13
Ростовская область, Милютинский район, п. Доброполье
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменная средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Каменная СОШ
Приказ от 31.08.2021 г № 84 А
Подпись руководителя________ Чащина И.А.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность
Чудеса науки и природы
7-8 классы
7 класс -34 часа в год, 8 класс -31 час в год
Учитель: Касаркина О.В.
Высшая категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе учебного плана МОУ Каменная СОШ. Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;
подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла.
Общая характеристика учебного курса
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7-8 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе, формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Задачи программы:
Образовательная:
формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
формировать умения работать с оборудованием.
Воспитательная:
формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
Развивающая:
развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы:
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся
Научность.
Внеурочная деятельность – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.
Курс состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность.
Содержание занятий направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Реалистичность.
Учащиеся знакомятся с основными физическими и природными явлениями.
Цель программы: Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе Окружаещего мира по темам «Природные явления»,«Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения по 34 учебных часа в год в 7 классе, 31 час в год в 8 классе из расчета 1 учебный час в неделю.
Раздел № 1 УМК
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Физика для самых маленьких WWW yoube.com
Раздел № 2
Планируемые результаты
7 класс
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Раздел № 3
Содержание учебного курса (1 год обучения)
Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.
Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.
Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Вода растворитель:. Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.
Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Воздух. Свойства воздуха:Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании.
Тема №3 «Теплота основа жизни» – 15ч
Что холоднее?.Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла. Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство. Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?
Раздел № 4
Календарно –тематическое планирование 7 класс
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Дата | |
факт | план |
1 | Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства | Демонстрационные опыты. Слайдовая презентация | 03.09 | |
2 | Состояние вещества | Пластиковые бутылочки по 0,5 л 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода. | 10.09 | |
3 | Изучение свойств жидкости | Ёмкость для воды, раздаточный материал. | 17.09 | |
4 | Замерзание воды уникальное свойство. | Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой | 24.09 | |
5 | Вода растворитель | Ёмкость, соль ,краски, речной песок, глина. | 01.10 | |
6 | Вода в жизни человека | Фильм о воде. | 08.10 | |
7 | Очистка воды. | Слайдовая презентация | 15.10 | |
8 | Изготовление фильтра для воды | Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска. | 22.10 | |
9 | Проекты. | | 12.11 | |
10 | Воздух. Свойства воздуха. | Слайдовая презентация. Раздаточный материал. | 19.11 | |
11 | Что происходит с воздухом при его нагревании. | Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча | 26.11 | |
12 | Экскурсия .Запуск китайских фонариков. | Китайские фонарики. спички | 03.12 | |
13. | Какие бывают газы. | Слайдовая презентация. | 10.12 | |
14 | Свойства твердых тел. | Монетка, спички, шарик с кольцом. | 17.12 | |
15. | Измерение объемов тела правильной формы. | Тела. Линейка. | 24.12 | |
16. | Легенда об Архимеде. | Мультфильм | 14.01 | |
17. | Измерение объемов тела неправильной формы. | Тела. Мензурка. Сливной стакан. Вода. | 21.01 | |
18. | Проект. | | 28.01 | |
19. | Урок обобщение. Игра. | Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа. | 04.02 | |
| | |
20 | Что холоднее? | 11.02 | | |
21 | Градусники. Их виды. | 18.02 | | |
22 | Измеряем температуру. | 25.02 | | |
23 | Изоляция тепла. Шуба греет!? | 04.03 | | |
24 | Способы передачи тепла. | 11.03 | | |
25 | Почему возникла жизнь на Земле? | 18.03 | | |
26 | Термос. | 01.04 | | |
27. | Изготовление самодельного термоса. | 08.04 | | |
28. | Как сохранить тепло? холод? | 15.04 | | |
29 | Откуда берется теплота? | 22.04 | | |
30 | Зачем сковородке деревянная ручка? | 29.04 | | |
31-32 | Свойства посуды | 06.05 13.05 | | |
33 | Физика на кухне | 20.05 | | |
34 | Урок игра | 27.05 | | |
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное),
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
8 класс
Раздел № 1 УМК
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Физика для самых маленьких WWW yoube.com
Раздел № 2
Планируемые результаты
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Уровень результатов работы по программе:
первый уровень:
* овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
второй уровень:
умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
*формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
третий уровень:
*сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .
