Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности по литературе «Читательский клуб» для 8 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательский клуб» для 8 класса составлена на основе нормативной правовой базы в области образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
- Письмо ДОО Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. №85; от 25.12.2013г. №72; от 24.11.2015г. №81);
Цель работы: привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.
Задачи курса:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность в контексте понимания литературы как искусства слова;
-показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями дополнительного курса;
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, потребность в самовыражении через слово;
-освоение художественной литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
-ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
-эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира. регулятивные УУД: сформированные действия целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию;
Познавательные УУД практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией; практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций;
Коммуникативные УУД: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Предметные результаты:
-умение интерпретировать художественное произведение на основе личностного восприятия;
-осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства;
-умение переводить с языка художественного произведения на язык другого вида искусства (театр, живопись, музыка) или на язык другого словесного творчества: инсценирование, выразительное чтение, литературные викторины и игры и т. д.
-иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
-знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;
-уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;
-уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
-анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.
Представленные в программе формы работы позволяют осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Форма занятий | Виды деятельности ученика и учителя | Использование ИКТ |
Дискуссия | Отрабатывать навыки выразительного чтения, уметь передавать в исполнении нравственную оценку поступков героев, уметь вести дискуссию на заданную тему | Электронный словарь, мультимедийная презентация |
Творческая лаборатория | Отрабатывать навыки выразительного чтения | Мультимедийная презентация |
Написание эссе | Повторить особенности эссе как литературного жанра, познакомиться с требованиями к конкурсному эссе | Мультимедийная презентация |
Литературная гостиная | Совместное с родителями и педагогами чтение художественных текстов | Мультимедийная презентация |
Экскурсия | Познакомиться с работой сотрудников городской библиотеки | Создание презентации «Заочная электронная экскурсия» |
Создание проектов | Проведение тестирования родителей и учащихся, анкетирование родителей и детей, изучение читательских дневников, составление картотеки детского чтения, анализ творческих работ учащихся | Электронное оформление проектов, создание презентаций для проектов. |
Урок-театр | Развивать умение составления сценария, выразительного чтения, оценивать собственное выступление и выступления своих друзей | Аудио сопровождение спектакля, презентация. |
Формы контроля
Программа предусматривает следующие формы контроля: оформление портфеля читателя, презентация которого должна состоятся в ходе читательской конференции. Результатом работы «Читательского клуба» будет так же активное участие в творческих, литературных конкурсах различного уровня.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей, информационные.
II.Содержание курса внеурочной деятельности.
«Искусство быть читателем»
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи. голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).
«В мире книг..»
Изучение и анализ произведений
В.Короленко И.Бунин М. Зощенко Джек Лондон Эдгар По Н.Лохвицкая Чингиз Айтматов Герберт Уэллс | «Мгновение». «Кавказ». «История болезни» «Белое безмолвие» «Любовь к жизни» «Золотой жук» «Тэффи» «Ранние журавли» «Война миров» |
Краткий рассказ о жизни писателей. Знакомство с литературным направлением и жанром произведений. Анализ тематики и проблематики произведений. Сюжет, композиция, герои произведений. Анализ художественного своеобразия и языка произведений.
III. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Искусство быть читателем | 4 |
| «В мире книг...» | 25 |
2 | В.Короленко «Мгновение» | 3 |
3 | И.Бунин «Кавказ» | 4 |
4 | Поэтический конкурс | 1 |
5 | «Рождественские чудеса» | 1 |
6 | М.Зощенко «История болезни» | 2 |
7 | Дж. Лондон «Любовь к жизни» | 3 |
8 | Г. Уэллс «Война миров» | 2 |
9 | Э. По «Золотой жук» | 2 |
10 | Н. Лохвицкая «Теффи» | 2 |
11 | Каким был мой ровесник в годы ВОв | 2 |
12 | Ч. Айтматов «Ранние журавли» | 1 |
14 | Читательская конференция | 2 |
15 | Экскурсия | 2 |
16 | Итоговый урок | 2 |
17 | Резервный урок | 1 |
| Итого | 34 |
Приложение
Учебно-методическое обеспечение учащихся:
В. Короленко «Мгновение»
И. Бунин «Кавказ»
М. Зощенко «История болезни»
Джек Лондон «Белое безмолвие», «Любовь к жизни»
Эдгар По «Золотой жук»
Н. Лохвицкая «Теффи»
Ч. Айтматов «Ранние журавли»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учителя
1Максидонова Л. Г. Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2002
2 Черных О.Г. Внеклассные мероприятия 8 класс, ВАКО, 2015
ЭОР
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru
Электронные образовательные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
http://pedsovet.org
http://festival.1september.ru сетевые сообщества
Электронные библиотеки