СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родной очаг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родной очаг» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на формирование семейной культуры у учащихся младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родной очаг»»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Южно-Сахалинский педагогический колледж




«Утверждаю»

Директор МАОУ НОШ № 7

г. Южно-Сахалинск

________________ И.Н. Герасимович

____ ____________ 201__ г.







программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Родной очаг»

срок реализации: 3-4 четверть

возраст учащихся: 9-10 лет




Погребнюк Александра Павловна, студентка








Южно-Сахалинск

2016 г.

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родной очаг» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на формирование семейной культуры у учащихся младшего школьного возраста.

Актуальность воспитания семейной культуры младших школьников определяется значимостью института семьи для культурного сохранения и развития общества, а также ее первостепенной ролью в развитии личности гражданина.

Социологические исследования последних лет показывают, что масштаб духовно-нравственного кризиса российского общества, особенно подрастающего поколения, достиг критической черты. В современных условиях рыночных отношений в России налицо утрата ориентации подрастающего поколения на развитие их внутреннего мира, при этом констатируется факт частичной утраты семьей воспитательных функций, способствующих духовно-нравственному формированию личности.

Негативная трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Многие исследователи отмечают, что важно в младшем школьном возрасте представлять, что такое семья и ее ценность, т.к. акценты представлений о семье могут быть смещены, и формируется не правильное или не полное представление о семье, семейных ценностях. Для развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире, важны именно правильные представления о семье.

Новизна данной программы заключается в организации целенаправленной работы по формированию семейной культуры младших школьников в соответствии с ФГОС НОО во внеурочной деятельности.

Цель программы: формирование семейной культуры младших школьников.

Задачи программы

1. Формирование у обучающихся:

  • отношения к семье как основе российского общества;

  • уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним.

2. Знакомство обучающихся с культурно ­ историческими и этническими традициями российской семьи.

3. Духовно-нравственное развитие обучающихся, через знакомство с традиционными ценностями и духовными идеалами своего народа.

Нормативно-правовая основа программы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М.);

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО)

  • Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года от 16.05.2013 г.

Принципы программы:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

  2. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком положительных примеров семьи с целью их полного понимания.

  3. Принцип творческого саморазвития реализуется посредством по­буждения всех детей к самовоспитанию, саморазвитию, самосовер­шенствованию.

  4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение нравственных категорий и ценностей, формированию положительной мотивации к духовно-нравственному развитию.

  5. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Формирование нравственной основы поведения: человек живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать личные интересы и ценности, цели со своими общественными. Участие в жизни коллектива является мощным воспитательным средством.

  6. Принцип сознательности, активности и самостоятельности, основывается на осознанном выборе и интересе к истории России, своей семьи, заботе и уважении к близким.

Личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые формируются в ходе освоения программы:

Предметных результатов:

  • первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;

  • знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;

  • представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

  • знание истории, ценностей и традиций своей семьи;

  • уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;

  • элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях своего народа.

Личностные универсальные учебные действия:

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

В результате реализации программы учащийся должен знать:

  • первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;

  • знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;

  • представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

  • знание истории, ценностей и традиций своей семьи;

  • уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;

  • элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях своего народа.

Таким образом, достигается основная цель воспитательной работы по программе – формирование семейной культуры младших школьников.

Программа рассчитана на детей 9-10 лет, срок реализации 3-4 четверть учебного года.

Общая продолжительность обучения составляет 19 часов.

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной, фронтальной.

Организационные формы: тематические классные часы, игры-упражнения, дискуссии.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 40-45 минут в 3 классе. Всего 19 часов.

Количество учащихся в группе - 25 человек.



Содержание курса внеурочной деятельности «Родной очаг»

Тема 1. Моя семья – мама, папа, я...

На этом занятии учащиеся в форме ресурсного курга участвуют в беседе на тему «Семья»

Презентация программы учащимся.

Основные понятия: семья.

Формы занятий: фронтальная, ресурсный круг.

Формы работы на занятии: ресурсный круг, фронтальная.

Методы:

  • эвристическая беседа, этическая беседа, метод проблемного диалога.

Тема 2. Семья на Руси. Детство Сергия Радонежского.

Русские семьи: состав, быт, традиции. Примеры русской семьи из жизни преп. Сергия Радонежского.

Основные понятия: семья, традиция.

Формы занятий: фронтальная

Формы работы на занятии: фронтальная, беседа с классом.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение, убеждение, поощрение;

  • наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.

Тема 3. Мой род. Генеалогическое древо моей семьи.

Что такое «род», «родословная»? Кто такие «предки»? Что такое «поколение»? Что такое «семья»? Что такое «генеалогическое древо» и как его составить?

Основные понятия: род, родословная, предки, поколение, семья, генеалогическое древо.

Формы занятий: групповая.

Формы работы на занятии: беседа с классом, практическая работа в группах.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение, убеждение.

  • наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.

Тема 4. Презентация семейных историй.

Защита презентаций (дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек).

Основные понятия: семья

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: индивидуальная работа.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение.

  • наглядные: показ педагогом приемов исполнения.

Тема 5. Семейная фамилия.

Стихотворение «фамилии бродят по свету». История возникновения фамилии. Фамильная игротека.

Основные понятия: фамилия

Формы занятий: фронтальная

Формы работы на занятии: беседа с классом, игровая.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение, убеждение

  • наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.

Тема 6. «Мамин портрет».

