- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других
в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- строить рассуждения.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
№ | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Формы деятельности |
Язык и речь - чудо из чудес – 11 часов |
1. | Язык и речь - чудо из чудес. | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. | Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. |
2. | Необычные правила. | Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. | Работать в команде |
3. | Путеводные звёзды орфографии. | Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. | Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки. |
4. | Если матрёшки не откликнулись… | Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. Систематизировать материал. |
5. | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
6. | Хитрый звук «йот» | Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии | Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике. |
7. | Слова-тёзки. | Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
8. | Различай и отличай. | Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа | Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения. |
9. | Поиск нужного слова. | Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?» |
10. | Многословие. | Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка». | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
11. | Каламбур и многозначность. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем». |
Тайно слово родилось -5 часов |
12. | Тайно слово родилось. | Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию . | Практическое занятие, определение, как рождаются слова |
13. | Судьба слова. | Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию . | Лингвистические игры. «Происхождение слов» |
14. | Проще простого или сложнее сложного. | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
15. | Согласуй меня и помни. | Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
16. | Работа над проектом. | Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | Производить сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике. |
Образование бывает разным – 6 часов |
17. | Наречие как часть речи. | Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. | Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. |
18. | Образование бывает разным. | Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
19. | Разряд, становись в ряд! | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Кроссворды. |
20. | Узнай меня по суффиксу! | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора наречия. Научиться применять правило написания одной или двух букв н суффиксах наречий на о- и е- . | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
21. | Некогда или никогда? | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе решения задачи | Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?». |
22. | Затруднительное состояние. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе лингвистического рассуждения | Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения. |
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме -8 часов |
23. | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | Применять правила написания предлогов, отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи , применять алгоритм морфологического разбора , применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов . | Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом. |
24. | Употреби меня со словом. | Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
25. | То же, так же иль за то? | Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; | Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие». |
26. | Соединю простое в сложное | Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении , объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Научиться определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам | Роль союзов в тексте. Построение текстов. |
27. | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | Научиться отличать частицу от других частей речи. Научиться различать частицы по их значению. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц. | Разряды частиц. Игры на внимание. |
28. | Не могу не знать = я знаю! | Научиться отличать частицу от других частей речи. Научиться различать частицы по их значению. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц. | Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. |
29. | Будешь вежлив ты со мной. | Научиться определять междометие по его грамматическим признакам. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий. Научиться применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях. | Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. |
30. | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» | Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Выработать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. |
Культура речи – 5 часов |
31. | Заговори, чтоб я тебя увидел. | Анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом | Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. |
32. | «Стильная речь» | Использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка. | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. |
33. | Типы речи или типы в речи. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. |
34. | Итоговые занятия за год. | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; формирование навыков проведения различных видов анализа слова; формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность. | Защита проектов. |