Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Житнянская средняя общеобразовательная школа»
Почепского района Брянской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______ Фещенко Н.И. Протокол №_1____ от « 28 »_августа 2019г. | «Согласовано» зам. директора по УВР ___________ Охрименко Е.А.. Дата | «Утверждаю» Директор школы ___________ Будина О.Н. Приказ № от |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная химия»
для 8 класса
общеобразовательных учреждений
Направление: общеинтеллектуальное
Программу разработала
Фещенко
Наталия Ивановна
учитель химии и биологии
Житнянской СОШ
на 2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования» (с изменениями).
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Письма департамента образования и науки Брянской области от 27.04 2018 года №4118-04-О «о примерном учебном плане 5-8 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год» (В письме раскрываются: «Основные задачи внеурочной деятельности», «Организационные модели внеурочной деятельности», «Создание условий для реализации внеурочной деятельности».
Основной образовательной программы МБОУ «Житнянская СОШ».
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010
Учебного плана МБОУ «Житнянской средней общеобразовательной школы» на 2019-2020 учебный год и годового календарного графика на 2019- 2020 учебный
Программа рассчитана на 18 часа (0,5 час в неделю).
Срок реализации программы – 1 год
Результативность освоения курса
Планируемые результаты Реализация программы ориентирована на достижение трех уровней результатов.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Ученик научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге химических явлений.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.
Ученик научится:
- выполнять практические и лабораторные работы в группе,
- проводить исследования, опыты и наблюдения;, используя инструктивные карты;
- работать с реактивами и лабораторным оборудованием;
- анализировать и делать выводы из полученной информации;
- творчески подходить к решению экспериментальных задач.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Ученик научится:
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- строить понятные для партнера высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Содержание
Введение.
Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Экскурсия в химическую лабораторию.
Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации эксперимента. Методы познания: наблюдение, эксперимент, моделирование
Практическая работа: Знакомство с лабораторным оборудованием.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа: Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
Способы очистки веществ и разделения смесей. Очистка веществ от примесей. Чистые вещества в лаборатории, науке и технике.
Практическая работа: Очистка загрязненных веществ фильтрованием.
Вода. Растворы. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды. Растворы в природе и технике. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа: Приготовление растворов заданной концентрации.
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара
Простые вещества. Металлы и неметаллы. Физические свойства простых веществ. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Горение и медленное окисление. Сжигание веществ в кислороде. Кислород и воздух.
Практическая работа: Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа: Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение гидроксида меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Практическая работа. Сравнение свойств металлов.
Основные классы неорганических соединений. Состав, физические и химические свойства оксидов.
Практическая работа. Отношение оксидов к воде.
Основания. Растворимые и нерастворимые основания.
Практическая работа. Идентификация неорганических веществ.
Занимательные опыты. Практическая работа. Отработка методики проведения эксперимента на эффектных опытах (дым без огня, «сиреневый» туман, химическое «золото» и т.д.) под руководством преподавателя, обучение наблюдению, выявлению условий начала и протекания реакций, ведению записей.
Тематический план
Наименование раздела | Кол-во часов | Практические работы |
I. Введение II. Нагревательные приборы III. Вещества и смеси IV. Вода. Растворы. V.Простые вещества. Металлы и неметаллы. VI.Основные классы неорганических соединений. | 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа 1 часов 8 часов | 1 1 1 1 1 1 |
№ | Тема занятия | |
1. | Ознакомление с кабинетом химии. Изучение правил техники безопасности. | 1 |
2. | Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др. | 1 |
3. | Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием. | 1 |
4. | Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание. | 1 |
5. | Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. | 1 |
6. | Способы очистки веществ и разделение смесей | 1 |
7. | Практическая работа. Очистка загрязнённых веществ фильтрованием, выпариванием. | 1 |
8. | Вода. Растворы. Растворы в природе и технике. Приготовление растворов в быту и лаборатории. | 1 |
9. | Практическая работа. Приготовление растворов заданной концентрации. | 1 |
10. | Простые вещества – металлы и неметаллы. Физические свойства простых веществ. | 1 |
11. | Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. | 1 |
12-13. | Практическая работа: Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение гидроксида меди из меди. Хлорида цинка из цинка. | 2 |
14. | Отработка методики решения экспериментальных и расчетных задач с использованием исследовательской деятельности учащихся, умения идентифицировать вещества по их физическим и химическим свойствам. | 1 |
15. | Практическая работа. Идентификация неорганических веществ. | 1 |
16-17. | Занимательные опыты по теме: «Химия в природе». | 2 |
18. | Итоговое занятие | 1 |
| | |
| | |