СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Россия глазами классиков и современников»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Россия глазами классиков и современников» по направлениям: духовно-нравственное и социальное предназначена для учащихся 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Россия глазами классиков и современников»»







Рабочая программа

внеурочной деятельности


«Россия глазами классиков и современников»

по направлениям: духовно-нравственное и социальное



для обучающихся

7 класса













Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы.

1.2. Цели и задачи программы.

1.3. Учебно – методическое обеспечение программы.

2. Планируемые результаты освоения курса.

3. Содержание внеурочных занятий «Родной край глазами классиков и современников».

4. Тематический план

5. Оценочные материалы


  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников, рассчитана на обучающихся 5 класса и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Программа рассчитана на 35 ч регулярных еженедельных внеурочных (1 ч в неделю).

Курс введен образовательным учреждением в рамках духовно - нравственного и социального направлений.

1.1. Актуальность программы.

     Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с культурными, национальными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, с колыбельной, которую пела мать или бабушка; с музыкой во дворе…

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, его музыкальной культуре- значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся об искусстве своего края, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных и творческих, исполнительских способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к музыкальной культуре родного края.

Основное направление во внеурочной деятельности  - расширение знаний об искусстве родного края.

1.2. Цели и задачи программы.

 Цели
- формирование познавательной потребности в освоении культурного материала;
- формирование гармонически развитой и духовно богатой личности;

- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области музыкального, вокального искусства;

- формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.

- развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.

Задачи:

Образовательные:
- ознакомление с народными традициями Южного Урала;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные: 

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом народам, их культуре, обычаям.

Развивающие:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о культуре родного края и его людях, интереса учащихся к современной музыкальной культуре.


Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

  1. групповая работа;

  2. беседы, викторины;

  3. коллективные творческие дела;

  4. смотры-конкурсы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.

Принципы обучения:

  1. Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам духовно-нравственного воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности.

  2. Принцип доступности.

  3. Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков.

  4. Принцип наглядности.

  5. Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения.

  6. Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.


    1. Учебно-методическое обеспечение программы.

Программа составлена на основе нескольких источников:

  1. Науменко Т.И. Музыка. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 144с.

  2. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 160 с.

  3. Владимир Волков, Степан Булдаков. Говорят, что красива Карелия, да уральская лучше земля...- Челябинск, 2011.

  4. Песенник. 20 лучших песен Степана Булдакова, Владимира Волкова – Челябинск, 2006.

  5. http://chel-portal.ru/?site=encyclopedia - Энциклопедия Челябинской области;

  6. http://www.book-chel.ru - Энциклопедия Челябинск;

  7. http://www.kraeved74.ru/pages.html - Библиотека Краеведческого портала Челябинской области;

  8. http://www.chelmuseum.ru/nauka/nashi-izdaniya/ - Издания Челябинского областного краеведческого музея.


  1. Планируемые результаты освоения курса

Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

- познание мира через образы и формы музыкального искусства;

- формирование музыкального вкуса;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- умение объективно оценивать собственную творческую деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;

- умение вы­ражать свое отношение, давать эстетическую оценкумузыкальным произведениям.

Метапредметные результаты:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении поисковых, практических творческих работ;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками;

- умение работать индивидуально и в группе;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- решать творческие задачи с опорой на знания о певческих голосах, тембрах, ритме, правилах композиции, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Познавательные УУД:

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в исполнительском музыкальном творчестве;

- развивать музыкальный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов музыкального искусства;

- развивать фантазию, воображение, интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям музыкального искусства.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты:

- знать основные жанры и виды произведений музыкального искусства;

- знать народные праздники Южного Урала;



Модуль «Россия глазами классиков» (35 часов)


  1. Содержание внеурочных занятий

1. Национальная музыка в современной обработке (12 часов):

Русская музыка с древнейших времен по 18 век.(2 ч.)

М. И. Глинка. (2 ч.)

Краткий обзор творчества.

Опера «Иван Сусанин».(2 ч.)

