СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Речевая практика»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Речевая практика" предназначена для учащихся 5 класса с нарушением интеллекта

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Речевая практика»»



Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Речевая практика»

5 класс


для обучающихся с интеллектуальными нарушениями



Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)





Учитель-логопед: Царева Светлана Викторовна


Рассмотрена на заседании МО учителей

Руководитель МО:_________В.В. Темникова

«____»________________2024 г.


Одобрено решением педсовета

Протокол №__от «__» _______ 2024 г.



  1. Пояснительная записка


    1. Общая характеристика программы


Курс «Речевая практика» предметной области «Язык и речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций, обусловлено несовершенством речевой практики, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • СП 2.4. 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

  • СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Учебного плана ГКОУ «Головинщинская школа – интернат».


При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы обучающихся должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

В основу разработки программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с нарушением интеллекта возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с интеллектуальным недоразвитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки программы образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализация деятельностного подхода обеспечивает:

    • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

    • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

    • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу программы по учебному предмету «Речевая практика» обучающихся с интеллектуальными нарушениями положены следующие принципы:

      • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

      • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

      • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;

      • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

      • онтогенетический принцип;

      • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

      • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

      • принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

      • принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

      • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

      • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

      • принцип сотрудничества с семьей.


    1. Цель и задачи программы


Цель программы - преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.


Основные задачи программы:

  • способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

  • формировать выразительную сторону речи;

  • учить строить связные устные высказывания;

  • воспитывать культуру речевого общения.








    1. Организация работы по программе

Программа по учебному предмету «Речевая практика» состоит из нескольких разделов:

Аудирование.

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующим пересказом.

Дикция и выразительность речи.

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос

  • сообщение).

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.

Общение и его значение в жизни.

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Культура общения.

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение.

Вежливый отказ от предложения, приглашения.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.


    1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса внеурочной деятельности


Программа по учебному предмету «Речевая практика» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень: Достаточный уровень:
  1. Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

  2. Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал.

  3. Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя.

  4. Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

  5. Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.


  1. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы.

  2. Понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя.

  3. Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации.

  4. Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций.

  5. Высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

  6. Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  7. Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Предметные результаты

Минимальный уровень: Достаточный уровень:
  1. Пользоваться правилами речевого общения.

  2. Использовать письменное общение в жизни.

  3. Слушать короткие сказки и рассказы в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотра видеофильмов.

  4. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

  5. Выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде.

  6. Включать письменное задание в ролевую ситуацию.

  7. Выбирать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению. Объяснять выбор.

  8. Чётко произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по подражанию.

  9. Использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь.

  10. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Вежливый тон голоса в разговоре.

  11. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуаций.

  12. Определять тему ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

  13. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал.

  14. Участвовать в вопросно – ответных диалогах.

  15. Составлять диалоги типа «вопрос - сообщение».

  16. Составлять совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации.

  17. Заменять часто повторяющиеся слова другими словами (местоимениями).

  18. Фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4 – 5 предложений).

  19. Выражать просьбу.

  20. Уметь общаться со старшими, друзьями, малознакомыми людьми.

  21. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.

  1. Понимать важность общения, влияния речи на поступки людей.

  2. Понимать свойства слов: радовать, огорчать, мирить. сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.

  3. Использовать условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

  4. Повторять предложения (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

  5. Прослушивать короткие сказки и рассказы в магнитофонной записи с их последующим пересказом.

  6. Использовать силу голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

  7. Использовать тон речи, выражающего человеческие чувства. Соотносить произнесенные фразы с пиктограммами.

  8. Передавать чувства, эмоции с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

  9. Определять тему ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме.

  10. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

  11. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.

  12. Умение участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).

  13. Составлять связные высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.

  14. Составлять устное и письменное приглашение, поздравление.

  15. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Извинение.

  16. Использовать этикетные формы общения в различных речевых ситуациях.







Личностные результаты

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  1. Развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия.

  2. Формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём.

  3. Освоение социальной роли обучающегося.

  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  5. Проявление доброжелательности и взаимопомощи.

  6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  7. Развитие мотивации к учению, работе на результат.

  8. Развитие бережного отношения к природе.

  9. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

  10. Развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля учителя.

  11. Осознание себя как гражданина России.

  1. Развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия.

  2. Формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём.

  3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  4. Проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности и взаимопомощи.

  5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  6. Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

  7. Развитие мотивации к учению, работе на результат.

  8. Развитие бережного отношения к природе.

  9. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

  10. Проявление готовности к самостоятельным действиям.

  11. Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину.





    1. Система оценки достижения обучающимися программы по учебному предмету «Речевая практика»


Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

  6. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.


  1. Тематический план программы для 5 класса (35 часов)


п\п

Темы

занятий

Содержание работы

Вид деятельности

Оборудование

К-во

час.

Примеч.

I четверть – 9 часов

  1. Аудирование (2 часа)

1







Повторение предложений, разных по структуре. Прослушивание коротких рассказов с

последующим пересказом.

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Работа с рассказами.



Магнитофон

1


2

Подбор картинок к услышанным предложениям

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.

Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе

личного опыта.

Сюжетные картинки, схемы слов и предложений

1


  1. Дикция и выразительность речи (5 часов)

3

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости, горя, испуга, удивления

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.

Слушание, запоминание и воспроизведение комплексов слов.

