СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Читательский клуб" для 8 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Читательский клуб" для 8 класса»

Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности по литературе «Читательский клуб» для 8 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательский клуб» для 8 класса составлена на основе нормативной правовой базы в области образования:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.

- Письмо ДОО Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. №85; от 25.12.2013г. №72; от 24.11.2015г. №81);


Цель работы: привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.

Задачи курса:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;

- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность в контексте понимания литературы как искусства слова;

-показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями дополнительного курса;

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.



I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, потребность в самовыражении через слово;

-освоение художественной литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

-ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

-эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира. регулятивные УУД: сформированные действия целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию;

Познавательные УУД практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией; практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций;

Коммуникативные УУД: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Предметные результаты:

-умение интерпретировать художественное произведение на основе личностного восприятия;

-осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства;

-умение переводить с языка художественного произведения на язык другого вида искусства (театр, живопись, музыка) или на язык другого словесного творчества: инсценирование, выразительное чтение, литературные викторины и игры и т. д.

-иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

-знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;

-уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;

-уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

-анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

Представленные в программе формы работы позволяют осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.





Форма занятий

Виды деятельности ученика и учителя

Использование ИКТ

Дискуссия

Отрабатывать навыки выразительного чтения, уметь передавать в исполнении нравственную оценку поступков героев, уметь вести дискуссию на заданную тему

Электронный словарь, мультимедийная презентация

Творческая лаборатория

Отрабатывать навыки выразительного чтения

Мультимедийная презентация

Написание эссе

Повторить особенности эссе как литературного жанра, познакомиться с требованиями к конкурсному эссе

Мультимедийная презентация

Литературная гостиная

Совместное с родителями и педагогами чтение художественных текстов

Мультимедийная презентация

Экскурсия

Познакомиться с работой сотрудников городской библиотеки

Создание презентации

«Заочная электронная экскурсия»

Создание проектов

Проведение тестирования родителей и учащихся, анкетирование родителей и детей, изучение читательских дневников, составление картотеки детского чтения, анализ творческих работ учащихся

Электронное оформление проектов, создание презентаций для проектов.

Урок-театр

Развивать умение составления сценария, выразительного чтения, оценивать собственное выступление и выступления своих друзей

Аудио сопровождение спектакля, презентация.

Формы контроля

Программа предусматривает следующие формы контроля: оформление портфеля читателя, презентация которого должна состоятся в ходе читательской конференции. Результатом работы «Читательского клуба» будет так же активное участие в творческих, литературных конкурсах различного уровня.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей, информационные.









 II.Содержание курса внеурочной деятельности.

«Искусство быть читателем»

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи. голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).

«В мире книг..»

Изучение и анализ произведений

В.Короленко

И.Бунин

М. Зощенко

Джек Лондон

Эдгар По

Н.Лохвицкая

Чингиз Айтматов

Герберт Уэллс

«Мгновение».

«Кавказ».

«История болезни»

«Белое безмолвие» «Любовь к жизни»

«Золотой жук»

«Тэффи»

«Ранние журавли»

«Война миров»



Краткий рассказ о жизни писателей. Знакомство с литературным направлением и жанром произведений. Анализ тематики и проблематики произведений. Сюжет, композиция, герои произведений. Анализ художественного своеобразия и языка произведений.

















III. Тематическое планирование.


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Искусство быть читателем

4


«В мире книг...»

25

2

В.Короленко «Мгновение»

3

3

И.Бунин «Кавказ»

4

4

Поэтический конкурс

1

5

«Рождественские чудеса»

1

6

М.Зощенко «История болезни»

2

7

Дж. Лондон «Любовь к жизни»

3

8

Г. Уэллс «Война миров»

2

9

Э. По «Золотой жук»

2

10

Н. Лохвицкая «Теффи»

2

11

Каким был мой ровесник в годы ВОв

2

12

Ч. Айтматов «Ранние журавли»

1

14

Читательская конференция

2

15

Экскурсия

2

16

Итоговый урок

2

17

Резервный урок

1


Итого

34




Приложение



Учебно-методическое обеспечение учащихся:

В. Короленко «Мгновение»

И. Бунин «Кавказ»

М. Зощенко «История болезни»

Джек Лондон «Белое безмолвие», «Любовь к жизни»

Эдгар По «Золотой жук»

Н. Лохвицкая «Теффи»

Ч. Айтматов «Ранние журавли»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учителя

1Максидонова Л. Г. Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2002

2 Черных О.Г. Внеклассные мероприятия 8 класс, ВАКО, 2015

ЭОР

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru

Электронные образовательные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

http://pedsovet.org

http://festival.1september.ru сетевые сообщества

Электронные библиотеки