СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Хочу всё знать" в начальной школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Хочу всё знать" в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Хочу всё знать" в начальной школе»

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, направлена на достижение результатов основной общеобразовательной программы и является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности в начальных классах.

Программа составлена в соответсвии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

  • Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;

  • Учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2020- 2021 учебный год.

Программа  ориентирована  на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся.  В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное. Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А.

Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы:

- Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей обучающихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  1. Создать условия для осознания  школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.

  2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».

  3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.

  4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.


Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.



Сроки реализации программы

В 1 классе программа по внеурочной деятельности «Хочу все знать!» рассчитана на 33 часа в год (1 час) в неделю.

На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» от 10.07.2019г. № 875 с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 30 часов, так как 3 часа выпадает на праздничные и выходные дни: 08.03.2021, 03.05.2021, 10.05.2021.

Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.


2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и развития личности гражданина России говорится: «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».1

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своему городу; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).


3. Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).     Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметные результаты  изучения курса   в 1-м классе 

Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.

  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.

  • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.

  • Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.

  • Повышение интеллектуального уровня обучающихся.

  • Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

Ожидаемые результаты :

Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.




4 . Содержание курса внеурочной деятельности

Знатоки окружающего мира (8 часов)

1.Удивительные млекопитающие.

Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями.                                                                        

2. Забавные пернатые друзья. Игра «Узнай птицу по описанию».Работа с детскими энциклопедиями

3. Бабочки и мотыльки.

Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).

4.Тайны растений.

Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта.

5.В царстве грибов.

Игра «Узнай и расскажи о грибе».

6. Загадки под водой

Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями.

7. Самые известные заповедники России.

Рисование природоохранных знаков.

8. КВН «Знатоки природы».

Выполнение заданий по теме.

Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов).

9.Пословица недаром молвится.

Игра «Собери пословицу».

10. Литературные герои в ребусах. Разгадывание ребусов.

11. Крылатые слова и выражения.

Составление словаря крылатых выражений.

12. Решение олимпиадных заданий.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».

13. Фразеологизмы.

Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком».

14. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

Чтение и анализ рассказов о происхождении слов.

15. Литературные викторины.

Выполнение заданий викторин.

16. Сказка ложь, да в ней намек…

Сочинение сказки по заданному началу.

17. Поучимся разгадывать шарады.

Разгадывание шарад.

18. Волшебница анаграмма.

Понятие анаграмма; разгадывание анаграмм.

19. Кроссворды- тесты.Познакомить с понятием кроссворда-теста; разгадывание кроссвордов-тестов.

20.Загадка, загадка, открой свою тайну.Сочинение собственных загадок.

 21. Текст.

Составление текстов по картинке, серии картинок.

22. Тема и основная мысль текста.

Определение темы и основной мысли текста.

23. Заголовок текста.

Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.

24. Составление текста на заданную тему.

Составление текста.

Знатоки математики (6 часов).

25.Задачи в стихах. Задачи-шутки.

Знакомство с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки», решение задач.

26.Нестандартные задачи.

Понятие «нестандартные задачи» их решение.

27. Решение олимпиадных заданий.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру.

28.Графические диктанты.

Понятие «Графические диктанты», ориентирование на плоскости, выполнение заданий.

29. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; решение головоломок различных видов.

30.Интеллектуальная игра «Умницы и умники».Обобщить знания по изученным разделам.

Виды деятельности:  проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.

Основные формы проведения занятий:этические и познавательные беседы,  тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры,  викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных..

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;

  • Оформленных исследовательских работ;

  • Стихотворений;

  • Книг-раскладушек и т.

  1. Календарно-тематическое планирование

п\п

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Знатоки окружающего мира (8 часов)

1

Удивительные млекопитающие.

1

07.09

2

Забавные пернатые друзья.

1

14.09

3

Бабочки и мотыльки.

1

21.09

4

Тайны растений.

1

28.09

5

В царстве грибов.

1

05.10

6

Загадки под водой.

1

12.10

7

Самые известные заповедники России.

1

19.10

8

КВН «Знатоки природы».

1

09.11

Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов)

9

Пословица недаром молвится.

1

16.11

10

Литературные герои в ребусах.

1

23.11

11

Крылатые слова и выражения.

1

30.11

12

Решение олимпиадных заданий.

1

07.12

13

Фразеологизмы.

1

14.12

14

Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

1

21.12

15

Литературные викторины.

1

28.12

16

Сказка ложь, да в ней намек…

1

11.01

17

Поучимся разгадывать шарады.

1

18.01

18

Волшебница анаграмма.

1

25.01

19

Кроссворды- тесты.

1

01.02

20

Загадка, загадка, открой свою тайну.

1

15.02

21

Текст.

1

22.02

22

Тема и основная мысль текста.

1

01.03

23

Заголовок текста.

1

15.03

24

Составление текста на заданную тему.

1

29.03

Знатоки математики (6 часов)

25

Задачи в стихах. Задачи-шутки.

1

05.04

26

Нестандартные задачи.

1

12.04

27

Решение олимпиадных заданий.

1

19.04

28

Графические диктанты.

1

26.04

29

Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

1

17.05

30

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

1

24.05



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СШ «Центр образования»

Г.Волгодонска

от 27.08.2020 года № 1

заместитель директора по УВР,

председатель МС

____________Д.Н. Батрунов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко













1