Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Россия глазами классиков и современников»
по направлениям: духовно-нравственное и социальное
для обучающихся
7 класса
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность программы.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Учебно – методическое обеспечение программы.
2. Планируемые результаты освоения курса.
3. Содержание внеурочных занятий «Родной край глазами классиков и современников».
4. Тематический план
5. Оценочные материалы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников, рассчитана на обучающихся 5 класса и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Программа рассчитана на 35 ч регулярных еженедельных внеурочных (1 ч в неделю).
Курс введен образовательным учреждением в рамках духовно - нравственного и социального направлений.
1.1. Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с культурными, национальными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, с колыбельной, которую пела мать или бабушка; с музыкой во дворе…
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, его музыкальной культуре- значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся об искусстве своего края, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных и творческих, исполнительских способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к музыкальной культуре родного края.
Основное направление во внеурочной деятельности - расширение знаний об искусстве родного края.
1.2. Цели и задачи программы.
Цели
- формирование познавательной потребности в освоении культурного материала;
- формирование гармонически развитой и духовно богатой личности;
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области музыкального, вокального искусства;
- формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.
- развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с народными традициями Южного Урала;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом народам, их культуре, обычаям.
Развивающие:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о культуре родного края и его людях, интереса учащихся к современной музыкальной культуре.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
групповая работа;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.
Принципы обучения:
Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам духовно-нравственного воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности.
Принцип доступности.
Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков.
Принцип наглядности.
Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения.
Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Программа составлена на основе нескольких источников:
Науменко Т.И. Музыка. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 144с.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 160 с.
Владимир Волков, Степан Булдаков. Говорят, что красива Карелия, да уральская лучше земля...- Челябинск, 2011.
Песенник. 20 лучших песен Степана Булдакова, Владимира Волкова – Челябинск, 2006.
http://chel-portal.ru/?site=encyclopedia - Энциклопедия Челябинской области;
http://www.book-chel.ru - Энциклопедия Челябинск;
http://www.kraeved74.ru/pages.html - Библиотека Краеведческого портала Челябинской области;
http://www.chelmuseum.ru/nauka/nashi-izdaniya/ - Издания Челябинского областного краеведческого музея.
Планируемые результаты освоения курса
Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- познание мира через образы и формы музыкального искусства;
- формирование музыкального вкуса;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- умение объективно оценивать собственную творческую деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценкумузыкальным произведениям.
Метапредметные результаты:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении поисковых, практических творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- решать творческие задачи с опорой на знания о певческих голосах, тембрах, ритме, правилах композиции, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные УУД:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в исполнительском музыкальном творчестве;
- развивать музыкальный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов музыкального искусства;
- развивать фантазию, воображение, интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
- знать основные жанры и виды произведений музыкального искусства;
- знать народные праздники Южного Урала;
Модуль «Россия глазами классиков» (35 часов)
Содержание внеурочных занятий
1. Национальная музыка в современной обработке (12 часов):
Русская музыка с древнейших времен по 18 век.(2 ч.)
М. И. Глинка. (2 ч.)
Краткий обзор творчества.
Опера «Иван Сусанин».(2 ч.)
Произведения для оркестра. Романсы и песни.
Даргомыжский А.С.(2 ч.)
Краткий обзор творчества. Романсы, песни, опера «Русалка».
М. П. Мусоргский.(2 ч.)
Краткий обзор творчества. Песни. Опера «Борис Годунов».
Н. А. Римский – Корсаков.(2 ч.)
Краткий обзор творчества Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шахерезада».
2. Национальные праздники (22часов)
Две основные формы культуры. (2 ч.)
Значение слова « культура». Материальная культура. Духовная культура. Их взаимосвязь.
(мысли об искусстве, слова знаменитых людей о литературе, воспитании, религии, музыке, искусстве)
Праздник – это проявление всех форм и видов культуры . (2ч.)
Народы, проживающие на территории Южного Урала.
Праздники - народные, религиозные, светские.
Человек и земля – кормилица. Праздник урожая. (2 ч.)
Загадки. Поверья. Обычаи. Традиции. Атрибуты.
Традиции встречи Нового года в современной культуре. Новогодняя елка, Снегурочка, Дед Мороз (2 ч.)
Новогодние обычаи. Николай Чудотворец – прообраз Деда Мороза.
(«С Новым годом!» и «Чудеса Зимы» из альбома «Весна в душе – во все времена года!»)
Празднование Нового года у народов Южного Урала. (2ч.)
Народные песни, частушки, народные мелодии.
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. (2ч.)
Значение этого праздника. Главные символы. Название каждого дня масленичной недели. Увеселительные игры. « Масленица »на полотнах художников.
Шуточные песни о Масленице.
Вербное воскресенье. (2ч.)
Вербная неделя. Обряды, действия и традиции.
Традиции оформления праздничной среды.Пасха.(2ч.)
Главный православный праздник года. Пасхальные обряды. Поверья и приметы. Архитектура. Гадание. А.Н. Плещеев. «ХристосВоскрес»; С.В. Рахманинов. «Светлый праздник» - четвертая часть Первой фортепианной сюиты.И.С.Бах. «Пасхальный ораторий». Фрагмент.
Духов день. Поверья и обряды вокруг духов гор, рек, местности. (2 ч.)
Сказки о духах местности. Звуки живой природы, народные мелодии.
Обряды троицыной недели. Традиции и современность. (2ч.)
С.А. Есенин. «За рекой горят огни»; А.Блок. «Мы выйдем в сад с тобою, скромной».
3. Урок – концерт (1 ч.)
