ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 176 от «31» августа 2020 г. директор: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л. В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Уроки добра»
на 2020 – 2021 учебный год:
реализуется во 0 «б» и 2 «в» классах,
срок реализации 1 год
Программу составила учитель:
Марченкова Ольга Павловна
Смоленск 2020г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра» разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС)
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС)
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (для БУП)
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Цель программы: формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека
Задачи:
1. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
4. Познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления.
5. Помочь ребенку младшего школьного возраста сознательно вырабатывать нравственные позиции.
6. Прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их способами нравственного взросления.
7. Сформировать уважение к труду человека и выработка собственных трудовых навыков.
Виды деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; конкурсы; праздники.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Данная программа реализуется в 0 «Б», 2 «В», в объеме 34 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.
2. Общая характеристика курса
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми может служить: - исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности; - преобладание положительных эмоций; -способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознание себя как члена общества,
способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
знание основ социально ценных личностных и нравственных качеств;
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
формирование потребности соблюдать нормы поведения в обществе.
Предметные результаты:
знание вежливых слов и жестов, умение их применить в различных коммуникативных ситуациях;
умение вступить в контакт со сверстниками и знакомыми взрослыми;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций;
социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Уроки добра»:
Личностные БУД:
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
расширение круга общения;
потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
Регулятивные БУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные БУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
4. Содержание предмета
При составлении программы использовалась следующая литература:
1. Уроки добра, Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, Семенака С.И., 2005.
2. Микляева, Семенака: Уроки добра. Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка. ФГОС, 2018.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра» состоит из трех разделов:
1. Раздел 1. Эмоциональный мир человека – 12 часов.
Формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуации побуждающие детей к оказанию помощи сказочным героям, близким, сверстникам.
Тема 1. Добро и зло. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
Тема 2. Наше настроение. Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.
Тема 3. Хорошо ли быть злым? Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
Тема 4. Учимся справляться с гневом. Продолжить учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
Тема 5. Что делать, если ты злишься? Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения; учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).
Тема 6. Настроение бабы-яги. Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый - грустный); учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.
Тема 7. Поговорим о доброте. Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка; формировать позитивный образ своего Я.
2. Раздел 2. Доброжелательное поведение – 10 часов.
Формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. развитию способности сопереживать, сочувствовать.
Тема 1. ССОРА. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Тема 2. Как справиться с упрямством? Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.
Тема 3. Чувства одинокого человека. Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.
Тема 4. Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.
Тема 5. Учимся понимать чувства других людей. Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
Тема 6. Учимся доброжелательности. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.
3. Раздел 3. Нормы поведения в повседневной жизни – 12 часов.
Формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения, умению проявлять доброжелательность в повседневной жизни. Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов.
Тема 1. Животные - наши друзья. Развивать у детей чувство доброты, сопережевания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.
Тема 2. Конфликтная ситуация. Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
Тема 3. Управляем эмоциями. Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.
Тема 4. Добрые и злые поступки. Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Тема 5. Гнев взрослых. Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».
Тема 6. Дружба – неприязнь. Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.
Тема 7. Наши мечты. Продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.
5. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра»
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Практическая работа | Кол-во часов по плану | Дата проведения | |
По плану | По факту |
I четверть – 9 часов | |
Раздел «Эмоциональный мир человека» – 12 часов | |
1 | Добро и зло. | Различение эмоций по мимике, жестам, пантомимике. | 1 | 3.09 | |
2 3 | Наше настроение. | Управление своим настроением. | 2 | 10.09 17.09 | |
4 5 | Хорошо ли быть злым? | Определение эмоционального состояние близких людей | 2 | 24.09 1.10 | |
6 7 | Учимся справляться с гневом. | Знакомство детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | 2 | 8.10 15.10 | |
8 9 | Что делать, если ты злишься? | Знакомство детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | 2 | 22.10 29.10 | |
II четверть – 7 часов | |
10 11 | Настроение Бабы-яги. | Дифференциация поступков сказочных персонажей и их моральная оценка. | 2 | 12.11 19.11 | |
12 | Поговорим о доброте. | Обобщение полученных знаний. | 1 | 26.11 | |
Раздел «Доброжелательное поведение» - 10 часов | |
13 14 | ССОРА. | Анализ поступков, умение находить причину конфликта; | 2 | 3.12 10.12 | |
15 16 | Как справиться с упрямством? | Анализ своего эмоционального состояния. | 2 | 17.12 24.12 | |
III четверть – 9 часов | |
17 18 | Чувства одинокого человека. | Анализ своего эмоционального состояния. | 2 | 14.01 21.01 | |
19 20 | Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» | Управление эмоциями. | 1 | 28.01 | |
21 | Учимся понимать чувства других людей. | Понимание чувств, переживаемых другими. | 1 | 4.02 | |
22 | Учимся доброжелательности. | Обобщение знаний. | 1 | 11.02 | |
Раздел «Нормы поведения в повседневной жизни» - 12 часов | |
23 24 | Животные - наши друзья. | Чтение и обсуждение художественных произведений. | 2 | 18.02 4.03 | |
25 26 | Конфликтная ситуация. | Имитационные игры. | 2 | 11.03 18.03 | |
IV четверть – 9 часов | |
27 | Управляем эмоциями. | Имитационные игры. | 1 | 1.04 | |
28 29 | Добрые и злые поступки. | Чтение и обсуждение художественных произведений. | 2 | 8.04 15.04 | |
30 | Гнев взрослых. | Имитационные игры. | 2 | 22.04 29.04 | |
| 31 32 | Дружба – неприязнь. | Имитационные игры. | 2 | 6.05 13.05 | |
| 33 34 | Наши мечты. | Психогимнастика. | 2 | 20.05 27.05 | |