Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Речевая практика»
5 класс
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)
Учитель-логопед: Царева Светлана Викторовна
Рассмотрена на заседании МО учителей
Руководитель МО:_________В.В. Темникова
«____»________________2024 г.
Одобрено решением педсовета
Протокол №__от «__» _______ 2024 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Курс «Речевая практика» предметной области «Язык и речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций, обусловлено несовершенством речевой практики, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Учебного плана ГКОУ «Головинщинская школа – интернат».
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы обучающихся должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
В основу разработки программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с нарушением интеллекта возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с интеллектуальным недоразвитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки программы образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу программы по учебному предмету «Речевая практика» обучающихся с интеллектуальными нарушениями положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Цель и задачи программы
Цель программы - преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.
Основные задачи программы:
способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить связные устные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Организация работы по программе
Программа по учебному предмету «Речевая практика» состоит из нескольких разделов:
Аудирование.
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса внеурочной деятельности
Программа по учебному предмету «Речевая практика» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя. Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. | Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы. Понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя. Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. Высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. |
Предметные результаты
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Пользоваться правилами речевого общения. Использовать письменное общение в жизни. Слушать короткие сказки и рассказы в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотра видеофильмов. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Включать письменное задание в ролевую ситуацию. Выбирать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению. Объяснять выбор. Чётко произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по подражанию. Использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Вежливый тон голоса в разговоре. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуаций. Определять тему ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Участвовать в вопросно – ответных диалогах. Составлять диалоги типа «вопрос - сообщение». Составлять совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. Заменять часто повторяющиеся слова другими словами (местоимениями). Фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4 – 5 предложений). Выражать просьбу. Уметь общаться со старшими, друзьями, малознакомыми людьми. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. | Понимать важность общения, влияния речи на поступки людей. Понимать свойства слов: радовать, огорчать, мирить. сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Использовать условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д. Повторять предложения (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивать короткие сказки и рассказы в магнитофонной записи с их последующим пересказом. Использовать силу голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Использовать тон речи, выражающего человеческие чувства. Соотносить произнесенные фразы с пиктограммами. Передавать чувства, эмоции с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Определять тему ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Умение участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составлять связные высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Составлять устное и письменное приглашение, поздравление. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Извинение. Использовать этикетные формы общения в различных речевых ситуациях. |
Личностные результаты
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия. Формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём. Освоение социальной роли обучающегося. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Проявление доброжелательности и взаимопомощи. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитие мотивации к учению, работе на результат. Развитие бережного отношения к природе. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля учителя. Осознание себя как гражданина России. | Развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия. Формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности и взаимопомощи. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Развитие мотивации к учению, работе на результат. Развитие бережного отношения к природе. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Проявление готовности к самостоятельным действиям. Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину. |
Система оценки достижения обучающимися программы по учебному предмету «Речевая практика»
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Тематический план программы для 5 класса (35 часов)
№ п\п | Темы занятий | Содержание работы | Вид деятельности | Оборудование | К-во час. | Примеч. |
I четверть – 9 часов |
Аудирование (2 часа) |
1 | Повторение предложений, разных по структуре. Прослушивание коротких рассказов с последующим пересказом. | Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Работа с рассказами. | Магнитофон | 1 | |
2 | Подбор картинок к услышанным предложениям | Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора. | Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта. | Сюжетные картинки, схемы слов и предложений | 1 | |
Дикция и выразительность речи (5 часов) |
3 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости, горя, испуга, удивления | Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. | Слушание, запоминание и воспроизведение комплексов слов. | Пиктограммы | 1 | |