Раздел № 3
Содержание учебного курса 8 класс
Тема № 1Введение.
Обзор тем курса. Техника безопасности.
Тема № 2 Свойства жидкости. 11ч
Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими. Почему одни тела тонут, а другие нет. Явление смачивания жидкостью тел. Плавание судов.Воздухоплавание. Урок игра. Брейн-ринг Загадки ребусы.
Тема № 3. Наша атмосфера- 8ч.
Атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли. Атмосферное давление. Доказательство атмосферного давления.Зависимость атмосферного давления от высоты. Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Влияние атмосферного давления на живые организмы.
Тема № 4.Звук вокруг нас-14ч.
Источники звуков. Различные звуки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты. Причина возникновения звуков. Эхо. Эхолокация. Высокий и низкий тембр. Экскурсия. Звуки природы.
Раздел № 4 Календарно –тематическое планирование 8 класс
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | дата |
план | факт |
1 | Введение. Техника безопасности. | | 07.09 | |
Свойства жидкости. 11ч | |
2 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. | Ёмкость для воды, тела одинаковой формы но разной массы, разной формы но одинаковой массы. | 14.09 | |
3 | Измерение объёмов тел различными способами. | Ёмкость для воды, тела разной формы. Линейка. Мензурка. | 21.09 | |
4 | Плавание различных тел? | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка. | 28.09 | |
5 | Почему в воде тела кажутся более легкими. | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе. Динамометр. | 05.10 | |
6 | Почему одни тела тонут, а другие нет? | Пластилин, сосуд с водой, крышка с закраинами. | 12.10 | |
7 | Плавание тел | Видеофильм. | 19.10 | |
8 | Мастерим кораблики. | Бумага. Деревянные бруски. | 02.11 | |
9 | Явление смачивания жидкостью тел. | Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка) | 09.11 | |
10-11 | Проект. | | 16.11 23.11 | |
12 | Урок игра. Брейн-ринг | Загадки, ребусы, слайдовая презентация. | 30.11 | |
Наша атмосфера- 8ч. | |
13 | Атмосфера | Плакаты, слайдовая презентация. | 07.12 | |
14 | Атмосферное давление | Стакан, блюдце, свеча, шприц. Эвристическая беседа. | 14.12 | |
15 | Измеряем атмосферное давление | Барометр. | 21.12 | |
16 | Зависимость атмосферного давления от высоты. | Беседа. Презентация | 11.01 | |
17 | Влияние атмосферного давления на погоду. | Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет | 18.01 | |
18 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет, присоски. | 25.01 | |
19 | Влияние атмосферного давления на человека. | Беседа. Презентация. | 01.02 | |
20 | Измерение давления человека. | Тонометр. | 08.02 | |
Звук вокруг нас-14ч. | |
21 | Источники звуков. | Презентация, видеоролик Звуки природы. | 15.02 | |
22 | Орган слуха человека. | Беседа. Презентация. | 22.02 | |
23 | Одинаковый ли слух у животных | Беседа.Презентация. | 01.03 | |
24 | Причина возникновения звуков | Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики). | 15.03 | |
25. | Музыкальные инструменты. | Беседа.Презентация. Инструменты. | 05.04 | |
26 | Самодельные «музыкальные» инструменты. | Бутылки, банки,нитки, дощечки и т.п. | 12.04 | |
27 | Эхо. Эхолокация. | Беседа.Презентация. | 19.04 | |
28 | Экскурсия. Звуки улицы. | Прогулка. | 26.04 | |
29 | День непослушания | Занимательные опыты «Бутылочный орган» | 17.04 | |
30 | Игра урок. (совместно с учителем музыки). Высокий и низкий тембр. | Угадай инструмент. Звуки разных инструментов. | 24.04 | |
31 | Экскурсия. Звуки природы | Поход в лес | 31.04 | |