СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре :"Здоровячок".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре :"Здоровячок".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тарумовская средняя общеобразовательная школа»




РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов

________________________

[Ибрагимова П.К.

Протокол № 1 от «26» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

Мещерякова Л.И.

Протокол № 1 от «28» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Гайтемирова М.Н.

Приказ № от «30» августа 2024 г.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Здоровячок»


4 «Г» класс

















Учитель: МагомедоваА.Х.



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) на основе авторской (Программы по спортивно оздоровительному направлению) Гавриловой Е.И.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования .

    1. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно- оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Цель:
  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:
  • формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учѐбы и отдыха, двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах


Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: в 4 классе — 34 часа в год.

Программа построена на основании современных научных представлений о

физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» состоит из 7 разделов:


«Вот мы и в школе».

«Питание и здоровье».

«Моѐ здоровье в моих руках».

«Я в школе и дома».

«Чтоб забыть про докторов».

«Я и моѐ ближайшее окружение».

«Вот и стали мы на год взрослей».


  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


  1. Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.

  1. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


  1. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).


Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.


Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

    1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся.
Знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы;



    1. Формы учета знаний и умений.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.


3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН «Здоровячок» 4 классы

«Если хочешь быть здоров»


Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.


Категория слушателей: обучающиеся 1-4 классы


Срок обучения: 1 год


Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)




№ п/п



Наименование разделов и дисциплин


Всего, час.

В том числе


Форма контроля



лекции

практи- ческие


занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4




II

Питание и здоровье

5




III

Моѐ здоровье в моих руках

7




IV

Я в школе и дома

6




V

Чтоб забыть про докторов

4




VI

Я и моѐ ближайшее окружение

4




VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4





Итого:

34




    1. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№ п/п



Наименование разделов и дисциплин


Всего, час.

В том числе

Форма контроля


лекции



выезд




Введение «Вот мы и в школе».






1

Что мы знаем о ЗОЖ

1





2

По стране Здоровейке

1





3

В гостях у Мойдодыра

1





4

Я хозяин своего здоровья

1






Питание и здоровье






5

Правильное питание – залог здоровья Меню из трех

блюд на всю жизнь.

1





6

Культура питания. Этикет.

1





7

Спектакль «Я выбираю кашу»

1





8

«Что даѐт нам море»

1





9

Светофор здорового питания

1





III

Моё здоровье в моих руках






10

Сон и его значение для

здоровья человека

1





11

Закаливание в домашних

условиях

1







12

День здоровья


1




13

Иммунитет

1




14

Беседа «Как сохранять и укреплять свое здоровье».


1




15

Спорт в жизни ребѐнка.

1




16

Слагаемые здоровья

1




IV

Я в школе и дома





17

Я и мои одноклассники

1




18

Почему устают глаза?

1




19

Гигиена позвоночника.

Сколиоз

1




20

Шалости и травмы

1




21

«Я сажусь за уроки» Переутомление и

утомление

1




22

Умники и умницы

1




V

Чтоб забыть про

докторов





23

С. Преображенский

«Огородники»





24

Как защитить себя от болезни

1




25

День здоровья


«Самый здоровый класс»

1




26

«Разговор о правильном

питании» Вкусные и полезные вкусности

1




VI

Я и моё ближайшее

окружение





27

Мир эмоций и чувств.

1




28

Вредные привычки

1




29

«Веснянка»

1




30

В мире интересного

1




VII

«Вот и стали мы на год взрослей»





31

Я и опасность.

1





32

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова

«Красивые грибы»

1




33

Первая помощь при

отравлении

1




34

Наши успехи и достижения

1





Итого:

34








Календарно-тематический план.








Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6


Введение « Вот мы и в школе». (4 часа )

1.1

Что мы знаем о ЗОЖ

Понятия «ЗОЖ». Умение вести здоровый образ жизни, Личная гигиена.

1


1.2

По стране Здоровейке

Понятия «здоровье-как главная ценность человека», выделить компоненты

здоровья.

1


1.3

В гостях у Мойдодыра

Необходимость человека в соблюдении правил гигиены.

1


1.4

Я хозяин своего здоровья

Познакомить с правилами,помогающими сохранить собственное здоровье.

1



2.1

Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

Правила питания,составление меню.

1


2.2

Культура питания. Этикет

Понятие «этикет»,познакомиться с культурой питания.

1


2.3

Спектакль «Я выбираю кашу»

Понятия «здоровое питание»,

Проблемная ситуация: можно ли всегда есть то, что тебе хочется?

1


2.4

«Что даѐт нам море»

Польза морепродуктов ,польза морского воздухаи.т.д.

1



2.5

Светофор здорового питания

Понятие о здоровом питании,о пользе витаминов в рационе.