Пиктограммы

1


4

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов.

Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.


Участие в вопросно-ответных диалогах. Использование в речи (сила голоса, мимика, жесты). Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Пиктограммы

1


5




Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Ролевая игра.

Магнитофон,

пиктограммы

1


6

Чистоговорки.

Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию.

Слушание, запоминание и

воспроизведение комплексов слов.

Чистоговорки

1


7

Упражнения в произнесении стихотворных диалогов.

Стихотворные диалоги

1


  1. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (2 часа)

8




Определение темы ситуации, подбор слов


Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).


Серии сюжетных картинок по лексическим темам, схемы слов, предложений

1





9

Лексическая тема: "Я готовлю уроки".

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос - ответ, вопрос - сообщение).

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.

Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе

личного опыта.

1


Итого 9 часов

II четверть – 7 часов

  1. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (7 часов)

10

Лексическая тема: "На улице города".

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.

Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе

личного опыта.

Серии сюжетных картинок по лексическим темам, схемы слов, предложений

1


11

Лексическая тема: "Современная техника в доме".

1


12

Лексическая тема: "Магазин".

1


13

Лексическая тема: "Я- пешеход"

1


14

Лексическая тема: "Привычки хорошие и не очень".

1


15

Лексическая тема: "Бытовые советы".

1


16

Составление различных предложений по теме: "Зима".

1


Итого 7 часов

III четверть – 10 часов

  1. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (3 часа)

17

Лексическая тема: "В зоопарке у зверей".

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.

Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе

личного опыта.

Серии сюжетных картинок по лексическим темам, схемы слов, предложений

1


18

Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"

1


19

Лексическая тема: "Зимние каникулы".

1


  1. Общение и его значение в жизни (7 часов)

20

Общение: "В библиотеке".

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Конструирование возможных диалогов. Проигрывание

составленных диалогов.

Сюжетные картинки по теме

1


21



1


22

Общение: "Снегурочка"

Сюжетные картинки по теме

1


23

Общение: "Веселый праздник"

Сюжетные картинки по теме

1


24

Общение: "Я - зритель".

Сюжетные картинки по теме

1


25

Общение: "Учимся понимать животных"

Сюжетные картинки по теме

1


26

Общение: "Узнай меня".

Сюжетные картинки по теме

1


Итого 10 часов

IV четверть – 9 часов

  1. Общение и его значение в жизни (2 часа)

27

Общение: "Какя сегодня погода".

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Конструирование возможных диалогов. Проигрывание

составленных диалогов.

Сюжетные картинки по теме

1


28

Составление диалогов по предложенной речевой ситуации.

Сюжетные картинки по теме

1


  1. Культура общения (7часов)

29

Занятие - игра "Телефонный разговор".

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.


Ролевая игра. Проигрывание

составленных диалогов.


Сюжетные картинки по теме

1


30

Культура общения в магазине.

Сюжетные картинки по теме

1


31

Культура поведения в театре, кинотеатре.

Сюжетные картинки по теме

1


32

Культура общения: "Я иду в гости".

Сюжетные картинки по теме

1



33

Культура общения: "Я и друзья".

Сюжетные картинки по теме

1


34

Культура общения: "Я и взрослые".

Сюжетные картинки по теме

1



35

Культура общения с малознакомыми

людьми.

Сюжетные картинки по теме

1


Итого 7 часов

Всего 35 часов





  1. Учебно-методический комплекс


Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 5 – 9класс (автор – В.В. Воронкова).- М., «Просвещение», 2013 г.

Материально-техническое обеспечение:

  • технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);

  • музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),

  • наборы сюжетных картинок

Методическая литература:

    1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

    2. Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.

    3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

    4. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.







  1. Приложение 1.

Предметные результаты обучающихся 5 класса на уроках по предмету «Речевая практика»


Предметные результаты по предмету речевая практика по окончании 5 класса

На начало учебного года

Результаты первого полугодия

Конец учебного года

Пользоваться правилами речевого общения.




Уровень усвоения




Использовать письменное общение в жизни.




Уровень усвоения




Слушать короткие сказки и рассказы в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотра видеофильмов.




Уровень усвоения




Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.




Уровень усвоения




Выполнять словесную инструкцию, данной в письменном виде.




Уровень усвоения




Включать письменное задание в ролевую ситуацию.




Уровень усвоения




Выбирать из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснять выбор.




Уровень усвоения




Чётко произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по подражанию.




Уровень усвоения




Использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Громкая,

спокойная, тихая, шепотная речь.




Уровень усвоения




Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах.




Уровень усвоения




Различение на рисунках выражения этих чувств. Вежливый тон голоса в разговоре.




Уровень усвоения




Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрываниеситуаций.




Уровень усвоения




Определять тему ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.




Уровень усвоения




Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал.




Уровень усвоения




Участвовать в вопросно-ответных диалогах.




Уровень усвоения




Составлять диалоги типа «вопрос -сообщение».




Уровень усвоения




Составлять совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации.




Уровень усвоения




Заменять часто повторяющегося слова другими словами (местоимениями).




Уровень усвоения




Фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки,

последующее составление связного высказывания (4 – 5 предложений).




Уровень усвоения




Выражать просьбу.




Уровень усвоения




Уметь общаться со старшими, друзьями, малознакомыми людьми.




Уровень усвоения




Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.




Уровень усвоения




Итоговый уровень





20