Легенда о матери. Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Мама моей мамы. Портреты мам.

Основные понятия: мама, сопереживание, забота, ответственность.

Формы занятий: фронтальная.

Формы работы на занятии: беседа с классом.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение.

  • наглядные: плакат «Мы с мамой похожи как две капельки воды»

Тема 7. «Папа может все, что угодно».

Стихотворения о папах. Художественное творчество «Папин портрет».

Основные понятия: отец, отчество, Отечество, Отчизна.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: индивидуальная.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение.

  • наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.

  • практические: Рисуем «Папин портрет»

Тема 8. Почитание родителей.

Стихотворение «Семья». Семья будет счастливой если…Что значит почитание родителей?

Основные понятия: семья, родители.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: беседа с классом.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.

Тема 9. «Послушание – ум ребенка»

Инсценированние сказки «Гуси-лебеди». Что обозначает слово «послушание». Притча об отце и сыне.

Формы занятий: фронтальная

Формы работы на занятии: практическая работа в группах, беседа с классом.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение.

  • наглядные: применение мультимедийной презентации.

Тема 10. «Дом наш держится на них»

Дети зачитываю сочинения любимая бабушка, любимый дедушка которые подготовили заранее. Ученики разыгрывают сценку «Бабушка и внучка». Выставка фотографий.

Основные понятия: бабушка, дедушка, внуки.

Формы занятий: фронтальная

Формы работы на занятии: беседа.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение, рефлексия.

  • наглядные: применение мультимедийной презентации.

Тема 11. Мои лучшие друзья – брат и сестра (тест).

Рассказы детей о своих братьях и сестер. Фотовыставка «Мой брат и сестра».

Работа над притчей «Дружные ребята».

Основные понятия: брат, сестра.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: коллективная работа.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение.

  • наглядные: выставка фотографий, применение мультимедийной презентации.

Тема 12. Традиции семьи (пример из истории).

Традиции в русских семьях: примеры из истории.

Основные понятия: семья, традиции.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: коллективная работа.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: выставка фотографий.

Тема 13. «Традиции моей семьи».

Рассказ «Наши семейные традиции». Оформление выставки «Моя семья».

Основные понятия: семья, традиции.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: коллективная работа, индивидуальная.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: применение мультимедийной презентации.

Тема 14. Честь семьи.

Поведение члена семьи как основа чести семьи, ее репутации в обществе, ее наследие. Примеры подвигов в истории российских семей и преступлений.

Основные понятия: честь, честь семьи.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: коллективная работа.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: фотогазета.

Тема 15. Творческая мастерская – «Письмо моей семье».

Дети изготавливают под руководством учителя поделку «Письмо моей семье», в котором пишут пожелания себе, своим родным и близким.

Основные понятия: семья.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: индивидуальная.

Методы:

  • словесные: объяснение

  • наглядные: применение мультимедийной презентации.

Тема 16. Моя семья – мои чувства.

Организация фотовыставки «В кругу семьи». Дети приносят из дома готовые фотографии или специально для выставки и оформляют их. Проводится торжественное открытие выставки и презентация фотографий каждым участником.

Основные понятия: семья, чувства, родители.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: индивидуальная.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: фотовыставка.

Тема 17. Мои домашние обязанности.

Спискок своих обязанностей в семье. Примеры обязанностей, которое нужно должны выполнять самостоятельно. Дебаты на тему «Мои обязанности».

Основные понятия: семья, обязанности, трудолюбие.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная.

Формы работы на занятии: коллективная работа, фронтальная, работа в группах.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: применение мультимедийной презентации.

Тема 18. Итоговое занятие. Открытое мероприятие «Моя семья – мама, папа, я…»

Мероприятие проводится с участием родителей. Каждая семья презентует себя. Затем вместе участвуют в конкурсах: Конкурс «Узнай меня по рисунку». Конкурс «Волшебный зонт». Конкурс «Рифмы». Подводятся итоги и проводится торжественное награждение с общей фотографией.

Основные понятия: дружба, взаимопонимание, любовь, взаимопомощь.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: коллективная работа.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: применение мультимедийной презентации.

Тема 19. Диагностика результатов реализации программы.

Тестирование учащихся по методике «Ценностные выборы»

(авторы О.М. Потаповская, к. п. н., научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, Я. С. Мигдисов методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы). Беседа (в чем богатство семьи?)

Основные понятия: дружба, мудрость, Родина, семья, добро.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная

Формы работы на занятии: индивидуальная, фронтальная.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение, убеждение

  • наглядные: показ педагогом приемов исполнения



  1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Родной очаг»

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Моя семья – мама, папа, я...

1

2

Семья на Руси. Детство Сергия Радонежского

1

3

Мой род. Генеалогическое древо моей семьи.

1

4

Презентация семейных историй.

1

5

Семейная фамилия.

1

6

«Мамин потрет».

1

7

«Папа может все, что угодно».

1

8

Почитание родителей

1

9

«Послушание – ум ребенка».

1

10

Дом наш держится на них»

1

11

Мои лучшие друзья - брат и сестра (тест).

1

12

Традиции семьи (пример из истории)

1

13

Традиции моей семьи

1

14

Честь семьи.

1

15

Творческая мастерская – письмо моей семье.

1

16

Моя семья – мои чувства.

1

17

Мои домашние обязанности

1

18

Итоговое занятие. Открытое мероприятие «Моя семья – мама, папа, я…».

1

19

Диагностика результатов реализации программы.

1

Итого

19