СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Узнаем мир по сказкам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Узнаем мир по сказкам»»

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»


УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 176

от «31» августа 2020 г.

директор:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

Л. В. Рыбакова


ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

руководитель МО:

__________ Л.В. Рыбакова








Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Узнаем мир по сказкам»

на 2020 – 2021 учебный год:

реализуется во 0 «а»,1 «а», 2 «а» и 2 «б» классах,

срок реализации 1 год






Программу составила учитель:

Марченкова Ольга Павловна









Смоленск 2020г








Пояснительная записка

Данная программа «Узнаем мир по сказкам» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся общекультурного направления.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся «Узнаем мир по сказкам» (общекультурного направления) составляют:

- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС)

- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС)

- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (для БУП)

- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

Программа «Узнаем мир по сказкам» нацелена на формирование у обучающихся Центра способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции).

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у умственно отсталых школьниках развивается чувство прекрасного.

Цель программы:

Содействие социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи программы:

1. Расширять представления обучающихся об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

  1. Содействовать развитию речи умственно отсталых школьников, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

  2. Развивать социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

  3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

  4. Помогать усвоению воспитанниками нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень.

  1. Содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

  2. Развивать способность отличать «хорошее» от «плохого» в сказке и в жизни, уметь делать нравственный выбор на элементарном уровне.

  3. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

  4. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь

10. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.



11.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

12.Создание условий для реализации приобретенных знаний,

умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными

людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов

обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Планируемые результаты внеурочной деятельности по программе «Узнаем мир по сказкам»:

  • ценностное отношение и любовь к близким, городу, народу, России;

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

  • уважение к истории, культуре, традициям и образу жизни людей;

  • развитие представлений об окружающем мире, способность ориентироваться

  • в окружающем мире.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Узнаем мир по сказкам»

1. Личностные БУД:

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

  • расширение круга общения;

  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.

2. Познавательные БУД:

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных носителях).

3. Коммуникативные БУД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

4. Регулятивные БУД:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

  • принимать цели и включаться в деятельность, следовать предложенному плану деятельности и работать в общем темпе;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

  • принимать оценку деятельности

Общекультурные результаты программы внеурочной деятельности:

  • социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по общественно - культурному направлению «Узнаем мир по сказкам» обучающиеся должны уметь:

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • доброжелательно относиться к людям, сопереживать.

Место программы внеурочной деятельности в учебном плане

Программа разработана для учащихся 0-2 классов, рассчитана на 32 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 40 мин.

Содержание программы:

Содержание программы «Узнаем мир по сказкам» внеурочной деятельности по общекультурному направлению состоит из 2 разделов:

Раздел 1 «Русские народные сказки» 9 ч.

Характеристика персонажей сказок; описание внешнего вида персонажей сказок, знакомство учащихся с русскими народными сказками. Роль сказки в жизни человека. Просмотр и прослушивание сказок: «Гуси-лебеди», «Елена - Премудрая», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка – Бурка», «Крошечка – Хаврошечка». Инсценировка сказки: «Теремок». Чему нас учат русские народные сказки.

Раздел 2 «Авторские сказки» 23ч.

Отличия и сходства авторской сказки и народной. Взаимоотношения взрослых и детей в произведениях авторских сказок писателей. Умение дружить, заботиться всем помогать на примере героев авторских сказок. Беседа, рассказ, слушание учителя. Лепка из пластилина, иллюстрирование с помощью рисования, аппликация. Разучивание стихов. Использование видеотеки авторских сказок: В. Сутеев «Мешок яблок», В. Сутеев «Разные Колеса», В. Сутеев «Петух и краски», В. Сутеев «Это что за птица», В. Сутеев « Елка», Г. Остер «Кто сказал мяу», Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот» и др.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема занятия


Кол-во час

Сроки прохождения

По плану

По факту

I четверть 9 часов

Русские народные сказки 9 часов


1

Знакомство с жанром русских народных сказок, знакомых с детства.

1

01.09


2

«Гуси-лебеди»

1

8.09


3

«Елена – Премудрая»

2

15.09

22.09


4

«Мужик и медведь»

1

29.09


5

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

6.10


6

«Сивка-Бурка»

1

13.10


7

«Крошечка – Хаврошечка»

1

20.10


8

«Теремок»

1

27.10


II четверть 7 часов

Авторские сказки 23 часа (7 часов)


1

В. Сутеев «Петух и краски»

1

10.11


2

В. Сутеев «Это что за птица»

1

17.11


3

В. Сутеев « Елка»

1

24.11


4

К.Чуковский « Муха-Цокотуха»

1

1.12


5

К.Чуковский «Мойдодыр»

1

8.12


6

К.Чуковский «Федорино горе»

1

15.12


7

К.Чуковский «Путаница»

1

22.12


III четверть 9 часов

Авторские сказки (9 часов продолжение)


1

Г. Остер « Кто сказал мяу»

2

12.01

19.01


2

Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»

2

26.01

2.02


3

В. Сутеев « Мешок яблок»

2

09.02

16.02


4

В. Сутеев «Елка»

2

02.03, 09.03


5

К. Чуковский « Путаница»

1

16.03


IV четверть (7 часов)

Авторские сказки (7часов продолжение)


1

Игра « В гостях у сказки»

3

30.03,6.04,13.04


2

А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

4

20.04,27.04

4.05, 11.05


3

Рисунок на тему: « Моя любимая сказка».

2

18.05, 25.05



Список используемой литературы:

  1. Аникин В.П. Русские народные сказки. – М.:1984

  2. Галеркина О. Художник В.М. Васнецов. – Л.: 1957

  3. Даль В.И. Пословицы русского народа

  4. Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993

  5. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика.– М.: 1971

  6. Народные русские сказки. – М.: 1982

  7. Пушкин А.С. Сказки\ООО "Стрекоза-Пресс", 2008

  8. Русские народные сказки. – М.: 1958

  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000