СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 7 класса «увлекательная грамматика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 7 класса «увлекательная грамматика»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан



Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании ШМО

заместитель директора

Директор МБОУ «СОШ №19» НМР РТ

протокол № ___от __.__.20__г.

от __.__.20__г.

____________/Архипова Л.В.

руководитель ШМО

____________/Сафиуллина В.Р.

Приказ № ________

____________/ Ибрагимова А.Р.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ДЛЯ 7 КЛАССА

«УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Куряевой Людмилы Петровны,

учителя татарского языка и литературы

высшей квалификационной литературы

на 2019-2020 учебный год








Личностные, метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других

в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.



















Содержание курса внеурочной деятельности

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Формы деятельности

Язык и речь - чудо из чудес – 11 часов

1.

Язык и речь - чудо из чудес.

Составлять текст по пословице или поговорке о языке.

Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

2.

Необычные правила.

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных.


Работать в команде

3.

Путеводные звёзды орфографии.

Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки.

4.

Если матрёшки не откликнулись…

Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях?

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. Систематизировать материал.

5.

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

6.

Хитрый звук «йот»

Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии

Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике.

7.

Слова-тёзки.

Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

8.

Различай и отличай.

Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа

Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.

9.

Поиск нужного слова.

Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»

10.

Многословие.

Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

11.

Каламбур и многозначность.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».

Тайно слово родилось -5 часов

12.

Тайно слово родилось.

Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию .

Практическое занятие, определение, как рождаются слова

13.

Судьба слова.

Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию .

Лингвистические игры. «Происхождение слов»

14.

Проще простого или сложнее сложного.

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

15.

Согласуй меня и помни.

Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

16.

Работа над проектом.

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.


Производить сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике.

Образование бывает разным – 6 часов

17.

Наречие как часть речи.

Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия.

Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

18.

Образование бывает разным.

Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

19.

Разряд, становись в ряд!

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Кроссворды.

20.

Узнай меня по суффиксу!

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе   морфологического разбора наречия. Научиться применять правило написания одной или двух букв н суффиксах наречий на о- и е- .

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

21.

Некогда или никогда?

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе решения задачи

Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?».

22.

Затруднительное состояние.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  лингвистического рассуждения

Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме -8 часов

23.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

Применять правила написания предлогов, отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи , применять алгоритм морфологического разбора , применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов .

Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.

24.

Употреби меня со словом.

Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

25.

То же, так же иль за то?

Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие».

26.

Соединю простое в сложное

Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении , объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Научиться определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам

Роль союзов в тексте. Построение текстов.

27.

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

Научиться отличать частицу от других частей речи. Научиться различать частицы по их значению. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц.

Разряды частиц. Игры на внимание.

28.

Не могу не знать = я знаю!

Научиться отличать частицу от других частей речи. Научиться различать частицы по их значению. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц.

Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста.

29.

Будешь вежлив ты со мной.

Научиться определять междометие по его грамматическим признакам. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий. Научиться применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях.

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.

30.

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Выработать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Культура речи – 5 часов

31.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.

32.

«Стильная речь»

Использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка.

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

33.

Типы речи или типы в речи.

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

34.

Итоговые занятия за год.

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; формирование навыков проведения различных видов анализа слова; формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

Защита проектов.












Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Введение - 1ч.

1.

Язык и речь - чудо из чудес.

1

Орфография- 5ч.

2.

Необычные правила.

1

3.

Путеводные звёзды орфографии.

1

4.

Если матрёшки не откликнулись…

1

5.

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1

6.

Хитрый звук «йот»

1

Лексическая стилистика- 7 ч.

7.

Слова-тёзки.

1

8.

Различай и отличай.

1

9.

Поиск нужного слова.

1

10.

Многословие.

1

11.

Каламбур и многозначность.

1

12.

Тайно слово родилось.

1

13.

Судьба слова.

1

Грамматика . Морфология и синтаксис. Предложение - 2ч.

14.

Проще простого или сложнее сложного.

1

15.

Согласуй меня и помни.

1

Итоговое занятие за 1-е полугодие - 1ч.

16.

Работа над проектом.

1

Морфология. Наречие -5 ч.

17.

Наречие как часть речи.

1

18.

Образование бывает разным.

1

19.

Разряд, становись в ряд!

1

20.

Узнай меня по суффиксу!

1

21.

Некогда или никогда?

1

Слова категории состояния - 1ч.

22.

Затруднительное состояние.

1

Предлог - 2 ч.

23.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1

24.

Употреби меня со словом.

1

Союз - 2ч.

25.

То же, так же иль за то?

1

26.

Соединю простое в сложное

1

Частица - 2 ч.

27.

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1

28.

Не могу не знать = я знаю!

1

Междометие - 2 ч.

29.

Будешь вежлив ты со мной.

1

30.

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1

Культура речи – 3часов

31.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

32.

«Стильная речь»

1

33.

Типы речи или типы в речи.

1

Итоговые занятия - 2ч.

34.

Итоговое занятие за год, защита проектов

1

35.

Итоговое занятие за год.

1











Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Введение 1ч.


1

Язык и речь - чудо из чудес.

1ч.

04.09


Орфография 5ч.




2

Необычные правила.

1ч.

11.09


3

Путеводные звёзды орфографии.

1 ч.

18.09


4

Если матрёшки не откликнулись…

1 ч.

25.09


5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1ч.

02.10


6

Хитрый звук «йот»

1ч.

09.10


Лексическая стилистика. 7 ч.


7

Слова-тёзки.

1 ч.

16.10


8

Различай и отличай.

1 ч.

23.10


9

Поиск нужного слова.

1 ч.

30.10


10

Многословие.

1 ч.

13.11


11

Каламбур и многозначность.

1 ч.

20.11


12

Тайно слово родилось.

1 ч.

27.11


13

Судьба слова.

1 ч.

04.12


Грамматика. Морфология и синтаксис. Предложение. 2ч.


14

Проще простого или сложнее сложного.

1ч.

11.12


15

Согласуй меня и помни.

1 ч.

18.12


Итоговое занятие за 1-е полугодие 1ч.




16

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1ч.

25.12


Морфология. Наречие .5 ч.


17

Наречие как часть речи.

1ч.

15.01


18

Образование бывает разным.

1ч.

22.01


19

Разряд, становись в ряд!

1ч.

29.01


20

Узнай меня по суффиксу!

1ч.

05.02


21

Некогда или никогда?

1ч.

12.02


Слова категории состояния 1ч.


22

Затруднительное состояние.

1ч.

19.02


Предлог 2 ч.


23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1ч.

26.02


24

Употреби меня со словом.

1ч.

04.03


Союз 2ч.


25

То же, так же иль за то?

1ч.

11.03


26

Соединю простое в сложное.

1ч.

18.03


Частица 2 ч.


27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1 ч.

01.04


28

Не могу не знать = я знаю!

1ч.

08.04


Междометие 2 ч.


29

Будешь вежлив ты со мной.

1ч.

15.04


30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1ч.

22.04


Культура речи 3 ч.


31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1ч.

29.04


32

«Стильная речь»

1 ч.

06.05


33

Типы речи или типы в речи.

1 ч.

13.05


Итоговые занятия 2ч.


34

Защита проектов.

1 ч.

20.05


35

Защита проектов.

1 ч.

27.05


Всего

35 ч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!