СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра»»


ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»


УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 176

от «31» августа 2020 г.

директор:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

Л. В. Рыбакова


ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

руководитель МО:

__________ Л.В. Рыбакова








Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Уроки добра»

на 2020 – 2021 учебный год:

реализуется во 0 «б» и 2 «в» классах,

срок реализации 1 год







Программу составила учитель:

Марченкова Ольга Павловна









Смоленск 2020г








1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра» разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС)

- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС)

- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (для БУП)

- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».


Цель программы: формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека


Задачи:

1. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учрежде­нии, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в се­мье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представи­телями социальных групп.

4. Познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления.

5. Помочь ребенку младшего школьного возраста сознательно вырабатывать нравственные позиции.

6. Прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их способами нравственного взросления.

7. Сформировать уважение к труду человека и выработка собственных трудовых навыков.



Виды деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; конкурсы; праздники.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Данная программа реализуется в 0 «Б», 2 «В», в объеме 34 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.


2. Общая характеристика курса

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек со­ставляет сущность нравственного воспитания.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в млад­шем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и прави­лами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ре­бенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представ­ления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних мо­ральных требований во внутренние.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми может служить: - исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности; - преобладание положительных эмоций; -способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их.


3. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена общества,

  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;

  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • знание основ социально ценных личностных и нравственных качеств;

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • формирование потребности соблюдать нормы поведения в обществе.

Предметные результаты:

  • знание вежливых слов и жестов, умение их применить в различных коммуникативных ситуациях;

  • умение вступить в контакт со сверстниками и знакомыми взрослыми;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций;

  • социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;

  • сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Уроки добра»:

Личностные БУД:

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

  • расширение круга общения;

  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;

  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.

  1. Регулятивные БУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  1. Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  1. Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе.

4. Содержание предмета

При составлении программы использовалась следующая литература:

1. Уроки добра, Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, Семенака С.И., 2005.

2. Микляева, Семенака: Уроки добра. Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка. ФГОС, 2018.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра» состоит из трех разделов:

1. Раздел 1. Эмоциональный мир человека – 12 часов.

Формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуации побуждающие детей к оказанию помощи сказочным героям, близким, сверстникам.

Тема 1. Добро и зло. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

Тема 2. Наше настроение. Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.

Тема 3. Хорошо ли быть злым? Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

Тема 4. Учимся справляться с гневом. Продолжить учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Тема 5. Что делать, если ты злишься? Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения; учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).

Тема 6. Настроение бабы-яги. Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый - грустный); учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

Тема 7. Поговорим о доброте. Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка; формировать позитивный образ своего Я.

2. Раздел 2. Доброжелательное поведение – 10 часов.

Формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. развитию способности сопереживать, сочувствовать.

Тема 1. ССОРА. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Тема 2. Как справиться с упрямством? Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Тема 3. Чувства одинокого человека. Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.

Тема 4. Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

Тема 5. Учимся понимать чувства других людей. Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

Тема 6. Учимся доброжелательности. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.

3. Раздел 3. Нормы поведения в повседневной жизни – 12 часов.

Формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения, умению проявлять доброжелательность в повседневной жизни. Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов.

Тема 1. Животные - наши друзья. Развивать у детей чувство доброты, сопережевания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Тема 2. Конфликтная ситуация. Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

Тема 3. Управляем эмоциями. Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

Тема 4. Добрые и злые поступки. Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Тема 5. Гнев взрослых. Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».

Тема 6. Дружба – неприязнь. Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.

Тема 7. Наши мечты. Продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.

5. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра»

п/п


Содержание

(раздел, тема)

Практическая работа

Кол-во часов по плану

Дата проведения


По плану

По факту

I четверть – 9 часов


Раздел «Эмоциональный мир человека» – 12 часов


1

Добро и зло.

Различение эмоций по мимике, жестам, пантомимике.

1

3.09


2

3

Наше настроение.

Управление своим настроением.

2

10.09

17.09


4

5

Хорошо ли быть злым?

Определение эмоционального состояние близких людей

2

24.09

1.10


6

7

Учимся справляться с гневом.

Знакомство детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

2

8.10

15.10


8

9


Что делать, если ты злишься?

Знакомство детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

2

22.10

29.10


II четверть – 7 часов


10

11

Настроение Бабы-яги.

Дифференциация поступков сказочных персонажей и их моральная оценка.

2

12.11

19.11


12

Поговорим о доброте.

Обобщение полученных знаний.

1

26.11


Раздел «Доброжелательное поведение» - 10 часов


13

14

ССОРА.

Анализ поступков, умение находить причину конфликта;

2

3.12

10.12


15

16

Как справиться с упрямством?

Анализ своего эмоционального состояния.

2

17.12

24.12


III четверть9 часов


17

18

Чувства одинокого человека.

Анализ своего эмоционального состояния.

2

14.01

21.01


19

20

Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль»

Управление эмоциями.

1


28.01



21

Учимся понимать чувства других людей.

Понимание чувств, переживаемых другими.

1

4.02


22

Учимся доброжелательности.

Обобщение знаний.

1

11.02


Раздел «Нормы поведения в повседневной жизни» - 12 часов


23

24

Животные - наши друзья.

Чтение и обсуждение художественных произведений.

2

18.02


4.03


25

26

Конфликтная ситуация.

Имитационные игры.

2

11.03

18.03


IV четверть9 часов


27

Управляем эмоциями.

Имитационные игры.

1

1.04


28

29

Добрые и злые поступки.

Чтение и обсуждение художественных произведений.

2

8.04

15.04


30

Гнев взрослых.

Имитационные игры.

2

22.04

29.04



31

32

Дружба – неприязнь.

Имитационные игры.

2

6.05

13.05



33

34

Наши мечты.

Психогимнастика.

2

20.05

27.05