Произведения для оркестра. Романсы и песни.

Даргомыжский А.С.(2 ч.)

Краткий обзор творчества. Романсы, песни, опера «Русалка».

М. П. Мусоргский.(2 ч.)

Краткий обзор творчества. Песни. Опера «Борис Годунов».

Н. А. Римский – Корсаков.(2 ч.)

Краткий обзор творчества Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шахерезада».

2. Национальные праздники (22часов)

Две основные формы культуры. (2 ч.)

Значение слова « культура». Материальная культура. Духовная культура. Их взаимосвязь.

(мысли об искусстве, слова знаменитых людей о литературе, воспитании, религии, музыке, искусстве)

Праздник – это проявление всех форм и видов культуры . (2ч.)

Народы, проживающие на территории Южного Урала.

Праздники - народные, религиозные, светские.

Человек и земля – кормилица. Праздник урожая. (2 ч.)

Загадки. Поверья. Обычаи. Традиции. Атрибуты.

Традиции встречи Нового года в современной культуре. Новогодняя елка, Снегурочка, Дед Мороз (2 ч.)

Новогодние обычаи. Николай Чудотворец – прообраз Деда Мороза.

(«С Новым годом!» и «Чудеса Зимы» из альбома «Весна в душе – во все времена года!»)

Празднование Нового года у народов Южного Урала. (2ч.)

Народные песни, частушки, народные мелодии.

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. (2ч.)

Значение этого праздника. Главные символы. Название каждого дня масленичной недели. Увеселительные игры. « Масленица »на полотнах художников.

Шуточные песни о Масленице.

Вербное воскресенье. (2ч.)

Вербная неделя. Обряды, действия и традиции.

Традиции оформления праздничной среды.Пасха.(2ч.)

Главный православный праздник года. Пасхальные обряды. Поверья и приметы. Архитектура. Гадание. А.Н. Плещеев. «ХристосВоскрес»; С.В. Рахманинов. «Светлый праздник» - четвертая часть Первой фортепианной сюиты.И.С.Бах. «Пасхальный ораторий». Фрагмент.

Духов день. Поверья и обряды вокруг духов гор, рек, местности. (2 ч.)

Сказки о духах местности. Звуки живой природы, народные мелодии.

Обряды троицыной недели. Традиции и современность. (2ч.)

С.А. Есенин. «За рекой горят огни»; А.Блок. «Мы выйдем в сад с тобою, скромной».

3. Урок – концерт (1 ч.)


4.Тематический план


Название раздела

Количество часов

Основные виды деятельности

всего

теория

практика

1

Национальная музыка в современной обработке

12

6

6

Знакомятся со старинной музыкой, с особенностями музыки различных исторических периодов; с творчеством М. Глинки, Римского – Корсакова, Мусоргского, Доргамыжского и др. композиторов;

оцениваютсобственную творческую деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности анализируют музыкальные произведения;

учатся вы­ражать свое отношение, давать эстетическую оценкумузыкальным произведениям.


2

Национальные праздники

22

4

18

Знакомятся с музыкальным оформлением традиционных народных праздников;

работают с текстами песен, связанных с национальными традициями; водят хороводы, исполняют заклички, скороговорок, песен и т.п.;

учатся вы­ражать свое отношение, давать эстетическую оценкумузыкальным произведениям.

3

Урок - концерт

1


1

Исполняют понравившиеся в процессе изучения курса песни индивидуально, в группе; оценивают исполнительское мастерство одноклассников.


Итого:

35

10

25



5.Оценочные материалы


Учащиеся выполняют следующие виды контрольно – измерительных работ: исполнительское мастерство (учитель оценивает навыки исполнения, интонирования, эмоциональность исполнения), восприятие музыкального произведения( умение слушать, анализировать, делиться мнением), групповая поисково – исследовательская деятельность (оценивается умение проявлять сотворчество в коллективной деятельности).


