Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, направлена на достижение результатов основной общеобразовательной программы и является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности в начальных классах.
Программа составлена в соответсвии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
Учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2020- 2021 учебный год.
Программа ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное. Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Цель программы:
- Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Сроки реализации программы
В 1 классе программа по внеурочной деятельности «Хочу все знать!» рассчитана на 33 часа в год (1 час) в неделю.
На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» от 10.07.2019г. № 875 с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 30 часов, так как 3 часа выпадает на праздничные и выходные дни: 08.03.2021, 03.05.2021, 10.05.2021.
Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и развития личности гражданина России говорится: «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».1
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своему городу; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
3. Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Обучающиеся научатся:
Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
Повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.
Ожидаемые результаты :
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
4 . Содержание курса внеурочной деятельности
Знатоки окружающего мира (8 часов)
1.Удивительные млекопитающие.
Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями.
2. Забавные пернатые друзья. Игра «Узнай птицу по описанию».Работа с детскими энциклопедиями
3. Бабочки и мотыльки.
Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).
4.Тайны растений.
Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта.
5.В царстве грибов.
Игра «Узнай и расскажи о грибе».
6. Загадки под водой
Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями.
7. Самые известные заповедники России.
Рисование природоохранных знаков.
8. КВН «Знатоки природы».
Выполнение заданий по теме.
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов).
9.Пословица недаром молвится.
Игра «Собери пословицу».
10. Литературные герои в ребусах. Разгадывание ребусов.
11. Крылатые слова и выражения.
Составление словаря крылатых выражений.
12. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
13. Фразеологизмы.
Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком».
14. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.
Чтение и анализ рассказов о происхождении слов.
15. Литературные викторины.
Выполнение заданий викторин.
16. Сказка ложь, да в ней намек…
Сочинение сказки по заданному началу.
17. Поучимся разгадывать шарады.
Разгадывание шарад.
18. Волшебница анаграмма.
Понятие анаграмма; разгадывание анаграмм.
19. Кроссворды- тесты.Познакомить с понятием кроссворда-теста; разгадывание кроссвордов-тестов.
20.Загадка, загадка, открой свою тайну.Сочинение собственных загадок.
21. Текст.
Составление текстов по картинке, серии картинок.
22. Тема и основная мысль текста.
Определение темы и основной мысли текста.
23. Заголовок текста.
Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.
24. Составление текста на заданную тему.
Составление текста.
Знатоки математики (6 часов).
25.Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Знакомство с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки», решение задач.
26.Нестандартные задачи.
Понятие «нестандартные задачи» их решение.
27. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру.
28.Графические диктанты.
Понятие «Графические диктанты», ориентирование на плоскости, выполнение заданий.
29. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.
Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; решение головоломок различных видов.
30.Интеллектуальная игра «Умницы и умники».Обобщить знания по изученным разделам.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий:этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных..
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Название темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Знатоки окружающего мира (8 часов) |
1 | Удивительные млекопитающие. | 1 | 07.09 |
2 | Забавные пернатые друзья. | 1 | 14.09 |
3 | Бабочки и мотыльки. | 1 | 21.09 |
4 | Тайны растений. | 1 | 28.09 |
5 | В царстве грибов. | 1 | 05.10 |
6 | Загадки под водой. | 1 | 12.10 |
7 | Самые известные заповедники России. | 1 | 19.10 |
8 | КВН «Знатоки природы». | 1 | 09.11 |
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов) |
9 | Пословица недаром молвится. | 1 | 16.11 |
10 | Литературные герои в ребусах. | 1 | 23.11 |
11 | Крылатые слова и выражения. | 1 | 30.11 |
12 | Решение олимпиадных заданий. | 1 | 07.12 |
13 | Фразеологизмы. | 1 | 14.12 |
14 | Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. | 1 | 21.12 |
15 | Литературные викторины. | 1 | 28.12 |
16 | Сказка ложь, да в ней намек… | 1 | 11.01 |
17 | Поучимся разгадывать шарады. | 1 | 18.01 |
18 | Волшебница анаграмма. | 1 | 25.01 |
19 | Кроссворды- тесты. | 1 | 01.02 |
20 | Загадка, загадка, открой свою тайну. | 1 | 15.02 |
21 | Текст. | 1 | 22.02 |
22 | Тема и основная мысль текста. | 1 | 01.03 |
23 | Заголовок текста. | 1 | 15.03 |
24 | Составление текста на заданную тему. | 1 | 29.03 |
Знатоки математики (6 часов) |
25 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. | 1 | 05.04 |
26 | Нестандартные задачи. | 1 | 12.04 |
27 | Решение олимпиадных заданий. | 1 | 19.04 |
28 | Графические диктанты. | 1 | 26.04 |
29 | Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. | 1 | 17.05 |
30 | Интеллектуальная игра «Умницы и умники». | 1 | 24.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» Г.Волгодонска от 27.08.2020 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко |
1