СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Азбука дорожных наук" в 3 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Азбука дорожных наук" в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Азбука дорожных наук" в 3 классе»


  1. Пояснительная записка.

Программавнеурочной деятельности «Азбука ПДД» разработана на основе авторской программы «Я – пешеход и пассажир» Виноградовой Я.Ф. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Программа «Азбука ПДД» разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов. Также программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:


  • - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • - приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России от 05.07.2021 № 64100,

  • - учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2022- 2023 учебный год.


Цель программы:формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;

  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.


Сроки реализации программы

В 3-в классе программа по курсу «Азбука ПДД» рассчитана на 34 часа в год (1 час) в неделю.

Программа будет фактически реализована за 34 часа.



2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Методическое обеспечение образовательной программы «Азбука ПДД» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.


Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности.У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности.Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Условия реализации программы

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

• тематические занятия

• игровые тренинги

• разбор дорожных ситуаций на настольных играх

• экскурсии

• конкурсы, соревнования, КВН, викторины

• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

• выпуск стенгазет

• разработка проектов по ПДД

• встреча с работниками ГИБДД

• просмотр видеофильмов


Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.


Формы и методы контроля:

• организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

• проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

• организация игр-тренингов;

• анализ результатов деятельности.


Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).

Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 135учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).


3. Результаты курса внеурочной деятельности


Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

• объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

• в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

• осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

• определять цель деятельности;

• учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопросы


Методические рекомендации к организации занятий по программе


Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Азбука безопасности» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.




4. Содержание курса внеурочной деятельности


Первый год

Ориентировка в окружающем мире (17 ч.)

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход (11 ч.)

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир (5 ч.)

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.



Второй год

Ориентировка в окружающем мире (24 ч.)

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) приразной скорости движения по отношению к другим предметам и участникамдорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках,моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение порисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход (6 ч.)

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети»,«движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака(в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и формапредупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир (4 ч.)

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. Напервомсидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можнотолько со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.


Третий год

Ориентировка в окружающем мире (10 ч.)

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешеходав соответствии с ними.

Ты — пешеход (21 ч.)

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина,разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвлениядорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний,круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительнымисекциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлениемдвижения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик,особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл,диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемомучастке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правиладвижения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки:«движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир (3 ч.)

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в томслучае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.


Четвёртый год

Ориентировка в окружающем мире (11 ч.)

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об историисоздания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход (17 ч.)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожноедвижение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выездна дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «началонаселенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительнымистрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточнаявидимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир (6 ч.)

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидетьна бортах или на грузе, который выше бортов.


Формы и методы контроля:

• организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

• проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

• организация игр-тренингов;

• анализ результатов деятельности.




5. Тематическое планирование


Наименование разделов, блоков, тем

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ориентировка в окружающем мире

17

24

10

11

Ты — пешеход

11

6

21

17

Ты — пассажир

5

4

3

6

Итого

33

34

34

34




















6. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука ПДД»





п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие.

1

01.09

2

Правила поведения учащихся на улице и дороге.

1

08.09

3

Как пешеходы и водители поделили дорогу.

1

15.09

4

Остановочный путь и скорость движения.

1

22.09

5

Пешеходные переходы.

1

29.09

6

Нерегулируемые перекрестки.

1

06.10

7

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1

13.10

8

9

Проект №1«История светофора».

2

20.10

27.10

10

Дорога и её элементы, правила поведения на ней.

1

10.11

11

Где еще можно переходить дорогу.

1

17.11

12

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

1

24.11

13

14

Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Первая помощь при травматизме.

2

01.12

08.12

15

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.

1

15.12

16

17

Проект №2«Зелёная дорога».

2

22.12

29.12

18

19

Виды автотранспортных средств.

2

12.01

19.01

20

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

26.01

21

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

02.02

22

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

09.02

23

Знаки, регулирующие дорожное движение.

1

16.02

24

25

Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки».


2

02.03

09.03

26

Где можно и где нельзя играть.

1

16.03

27

28

Улица глазами водителей.

2

23.03

06.04

29

Ты – велосипедист.

1

13.04

30

31

Поездка за город.

2

20.04

27.04

32

33

Проект №4 «Где можно и где нельзя играть».


2

04.05

11.05

34

Итоговое занятие.

1

18.05



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СШ «Центр образования»

г.Волгодонска

от 30.08.2022 года № 1

заместитель директора по УВР,

председатель МС

____________Д.Н. Батрунов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР____________Н.С. Мурашко



















16