Содержание.
1. Пояснительная записка.
2.Общая характеристика учебного предмета.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
4. Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
.
5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6.Содержание учебного предмета.
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Пояснительная записка
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих младших школьников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Рабочая программа « Поиграй-ка» адаптирована для детей 7-9 лет
Общая характеристика кружка
Кружок «Поиграй-ка» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В факультативный курс «Поиграй-ка» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Кружок «Поиграй-ка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раза в
неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Поиграй-ка»
Личностные результаты освоения содержания курса являются следующие умения:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты:
Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса
являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание учебного предмета
Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Теоретический раздел: беседы на темы: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика», «Чтоб здоровыми остаться надо….», « Я сильный, ловкий, быстрый», правила игр.
Практический раздел
Русские народные игры: «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Большой мяч», Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами», Наседка и коршун», «Удар по веревочке» См. Приложение
Подвижные игры: “Волк во рву,” “Салки”, “Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “У ребят порядок строгий”, «Кочка, дорожка, копна» ,«Охотники и утки», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Совушка», «Удочка», «Перемена мест», " «Космонавты", «Зайцы в огороде»
Игры на развитие памяти, внимания, воображения
«Запомни порядок», «Художник», «Все помню», «Море волнуется», «Запрещенное движение»,ору с использованием скороговорок., «Два мороза», эстафеты с примерами на сложение и вычитание, «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку».
Игры на свежем воздухе с зимним инвентарем санками, лыжами, клюшками.
Игры и эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр. Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки, метание); подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики (простейшие виды построений и перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол).
Спортивные праздники: «Фестиваль подвижных игр», «Большие гонки, «Олимпийские игры»
Основные разделы программы
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1 | Народные игры | 26 |
2 | Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи | 18 |
3 | Подвижные игры | 45 |
4 | Спортивные игры | 9 |
5 | Спортивные праздники | 4 |
Календарно-тематическое планирование.
№ Дата проведения | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
|
| | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Беседа:«Мир движений и здоровье». Правила игр. Строевые упражнения | Формирование понятий о мире движений, их роли в сохранении здоровья |
| | Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики –великаны» «Запомни- порядок» | «Беседа о гигиене» Правила игр. | Уметь применить знания о гигиене, самостоятельно играть в разученные игры |
| | Игры на развитие памяти. | Игры «Художник» « Все помню» | Уметь самостоятельно играть в разученные игры, организовывать и проводить со сверстниками разученные игры |
| | Игры на развитие воображения. | Игры: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок. | Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, Оказывать посильную помощь сверсникам при выполнении задания |
| | Игры на развитие памяти | «Два мороза».Эстафеты с примерами на сложение и вычитание. | Уметь выполнять эстафету с примерами, самостоятельно играть в разученные игры |
| | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку». | Уметь проявлять положительные качества личности, и управлять своими эмоциями |
|
| | Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | Уметь самостоятельно играть в разученные игры и применять двигательные умения и навыки в различных условиях |
| | Русские народные игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами» | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | Уметь технически правильно выполнять двигательные действия; |
| | Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун» | Правила игры. Проведение игры. | Уметь самостоятельно играть в разученные игры и применять двигательные умения и навыки в различных условиях |
| | Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | Уметь проявлять положительные качества личности, и управлять своими эмоциями |
| | Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей» | Правила игры. Проведение игры. | Уметь организовывать и проводить игры, соблюдать требования техники безопасности |
| | Русская народная игра « Удар по веревочке» | Правила игры. Проведение игры. | Уметь проявлять положительные качества личности, и управлять своими эмоциями |
| | Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты» | Беседа: «Чтоб здоровыми остаться надо….». Составить слова по карточкам: здоровье, спорт, зарядка Знакомство с правилами и проведение игр | Формирование ЗОЖ, уметь выполнять комплекс ОРУ |
| | Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами | Беседа: Составление упражнений для утренней гимнастики. Работа с карточками. Эстафеты с обручами | Знать о правилах составления упражнений для утренней гимнастики, уметь выполнять эстафету с обручами |
| | Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты с баскетбольным мячом. | Эстафеты на развитие быстроты, силы, ловкости. Беседа о физ. Качествах сила , быстрота, ловкость. | Формирование понятий сила , быстрота, ловкость. |
| | Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка». | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | Иметь представление о физических качествах, уметь выполнять ОРУ с мячами, Выполнять перестроения |
| | Игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». | Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | Уметь выполнять метание в цель, самостоятельно играть в разученные игры |
| | Эстафеты с санками и лыжами | Проведение зимних эстафет. | Уметь выполнять эстафету с санками и лыжами |
| | Игры на лыжах «Биатлон» | Правила игры. Проведение игры. | Уметь организовать и провести игру на лыжах |
| | Игры зимой:«Охота на куропаток» | Игры со скакалкой, мячом. | Иметь представление о технике безопасности в играх с мячом и со скакалкой |
| | Весёлые старты со скакалкой. | Упражнения со скакалкой. Эстафеты со скакалкой. | Уметь выполнять эстафеты со скакалкой,взаимодействовать со сверстниками при проведении эстафет |
| | Игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | Уметь выполнять ловлю, броски и передачу мяча |
| | Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «Волк во рву», | Проведение игры. Формирование правильной осанки | Знать о правилах формирования правильной осанки,, организовывать самостоятельную деятельность |
| | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам» | Правила игры. Проведение игры. | Уметь организовывать самостоятельную деятельность, с учетом требований безопасности |
| | Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка». | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | Уметь выполнять комплекс ОРУ с мячом, выполнять перестроения . |
| | Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов» | Построение. Строевые упражнения перемещение. | Уметь выполнять строевые упражнения, организовывать т проводить игры с разной целевой направленностью |
| | Игра «Салки с мячом». | Правила игры. Проведение игры. | Уметь организовывать самостоятельную деятельность, с учетом требований безопасности |
| | Игра «Прыгай через ров» | Совершенствование координации движений. | Иметь представление о координации движений |
| | Футбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | Уметь выполнять игровые приемы в футболе,общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения |
| | Футбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. | Уметь выполнять игровые приемы в футболе,общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения |
| | Футбол | Проведение игры. | Уметь самостоятельно организовать игру в футбол, доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения |
| | Спортивный праздник. | Игры, эстафеты, Весёлые минутки. | Уметь выполнять эстафеты, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения соревнований |
| | Олимпийские игры | Эстафеты с предметами | Уметь выполнять эстафеты с предметами,оказывать моральную поддержку сверстникам |
| | Большие гонки | Эстафеты с предметами и без | Уметь выполнять эстафеты с предметами и без |
| | Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр» | Эстафеты с надувными шарами | Уметь выполнять эстафеты с надувными мячами |
| | Игры на развитие памяти. | Игры «Художник» « Все помню» | Уметь организовывать самостоятельную деятельность, с учетом требований безопасности |
| | Игры на развитие воображения. | Игры: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок. | Уметь находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками |
| | Игры по выбору детей | По желанию детей | Уметь организовывать самостоятельную деятельность, с учетом требований безопасности |
Материально – техническое обеспечение
Учебно – методический комплект
Программа «Физическая культура» автор Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская М.: Вентана - Граф, 2012 г.
Учебник по физической культуре,. 1-2 класс. Автор Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская М.: Вентана - Граф, 2010 г.
Методические пособия
Рабочие программы по физической культуре 1-4 классы. Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская М.: Вентана - Граф, 2010 г.
Печатные пособия
Таблицы по физическому воспитанию
Спортивный инвентарь
Маты.
Мячи баскетбольные, мячи волейбольные, футбольный мяч, мячи для метания.
Спортивный конь.
Обручи, скакалки.
Оборудование летней спортивной площадки (беговые дорожки, турник, яма для прыжков в длину с разбега, разметка для прыжков с места, баскетбольная площадка, волейбольная площадка, дорожка «лабиринт» ит.д.).
Технические средства обучения.
Компьютер.
Экранно – звуковые пособия.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по физической культуре