4.Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Основные виды деятельности |
всего | теория | практика |
1 | Национальная музыка в современной обработке | 12 | 6 | 6 | Знакомятся со старинной музыкой, с особенностями музыки различных исторических периодов; с творчеством М. Глинки, Римского – Корсакова, Мусоргского, Доргамыжского и др. композиторов; оцениваютсобственную творческую деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности анализируют музыкальные произведения; учатся выражать свое отношение, давать эстетическую оценкумузыкальным произведениям. |
2 | Национальные праздники | 22 | 4 | 18 | Знакомятся с музыкальным оформлением традиционных народных праздников; работают с текстами песен, связанных с национальными традициями; водят хороводы, исполняют заклички, скороговорок, песен и т.п.; учатся выражать свое отношение, давать эстетическую оценкумузыкальным произведениям. |
3 | Урок - концерт | 1 | | 1 | Исполняют понравившиеся в процессе изучения курса песни индивидуально, в группе; оценивают исполнительское мастерство одноклассников. |
| Итого: | 35 | 10 | 25 | |
5.Оценочные материалы
Учащиеся выполняют следующие виды контрольно – измерительных работ: исполнительское мастерство (учитель оценивает навыки исполнения, интонирования, эмоциональность исполнения), восприятие музыкального произведения( умение слушать, анализировать, делиться мнением), групповая поисково – исследовательская деятельность (оценивается умение проявлять сотворчество в коллективной деятельности).
Примерный перечень оценочных материалов
№ | Тема занятия | Содержание работы | Форма контроля |
Национальная музыка в современной обработке |
1 | Русская музыка с древнейших времен по 18 век | Знакомятся со старинной музыкой, с особенностями музыки различных исторических периодов. Исполнение русских народных песен. | Исполнительское мастерство |
2 | М. И. Глинка | С помощью интернет – источников находят материал о композиторе | Поисково – исследовательская деятельность |
3 | Опера «Иван Сусанин» | Слушают отрывки из оперы, делятся впечатлениями | Восприятие музыкального произведения |
4 | Даргомыжский А.С. | Слушание романсов, отрывков из оперы «Русалка» | Восприятие музыкального произведения |
5 | М. П. Мусоргский | Слушание отрывков из оперы «Борис Годунов» | Восприятие музыкального произведения |
6 | Н. А. Римский – Корсаков | Слушание отрывков из оперы «Снегурочка», иллюстрирование музыкального произведения по впечатлениям. | Восприятие музыкального произведения |
Народные праздники |
7 | Две основные формы культуры | С помощью интернет – источников находят материал об искусстве, слова знаменитых людей о литературе, воспитании, религии, музыке, искусстве, подбирают иллюстративный материал по теме. | Поисково – исследовательская деятельность |
8 | Праздник – это проявление всех форм и видов культуры | С помощью интернет – источников находят материал о праздниках - народных, религиозных, светских. | Поисково – исследовательская деятельность |
9 | Человек и земля – кормилица. Праздник урожая | Слушают частушки, песни и др. музыкальные атрибуты праздника. Выполняют сюжетный рисунок на тему «Праздник урожая» | Исполнительское мастерство |
10 | Традиции встречи Нового года в современной культуре. Новогодняя елка, Снегурочка, Дед Мороз | Исполняют новогодние песни, колядки. | Исполнительское мастерство |
11 | Празднование Нового года у народов Южного Урала | С помощью интернет – источников находят материал о традиции встречи Нового года в современной культуре | Поисково – исследовательская деятельность |
12 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве | Знакомятся с масленичными обрядами, песнями, хороводы. | Исполнительское мастерство |
13 | Вербное воскресенье. | Знакомятся с традициями музыкального оформления праздника, исполняют песни, частушки и т.д. | Исполнительское мастерство |
14 | Традиции оформления праздничной среды. Пасха | С помощью интернет – источников находят материал о традиции оформления праздничной среды | Поисково – исследовательская деятельность |
15 | Духов день. Поверья и обряды вокруг духов гор, рек, местности | С помощью интернет – источников находят материал о традиции оформления праздничной среды | Поисково – исследовательская деятельность |
16 | Обряды троицыной недели. Традиции и современность | Исполняют обрядовые песни, водят хороводы, делятся впечатлениями. | Исполнительское мастерство, восприятие музыкального произведения |
Урок - концерт |
17 | Урок -концерт | Исполнение песен по выбору индивидуально, в группах, хором. | Исполнительское мастерство |
Критерии оценок
Параметры | Инструментарий | Критерии |
Навыки исполнения, интонирования, эмоциональность исполнения | Исполнительское мастерство | Достаточный–нечеткая артикуляция, не эмоциональность. Хороший–четкая артикуляция, не достаточная эмоциональность. Высокий–четкая артикуляция, эмоциональное исполнение. |
Умение слушать, анализировать, высказывать свое мнение. | Восприятие музыкального произведения | Достаточный–слушает не очень внимательно, отвлекается, не может высказать свое мнение. Хороший – слушает внимательно, анализирует с помощью учителя. Высокий–слушает очень внимательно, активно анализирует произведение, эмоционально высказывает свое мнение. |
Умение проявлять сотворчество в коллективной деятельности. | Групповая поисково – исследовательская деятельность на заданную тему. | Достаточный- пассивно исполняет творческую работу, находясь под влиянием «технического» и «эмоционального» влияния лидеров. Хороший - является «техническим» или «эмоциональным» лидером. Высокий - работает по всем направлениям.совмещает в себе качество «пассивного», «технического» и «эмоционального лидера». |