема 17. Мои домашние обязанности.
Спискок своих обязанностей в семье. Примеры обязанностей, которое нужно должны выполнять самостоятельно. Дебаты на тему «Мои обязанности».
Основные понятия: семья, обязанности, трудолюбие.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная.
Формы работы на занятии: коллективная работа, фронтальная, работа в группах.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: применение мультимедийной презентации.
Тема 18. Итоговое занятие. Открытое мероприятие «Моя семья – мама, папа, я…»
Мероприятие проводится с участием родителей. Каждая семья презентует себя. Затем вместе участвуют в конкурсах: Конкурс «Узнай меня по рисунку». Конкурс «Волшебный зонт». Конкурс «Рифмы». Подводятся итоги и проводится торжественное награждение с общей фотографией.
Основные понятия: дружба, взаимопонимание, любовь, взаимопомощь.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: коллективная работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: применение мультимедийной презентации.
Тема 19. Диагностика результатов реализации программы.
Тестирование учащихся по методике «Ценностные выборы»
(авторы О.М. Потаповская, к. п. н., научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, Я. С. Мигдисов методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы). Беседа (в чем богатство семьи?)
Основные понятия: дружба, мудрость, Родина, семья, добро.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная
Формы работы на занятии: индивидуальная, фронтальная.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, убеждение
наглядные: показ педагогом приемов исполнения
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Родной очаг»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Моя семья – мама, папа, я... | 1 |
2 | Семья на Руси. Детство Сергия Радонежского | 1 |
3 | Мой род. Генеалогическое древо моей семьи. | 1 |
4 | Презентация семейных историй. | 1 |
5 | Семейная фамилия. | 1 |
6 | «Мамин потрет». | 1 |
7 | «Папа может все, что угодно». | 1 |
8 | Почитание родителей | 1 |
9 | «Послушание – ум ребенка». | 1 |
10 | Дом наш держится на них» | 1 |
11 | Мои лучшие друзья - брат и сестра (тест). | 1 |
12 | Традиции семьи (пример из истории) | 1 |
13 | Традиции моей семьи | 1 |
14 | Честь семьи. | 1 |
15 | Творческая мастерская – письмо моей семье. | 1 |
16 | Моя семья – мои чувства. | 1 |
17 | Мои домашние обязанности | 1 |
18 | Итоговое занятие. Открытое мероприятие «Моя семья – мама, папа, я…». | 1 |
19 | Диагностика результатов реализации программы. | 1 |
Итого | 19 |