1




Моё здоровье в моих руках(7 часов)

3.1

Сон и его значение для здоровья человека

Содержание понятия «сон»,почему нужно спать 8-9 часов всутки?,какое значение имеет для человека сон?

1







3.2

Закаливание в домашних условиях

Знакомство с правилами закаливания детского организма.

1


3.3

День здоровья


«Будьте здоровы»

Составные нашего здоровья. Путешествие к доктору Пилюлькину,к доктору

Чистюлькину,к Повару,вБольницу.

1


3.4

Иммунитет

Знакомство с правилами сохранения и укрепления нашего иммунитета.

1


3.5

Беседа «Как сохранять и укреплять свое

здоровье».

Знакомство с правилами сохранения и укрепления нашего здоровья.

1



3.6

Спорт в жизни ребѐнка

Что мы знаем о роли спорта в жизни

каждого. Отношение в семье к спорту.

1


3.7

Слагаемые здоровья

Проблемная ситуация: как надо относиться к здоровью? Слагаемые

нашего здоровья.

1


Я в школе и дома(6

4.1

Я и мои одноклассники

Проблемная ситуация: как надо относиться к своим одноклассникам? Помощь и забота по отношению к

1



часоов)

4.2

Почему устают глаза?

Знакомство с правилами ухода за глазами.

1


4.3

Гигиена позвоночника. Сколиоз

Знакомство с правилами правильной посадки, правильная осанка ,как избежать сколиоза?

1


4.4

Шалости и травмы

Знакомство с правилами поведения в гостях, в школе ,на улице, в транспорте .К чему приводят шалости? Как избежать

1


4.5

«Я сажусь за уроки» Переутомление и

утомление

Проблемная ситуация: как правильно распределить время на труд и отдых? . Как избежать переутомления.

1


4.6

Умники и умницы

Ролевая игра « Умники и умницы»

1


Чтоб забыть про докторов(5 часов )

5.1

С. Преображенский

«Огородники»

Знакомство с произведением С. Преображенского «Огородники»

1


5.2

Как защитить себя от болезни (выставка рисунков)

Проблемный вопрос: что такое

«грипп».Что нужно делать ,чтобы не заболеть?

1


5.3

День здоровья


«Самый здоровый

Знакомство с правилами поведения в природе. Чем мы можем помочь нашим меньшим братьям? Викторина.

1


5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Знакомство с правилами питания. Экскурсия в магазин.

1


Я и моё ближайшее окружение( 4 часа )

6.1

Мир эмоций и чувств.

Как управлять своими эмоциями?

1


6.2

Вредные привычки

Понятие «вредные привычки». Как избежать вредных привычек?

1



6.3

«Веснянка»

Слушание сказок и их обсуждение.

1




6.4

В мире интересного

Волшебство, чудо и правда в сказках. В

сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1


«Вот и стали мы на год взрослей

»(4 часа )

7.1

Я и опасность.

Какие опасности могут подстерегать нас в лесу на водоѐме ,дома и.т.д.

1



7.2

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова

«Красивые грибы»

Какие опасности могут подстерегать нас в лесу на водоѐме ,дома и.т.д. Чем мы можем отравиться ?Как этого

избежать?

1



7.3

Первая помощь при отравлении

Оказание первой помощи при отравлении для чего нам это знать?

1



7.4

Наши успехи и достижения

Чего мы добились за год.

1




Итого:


34



4.ПРИЛОЖЕНИЕ

Тестовый материал

1-4 классы диагностика «Что мы знаем о здоровье»


  1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?

а) инфекция б) эпидемия в) аллергия

  1. Как не передаются кишечных заболеваний?

а) по воздуху б) с пищей

в) с грязными руками

  1. Что вредит здоровью?

а) игры на свежем воздухе

б) малоподвижный образ жизни в) плавание, катание на лыжах 4.Что не вредит здоровью?

а) курение

б) закаливание в) спиртное

  1. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?

а) по воздуху б) с пищей

в) с водой

  1. Какое заболевание не относится к инфекционным?

а) грипп

б) дизентерия в) ветрянка

  1. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?

а) никотин б) алкоголь

в) наркотики

  1. Что не поможет организму стать сильнее?

а) занятие спортом б) закаливание

в) вкусная пища

  1. Какое питание нельзя назвать здоровым?

а) регулярное б) без спешки

в) однообразное


Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)

8-9 баллов- ты хорошо осведомлѐн о здоровье 5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье Меньше 5 – твоѐ здоровье в опасности .

5.Литература


    1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр

«Вентана-граф». 2002.- 205 с.

    1. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

    2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

    3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

    4. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

    5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

    6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

    7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

    8. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

    9. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

    10. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

    11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

    12. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

    13. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.