Примерный перечень оценочных материалов


Тема занятия

Содержание работы

Форма контроля

Национальная музыка в современной обработке

1

Русская музыка с древнейших времен по 18 век

Знакомятся со старинной музыкой, с особенностями музыки различных исторических периодов. Исполнение русских народных песен.

Исполнительское мастерство

2

М. И. Глинка

С помощью интернет – источников находят материал о композиторе

Поисково – исследовательская деятельность

3

Опера «Иван Сусанин»

Слушают отрывки из оперы, делятся впечатлениями

Восприятие музыкального произведения

4

Даргомыжский А.С.

Слушание романсов, отрывков из оперы «Русалка»

Восприятие музыкального произведения

5

М. П. Мусоргский

Слушание отрывков из оперы «Борис Годунов»

Восприятие музыкального произведения

6

Н. А. Римский – Корсаков

Слушание отрывков из оперы «Снегурочка», иллюстрирование музыкального произведения по впечатлениям.

Восприятие музыкального произведения

Народные праздники

7

Две основные формы культуры

С помощью интернет – источников находят материал об искусстве, слова знаменитых людей о литературе, воспитании, религии, музыке, искусстве, подбирают иллюстративный материал по теме.

Поисково – исследовательская деятельность

8

Праздник – это проявление всех форм и видов культуры

С помощью интернет – источников находят материал о праздниках - народных, религиозных, светских.


Поисково – исследовательская деятельность

9

Человек и земля – кормилица. Праздник урожая

Слушают частушки, песни и др. музыкальные атрибуты праздника.

Выполняют сюжетный рисунок на тему «Праздник урожая»

Исполнительское мастерство

10

Традиции встречи Нового года в современной культуре. Новогодняя елка, Снегурочка, Дед Мороз

Исполняют новогодние песни, колядки.

Исполнительское мастерство

11

Празднование Нового года у народов Южного Урала

С помощью интернет – источников находят материал о традиции встречи Нового года в современной культуре

Поисково – исследовательская деятельность

12

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве

Знакомятся с масленичными обрядами, песнями, хороводы.

Исполнительское мастерство

13

Вербное воскресенье.

Знакомятся с традициями музыкального оформления праздника, исполняют песни, частушки и т.д.

Исполнительское мастерство

14

Традиции оформления праздничной среды. Пасха

С помощью интернет – источников находят материал о традиции оформления праздничной среды

Поисково – исследовательская деятельность

15

Духов день. Поверья и обряды вокруг духов гор, рек, местности

С помощью интернет – источников находят материал о традиции оформления праздничной среды

Поисково – исследовательская деятельность

16

Обряды троицыной недели. Традиции и современность

Исполняют обрядовые песни, водят хороводы, делятся впечатлениями.

Исполнительское мастерство, восприятие музыкального произведения

Урок - концерт

17

Урок -концерт

Исполнение песен по выбору индивидуально, в группах, хором.

Исполнительское мастерство


Критерии оценок


Параметры

Инструментарий

Критерии

Навыки исполнения, интонирования, эмоциональность исполнения

Исполнительское мастерство

Достаточный–нечеткая артикуляция, не эмоциональность. Хороший–четкая артикуляция, не достаточная эмоциональность. Высокий–четкая артикуляция, эмоциональное исполнение.

Умение слушать, анализировать, высказывать свое мнение.

Восприятие музыкального произведения

Достаточный–слушает не очень внимательно, отвлекается, не может высказать свое мнение. Хороший – слушает внимательно, анализирует с помощью учителя. Высокий–слушает очень внимательно, активно анализирует произведение, эмоционально высказывает свое мнение.

Умение проявлять сотворчество в коллективной деятельности.

Групповая поисково – исследовательская деятельность на заданную тему.

Достаточный- пассивно исполняет творческую работу, находясь под влиянием «технического» и «эмоционального» влияния лидеров. Хороший - является «техническим» или «эмоциональным» лидером. Высокий - работает по всем направлениям.совмещает в себе качество «пассивного», «технического» и «эмоционального лидера».