ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 176 от «31» августа 2020 г. директор: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л. В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Узнаем мир по сказкам»
на 2020 – 2021 учебный год:
реализуется во 0 «а»,1 «а», 2 «а» и 2 «б» классах,
срок реализации 1 год
Программу составила учитель:
Марченкова Ольга Павловна
Смоленск 2020г
Пояснительная записка
Данная программа «Узнаем мир по сказкам» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся общекультурного направления.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся
«Узнаем мир по сказкам
» (общекультурного направления) составляют:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС)
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС)
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (для БУП)
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Программа «Узнаем мир по сказкам» нацелена на формирование у обучающихся Центра способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции).
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у умственно отсталых школьниках развивается чувство прекрасного.
Цель программы:
Содействие социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей произведениями на сказочные сюжеты.
Задачи программы:
1. Расширять представления обучающихся об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
Содействовать развитию речи умственно отсталых школьников, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
Развивать социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
Помогать усвоению воспитанниками нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень.
Содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
Развивать способность отличать «хорошее» от «плохого» в сказке и в жизни, уметь делать нравственный выбор на элементарном уровне.
Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь
10. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
11.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
12.Создание условий для реализации приобретенных знаний,
умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными
людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Планируемые результаты внеурочной деятельности по программе «Узнаем мир по сказкам»:
ценностное отношение и любовь к близким, городу, народу, России;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
уважение к истории, культуре, традициям и образу жизни людей;
развитие представлений об окружающем мире, способность ориентироваться
в окружающем мире.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Узнаем мир по сказкам»
1. Личностные БУД:
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
расширение круга общения;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
2. Познавательные БУД:
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных носителях).
3. Коммуникативные БУД:
вступать в контакт и работать в коллективе;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
4. Регулятивные БУД:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
принимать цели и включаться в деятельность, следовать предложенному плану деятельности и работать в общем темпе;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
принимать оценку деятельности
Общекультурные результаты программы внеурочной деятельности:
социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по общественно - культурному направлению «Узнаем мир по сказкам» обучающиеся должны уметь:
обращаться за помощью и принимать помощь;
доброжелательно относиться к людям, сопереживать.
Место программы внеурочной деятельности в учебном плане
Программа разработана для учащихся 0-2 классов, рассчитана на 32 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 40 мин.
Содержание программы:
Содержание программы «Узнаем мир по сказкам» внеурочной деятельности по общекультурному направлению состоит из 2 разделов:
Раздел 1 «Русские народные сказки» 9 ч.
Характеристика персонажей сказок; описание внешнего вида персонажей сказок, знакомство учащихся с русскими народными сказками. Роль сказки в жизни человека. Просмотр и прослушивание сказок: «Гуси-лебеди», «Елена - Премудрая», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка – Бурка», «Крошечка – Хаврошечка». Инсценировка сказки: «Теремок». Чему нас учат русские народные сказки.
Раздел 2 «Авторские сказки» 23ч.
Отличия и сходства авторской сказки и народной. Взаимоотношения взрослых и детей в произведениях авторских сказок писателей. Умение дружить, заботиться всем помогать на примере героев авторских сказок. Беседа, рассказ, слушание учителя. Лепка из пластилина, иллюстрирование с помощью рисования, аппликация. Разучивание стихов. Использование видеотеки авторских сказок: В. Сутеев «Мешок яблок», В. Сутеев «Разные Колеса», В. Сутеев «Петух и краски», В. Сутеев «Это что за птица», В. Сутеев « Елка», Г. Остер «Кто сказал мяу», Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот» и др.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во час | Сроки прохождения |
По плану | По факту |
I четверть 9 часов |
Русские народные сказки 9 часов |
1 | Знакомство с жанром русских народных сказок, знакомых с детства. | 1 | 01.09 | |
2 | «Гуси-лебеди» | 1 | 8.09 | |
3 | «Елена – Премудрая» | 2 | 15.09 22.09 | |
4 | «Мужик и медведь» | 1 | 29.09 | |
5 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | 6.10 | |
6 | «Сивка-Бурка» | 1 | 13.10 | |
7 | «Крошечка – Хаврошечка» | 1 | 20.10 | |
8 | «Теремок» | 1 | 27.10 | |
II четверть 7 часов |
Авторские сказки 23 часа (7 часов) |
1 | В. Сутеев «Петух и краски» | 1 | 10.11 | |
2 | В. Сутеев «Это что за птица» | 1 | 17.11 | |
3 | В. Сутеев « Елка» | 1 | 24.11 | |
4 | К.Чуковский « Муха-Цокотуха» | 1 | 1.12 | |
5 | К.Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 8.12 | |
6 | К.Чуковский «Федорино горе» | 1 | 15.12 | |
7 | К.Чуковский «Путаница» | 1 | 22.12 | |
III четверть 9 часов |
Авторские сказки (9 часов продолжение) |
1 | Г. Остер « Кто сказал мяу» | 2 | 12.01 19.01 | |
2 | Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот» | 2 | 26.01 2.02 | |
3 | В. Сутеев « Мешок яблок» | 2 | 09.02 16.02 | |
4 | В. Сутеев «Елка» | 2 | 02.03, 09.03 | |
5 | К. Чуковский « Путаница» | 1 | 16.03 | |
IV четверть (7 часов) |
Авторские сказки (7часов продолжение) |
1 | Игра « В гостях у сказки» | 3 | 30.03,6.04,13.04 | |
2 | А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» | 4 | 20.04,27.04 4.05, 11.05 | |
3 | Рисунок на тему: « Моя любимая сказка». | 2 | 18.05, 25.05 | |
Список используемой литературы:
Аникин В.П. Русские народные сказки. – М.:1984
Галеркина О. Художник В.М. Васнецов. – Л.: 1957
Даль В.И. Пословицы русского народа
Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993
Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика.– М.: 1971
Народные русские сказки. – М.: 1982
Пушкин А.С. Сказки\ООО "Стрекоза-Пресс", 2008
Русские народные сказки. – М.: 1958
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000