4 | Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов. | Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. | Участие в вопросно-ответных диалогах. Использование в речи (сила голоса, мимика, жесты). Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Пиктограммы | 1 | |
5 | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. | Ролевая игра. | Магнитофон, пиктограммы | 1 | |
6 | Чистоговорки. | Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. | Слушание, запоминание и воспроизведение комплексов слов. | Чистоговорки | 1 | |
7 | Упражнения в произнесении стихотворных диалогов. | Стихотворные диалоги | 1 | |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (2 часа) |
8 | Определение темы ситуации, подбор слов | Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Серии сюжетных картинок по лексическим темам, схемы слов, предложений | 1 | |
9 | Лексическая тема: "Я готовлю уроки". | Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос - ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. | Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта. | 1 | |
Итого 9 часов |
II четверть – 7 часов |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (7 часов) |
10 | Лексическая тема: "На улице города". | Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. | Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта. | Серии сюжетных картинок по лексическим темам, схемы слов, предложений | 1 | |
11 | Лексическая тема: "Современная техника в доме". | 1 | |
12 | Лексическая тема: "Магазин". | 1 | |
13 | Лексическая тема: "Я- пешеход" | 1 | |
14 | Лексическая тема: "Привычки хорошие и не очень". | 1 | |
15 | Лексическая тема: "Бытовые советы". | 1 | |
16 | Составление различных предложений по теме: "Зима". | 1 | |
Итого 7 часов |
III четверть – 10 часов |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (3 часа) |
17 | Лексическая тема: "В зоопарке у зверей". | Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. | Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта. | Серии сюжетных картинок по лексическим темам, схемы слов, предложений | 1 | |
18 | Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" | 1 | |
19 | Лексическая тема: "Зимние каникулы". | 1 | |
Общение и его значение в жизни (7 часов) |
20 | Общение: "В библиотеке". | Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д. | Конструирование возможных диалогов. Проигрывание составленных диалогов. | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
21 | | | 1 | |
22 | Общение: "Снегурочка" | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
23 | Общение: "Веселый праздник" | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
24 | Общение: "Я - зритель". | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
25 | Общение: "Учимся понимать животных" | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
26 | Общение: "Узнай меня". | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
Итого 10 часов |
IV четверть – 9 часов |
Общение и его значение в жизни (2 часа) |
27 | Общение: "Какя сегодня погода". | Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д. | Конструирование возможных диалогов. Проигрывание составленных диалогов. | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
28 | Составление диалогов по предложенной речевой ситуации. | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
Культура общения (7часов) |
29 | Занятие - игра "Телефонный разговор". | Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | Ролевая игра. Проигрывание составленных диалогов. | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
30 | Культура общения в магазине. | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
31 | Культура поведения в театре, кинотеатре. | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
32 | Культура общения: "Я иду в гости". | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
33 | Культура общения: "Я и друзья". | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
34 | Культура общения: "Я и взрослые". | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
35 | Культура общения с малознакомыми людьми. | Сюжетные картинки по теме | 1 | |
Итого 7 часов |
Всего 35 часов |
Учебно-методический комплекс
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 5 – 9класс (автор – В.В. Воронкова).- М., «Просвещение», 2013 г.
Материально-техническое обеспечение:
технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
наборы сюжетных картинок
Методическая литература:
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.
Приложение 1.
Предметные результаты обучающихся 5 класса на уроках по предмету «Речевая практика»
Предметные результаты по предмету речевая практика по окончании 5 класса | На начало учебного года | Результаты первого полугодия | Конец учебного года |
Пользоваться правилами речевого общения. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Использовать письменное общение в жизни. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Слушать короткие сказки и рассказы в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотра видеофильмов. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Выполнять словесную инструкцию, данной в письменном виде. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Включать письменное задание в ролевую ситуацию. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Выбирать из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснять выбор. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Чётко произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по подражанию. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Различение на рисунках выражения этих чувств. Вежливый тон голоса в разговоре. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрываниеситуаций. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Определять тему ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Участвовать в вопросно-ответных диалогах. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Составлять диалоги типа «вопрос -сообщение». | | | |
Уровень усвоения | | | |
Составлять совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Заменять часто повторяющегося слова другими словами (местоимениями). | | | |
Уровень усвоения | | | |
Фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4 – 5 предложений). | | | |
Уровень усвоения | | | |
Выражать просьбу. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Уметь общаться со старшими, друзьями, малознакомыми людьми. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. | | | |
Уровень усвоения | | | |
Итоговый уровень | | | |
20