1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
Учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г. Волгодонска на 2020- 2021 учебный год.
Сведения о программе
Рабочая программа «Волшебный карандаш» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Цели и задачи
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Связь с урочной деятельностью
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Формы проведения и организации внеурочной деятельности
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия - образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты.
Сроки реализации программы
В 1В классе программа курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» рассчитана на 33 часа в год (1 час) в неделю.
На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» от 10.07.2019г. № 875 с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 33 часа.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
3. Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
4. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены физминутки, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
1-й класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
• Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
• Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
• Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
• Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
• Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
• Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
5. Календарно - тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». «Что могут краски?» | 1 | 04.09 |
2 | «Изображать можно пятном». | 1 | 11.09 |
3 | «Изображать можно пятном».. | 1 | 18.09 |
4 | «Осень. Листопад». | 1 | 25.09 |
5 | «Силуэт дерева». | 1 | 02.10 |
6 | «Грустный дождик». | 1 | 09.10 |
7 | «Изображать можно в объёме». | 1 | 16.10 |
8 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | 23.10 |
9 | Проект «Осенний календарь» | 1 | 06.11 |
10 | «Узоры снежинок». | 1 | 13.11 |
11 | «Зимний лес». | 1 | 20.11 |
12 | «Портрет Снегурочки». | 1 | 27.12 |
13 | «К нам едет Дед Мороз».. | 1 | 04.12 |
14 | «Снежная птица зимы».. | 1 | 11.12 |
15 | «Ёлочка – красавица». | 1 | 18.12 |
16 | Проект «Новогодняя ёлка» | 1 | 25.12 |
17 | «Дом снежной птицы». | 1 | 15.01 |
18 | «Кто живёт под снегом». | 1 | 22.01 |
19 | «Красивые рыбы». | 1 | 29.01 |
20 | «Мы в цирке». | 1 | 05.02 |
21 | Проект «Книжка про мишку» | 1 | 19.02 |
22 | «Цветы и травы» | 1 | 26.02 |
23 | «Волшебная птица весны». | 1 | 05.03 |
24 | «Моя мама». | 1 | 12.03 |
25 | «Цветы и бабочки». | 1 | 19.03 |
26 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | 02.04 |
27 | «Моя семья» | 1 | 09.04 |
28 | «Веселые фигуры» | 1 | 16.04 |
29 | «Домашние питомцы» | 1 | 23.04 |
30 | «Весенняя клумба» | 1 | 30.04 |
31 | «Победителям –Слава! | 1 | 07.05 |
32 | «Веселая игра» | 1 | 14.05 |
33 | «Лето, здравствуй!». «Маленькая галерея» | 1 | 21.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» Г.Волгодонска от 27.08.2020 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко |