Рабочая программа
внеурочной деятельности по английскому языку
для 8 класса
«Грамматика на пять».
Пояснительная записка
Рабочая программа «Грамматика на пять » для 8 класса составлена на основе
- федерального государственного образовательного стандарта второго поколения,
- внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Она становится важным звеном, обеспечивающим полноту и цельность начального и основного общего образования. В процессе внеурочной деятельности происходит развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, осуществляется системно - деятельностная, коммуникативная и социокультурная направленность обучения английскому языку.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
При составлении программы были учтены следующие принципы организации внеурочной учебной деятельности: преемственность дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности общего образования в целом. Учебный материал организован в соответствии с предметным содержанием речи, рекомендованным для освоения в 8 классе. Настоящая программа дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности "Грамматика на пять" составлена в соответствии с общекультурным направлением внеурочной деятельности. Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей.
Настоящая программа предназначена для обучающихся 8-го класса. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная активность. Активность возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную (знание английского языка является в определенной степени показателем культуры, интеллигентности) и личную значимость.
Часто школьники при изучении иностранного языка испытывают затруднения, обусловленные психологическими барьерами, возникающими при освоении новой языковой действительности. Они связаны с психологическими и индивидуальными особенностями обучаемых, а также с трудностями языкового и социокультурного плана, возникающими в процессе непосредственной работы над изучаемым материалом. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности
В процессе организации внеурочного учебного процесса создаются специальные условия для активного освоения новой инокультурной социальной действительности. На практике это обеспечивает достижение состояния внутреннего комфорта, спокойствия учащихся при овладении английским языком и становится существенным мотивационным фактором, благодаря которому возрастает заинтересованность учащихся в углублении знаний в области английского языка. Кроме того, реализация учебного процесса в рамках предлагаемой программы ориентирована на развитие таких качеств личности, как активность, самостоятельность, ответственность, а также умения адаптироваться к новым ситуациям, изменять их и при необходимости активизировать собственное развитие. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение одного года обучения в объеме 65 часов. Длительность занятий - 40 минут.
Программа авторская, вариативная: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Цель программы:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся посредством расширения и углубления знаний английской грамматики. Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Задачи программы:
активизировать и систематизировать уже имеющиеся грамматические знания обучающихся;
расширить и углубить знания английской грамматики дать учащимся возможность практического использования грамматических правил;
обогатить словарный запас;
начать подготовку обучающихся к экзаменам в формате ГИА;
развивать социокультурную компетенцию обучающихся;
создание условий для поддержания внутреннего комфорта при овладении английским языком;
развитие мотивации к изучению английского языка.
В результате достижения данных задач обеспечивается коммуникативная адаптация восьмиклассников к английскому языку; снимается тревожность и напряженность. Расширяются познавательные возможности учащихся в области английского языка; систематизируются знания, умения и навыки, полученные в ходе основного образовательного процесса.
Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера. Кроме того, создаются благоприятные условия для проявления активности, самостоятельности, ответственности. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. При подведении итогов необходимо учитывать особенности школьников. Предполагается преимущественное использование устных форм общения, а так же лексические и ролевые игры, составление словариков, чтение стишков, скороговорок, выполнение краткосрочных проектов, составление творческой копилки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса:
Личностные УУД:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Регулятивные УУД:
– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
– синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры;
– осознанное и произвольное построение диалогического речевого высказывания с использованием плана;
– свободная ориентация и восприятие текста.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь учителя;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
– владение монологической речью.
Метапредметные результаты:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке
Предметные результаты:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
1 | 2.09 | Словообразование |
2 | 6.09 | Суффиксы прилагательных, обозначающих языки |
3 | 9.09 | Страдательный залог в настоящем времени |
4 | 13.09 | Страдательный залог в прошедшем времени |
5 | 16.09 | Страдательный залог в будущем времени |
6 | 20.09 | Подлежащее + глагол в страдательном залоге + неопределенная форма глагола ( Complex Subject) |
7 | 23.09 | Подлежащее + глагол в страдательном залоге + неопределенная форма глагола ( Complex Subject) |
8 | 27.09 | Времена группы Simple |
9 | 30.09 | Времена группы Progressive |
10 | 4.10 | Времена группы Perfect |
11 | 7.10 | Употребление времен английского глагола |
12 | 11.10 | Герундий. Употребление |
13 | 14.10 | Герундий. Употребление |
14 | 18.10 | Разделительные вопросы. |
15 | 21.10 | Разделительные вопросы. |
16 | 8.11 | Неопределенный артикль |
17 | 11.11 | Определенный артикль |
18 | 15.11 | Артикли с именами собственными |
19 | 18.11 | Артикли с географическими названиями |
20 | 22.11 | Артикли с существительными, обозначающими профессию |
21 | 25.11 | Практика употребления артиклей |
22 | 29.11 | Модальные глаголы |
23 | 2.12 | Модальные глаголы |
24 | 6.12 | Модальные глаголы |
25 | 9.12 | Модальные глаголы |
26 | 13.12 | Придаточные предложения с who, where, when, which |
27 | 16.12 | Способы выражения будущего времени. Present Simple |
28 | 20.12 | Способы выражения будущего времени. Present Progressive |
29 | 23.12 | Способы выражения будущего времени. To be going to |
30 | 27.12. | Способы выражения будущего времени. Future Simple. |
31 | 10.01 | Притяжательные и объектные местоимения |
32 | 13.01 | Возвратные и указательные местоимения |
33 | 17.01 | Количественные и порядковые числительные |
34 | 20.01 | Даты |
35 | 24.01 | Страдательный залог. Present Perfect Passive |
36 | 27.01 | Страдательный залог. Present Perfect Passive |
37 | 31.01 | Степени сравнения прилагательных |
38 | 3.02 | Степени сравнения прилагательных |
39 | 7.02 | Степени сравнения наречий |
40 | 10.02 | Сложное дополнение |
41 | 14.02 | Сложное дополнение |
42 | 17.02 | Имя существительное. Единственное и множественное число. |
43 | 21.02 | Существительные собственные и нарицательные. |
44 | 24.02 | Герундий или инфинитив |
45 | 28.02 | Герундий или инфинитив |
46 | 3.03 | Герундий или инфинитив |
47 | 10.03 | Настоящее совершенное длительное |
48 | 14.03 | Настоящее совершенное длительное |
49 | 17.03 | Косвенная речь |
50 | 28.03 | Косвенная речь |
51 | 31.03 | Косвенная речь |
52 | 4.04 | Косвенная речь |
53 | 7.04 | Типы вопросительных предложений |
54 | 11.04 | Типы вопросительных предложений |
55 | 14.04 | Обороты « used to», to be used, to get used |
56 | 18.04 | Предлоги |
57 | 21.04 | Предлоги |
58 | 25.04 | Условные предложения. Первый и второй тип. |
59 | 28.04 | Условные предложения. Первый и второй тип. |
60 | 5.05 | Оборот « I wish …» |
61 | 12.05 | Оборот « I wish …» |
62 | 16.05 | Устойчивые сочетания с глаголом do и make |
63 | 19.05 | Устойчивые сочетания с глаголом do и make |
64 | 23.05 | Повторение и систематизация изученного материала. |
65 | 26.05 | Повторение и систематизация изученного материала. |